Церковный раскол XVII века

Правление царя Алексея Михайловича ознаменовалось крупнейшим духовно-религиозным кризисом, поразившим общество в результате предпринятой по инициативе патриарха Никона церковной реформы.

Необходимость такой реформы диктовалась потребностью в укреплении позиций церкви и усилении её влияния на прихожан, частично ослабленного за годы Смуты. Первые шаги в этом направлении были осуществлены патриархом Филаретом, который принял ряд мер по ужесточению требований к поведению и образу жизни белого и чёрного духовенства, по борьбе с проявлениями язычества в повседневной жизни, с проникновением в страну протестантских учений.

Серьёзнейшей проблемой, с которой столкнулся и только начал её решать Филарет, оказалось отсутствие внутри церкви единства богослужебных книг и церковных обрядов. Многочисленные расхождения в них накопились за столетия, когда религиозная литература копировалась от руки, что вело к неизбежным ошибкам переписчиков, а низкий уровень образованности многих священников способствовал произвольной трактовке исполнения ими того или иного церковного обряда.

В 1640-е гг. в Москве возник кружок, объединивший как представителей духовенства, так и светских людей, озабоченных данной проблемой и обсуждавших пути её решения (т.н. «ревнители благочестия» или «боголюбцы»). Среди них личными качествами - силой воли, убеждённостью в правильности своих взглядов, умом - выделялись архимандрит одного из московских монастырей Никон и провинциальный священник протопоп Аввакум. Под влияние этого кружка и лично Никона подпал и царь Алексей Михайлович, разделивший их взгляды относительно необходимости ввести единство книг и обрядов. При поддержке царя Никон сначала стал новгородским митрополитом, а затем и патриархом (1652 г.).

Заняв высший пост в церковной иерархии, Никон выступил инициатором унификации литературы и обрядов, в чём получил полную поддержку царя. Однако между прежними «боголюбцами» возникли острые противоречия относительно того образца, который должен быть принят для введения единообразия. Никон считал необходимым править книги и обряды по греческому первоначальному образцу, принятому в Константинополе. Аввакум, превратившийся в главного оппонента Никона, настаивал на необходимости взять за образец древнерусские церковные традиции. Царь после некоторых колебаний принял сторону Никона.

Поддержка царя позволила Никону добиться на церковном соборе 1654 г. одобрения целого ряда исправлений, которые стали впредь вноситься в книги и обряды. Важнейшими из них стали новое написание имени Христа (Иисус вместо Исус) и замены: двоеперстия на троеперстие при совершении крестного знамения, восьмиконечного креста на четырёхконечный, хождения при обряде крещения по солнцу на хождение против солнца. Были также внесены многочисленные изменения в тексты молитв.

Будучи крайне честолюбивым человеком, Никон постарался использовать реформу для того, чтобы поставить свою духовную власть вровень с царской, занять в стране такое же положение как патриарх Филарет. Притязания Никона на владение светской властью привели к его столкновению с царём. Переоценив степень своего влияния на Алексея Михайловича, Никон демонстративно отказался выполнять патриаршие обязанности, надеясь, что, испугавшись этого, царь пойдёт навстречу его желаниям. Но Алексей Михайлович не только не уступил, но в конечном итоге добился, чтобы на церковном соборе 1666 г. Никона официально лишили сана патриарха, после чего его сослали в отдалённый северный монастырь, где в 1681 г. он умер.

Уход Никона не остановил проведение реформы, в котором главную роль теперь стало играть государство. Но, как при Никоне, так и без него внедряемым новшествам было оказано сильнейшее сопротивление со стороны значительной части духовенства и рядовых прихожан.

Дело в том, что исправление религиозных обрядов и текстов затрагивало, что не было в полной мере оценено инициаторами реформы, чрезвычайно чувствительную для сознания средневекового человека проблему следования канону. Канон выражал верность старине и воспринимался как навсегда данная истина, поэтому малейшие изменения, вносимые в него, подвергали сомнению всю картину мироздания. Общество, пережившее страшную катастрофу Смуты, искало опоры в традиции. В верности следования устоям, прежде всего – религиозным, которые были на Руси «испокон веков», многим противникам изменений виделось едва ли не единственное средство спасения своей души.

Поэтому Аввакум и его сторонники расценили реформу как измену истинной вере. По их мнению, государственной властью и церковным руководством овладел антихрист, который хочет погубить истинное православное царство - Третий Рим. В ответ церковный собор 1656 г. отлучил от церкви всех сторонников старой веры (старообрядцев), что и ознаменовало окончательный раскол внутри общества.

Массы сторонников старой веры уходили в глухие леса Русского Севера, Урала и Сибири, где создавали свои поселения, бежали за границу, прибегали к групповым самосожжениям, особенно, когда их пытались насильственно заставить отказаться от своих взглядов. Доходило и до вооруженного сопротивления: так, в 1668-1676 гг. монахи Соловецкого монастыря, не принявшие реформу, оборонялись от посланных против них войск. Аввакум был арестован, подвергся ссылке и тюремному заключению, но не изменил своей позиции и в 1682 г. был казнён (сожжён вместе со своими ближайшими сподвижниками).

Размах старообрядческого движения объяснялся тем, что оно выступило не только против исправления обрядов, но в целом за возврат к старине, к тем порядкам, которые существовали в русских землях в древности, то есть тогда, когда ещё не сложилась система самодержавной власти и крепостного права. Эта социальная составляющая старообрядческого движения обеспечила участие в нём людей, принадлежащих к разным сословиям, включая представителей дворянства и даже отдельных боярских фамилий.

В результате церковная реформа явилась социальным и духовным потрясением русского общества, породившем раскол между миллионами верующих и светской и духовной властью, заставившим массы людей усомниться в законности и справедливости существующего миропорядка, самодержавной власти и официальной церкви.

Билет №9

1. Петр I. Внутренняя и внешняя политика в период его царствования.

Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1696 —1715 годы и 1715 —1725 .

Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны (1700—1721 ). Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни.

Во втором периоде реформы были более планомерными и направленными на внутреннее обустройство государства.

Характер реформ:

Проведена необходимость преобразований при недостаточной зрелости экономических предпосылок, традиционализма общества порождали насильственный характер реформ.

В целом реформы Петра были направлены на укрепление Российского государства и приобщение правящего слоя к западноевропейской культуре с одновременным усилением абсолютной монархии . К концу правления Петра Великого была создана мощная Российская империя , во главе которой находился император , обладавший абсолютной властью. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от ряда других европейских государств, завоёван выход к Балтийскому морю , проведены преобразования во всех сферах жизни российского общества. В то же время, народные силы были крайне истощены, разросся бюрократический аппарат, были созданы предпосылки (Указ о престолонаследии) для кризиса верховной власти, приведшие к эпохе «дворцовых переворотов».

Наши рекомендации