Роль художественности в жанре специального репортажа
Цель репортажа – оперативно, динамично и достоверно рассказать историю события, причем репортер зачастую выступает как участник этого события.
Во – первых, не всегда продумана основная идея: для кого и для чего делается репортаж? Особенно неудачен показ всевозможных заседаний, конференций, собраний. Вместо скучных лиц лучше показывать дело, объект, проблему, ради которых люди собрались. А под конец отловить в кулуарах интересного человека, "блеснувшего" на трибуне нестандартной мыслью.
Во – вторых, даже если появляется в репортаже " блеснувший", интервью с ним, как правило, непомерно длинное, и это разрушает динамику сюжета.
В – третьих, репортер далеко не всегда задумывается о четкой драматургии сюжета. Например, сплошь и рядом кульминация события монтируется первой, а потом уже идут подробности. Но ведь специальный репортаж – не информация, которую целесообразно стоить по принципу пирамиды: сначала главное, затем подробность.
В - четвертых, наши журналисты не вполне еще владеют искусством сочетания слова и изображения в репортаже.
А ведь, казалось бы, все очень просто. Не надо словами называть то, что и так видно в кадре. Дополнить, пояснить – вот задача репортера.
В - пятых, правило Горация. Не стоит передавать словами, то что, может быть показано. Зачем спрашивать о том, что можно показать?
В - шестых, репортеры даже не стремятся стать участниками тех событий, которые показывают. Ну почему бы, ведя репортаж со стройки, самому не положить кирпич в здание, не вынести носилки на свалку с мусором? Да мало ли возможностей подсказывает всякий раз реальное событие!
При разработке специального репортажа можно планировать заранее, что ты хочешь сказать, и каким именно образом можно свести воедино информацию и картинку. Начальные эпизоды, интерьеры, съемки на природе, общие планы, наезды. Цель – несколькими планами дать зрителю как можно более полное представление о месте съемок. Написание сценария. На этом этапе журналист приступает к разработке подробной композиции будущего репортажа – написанию сценарного плана. Сценарный план выполняет самые разнообразные функции, отвечая как творческим, так и техническим требованиям телевизионного производства. Основная задача, которую должен решить журналист – это расширить содержание сюжета за счет взаимосвязи зрительных образов и слова. Тщательно отбирая и организуя визуальный материал, репортер строит сквозное непрерывное действие, параллельно обдумывая и словесную строну – закадровый текст – комментарий интонациями, паузами и акцентами сделает любой текст удобослушаемым" *
Для разнообразия, считает Фенг, нужно облегчать информацию. Существует много способов сделать новости более занимательными. Текст может заискриться с помощью:
- знаменитого изречения, в том числе стихотворения и пословицы.
- рекламных лозунгов, девизов и слоганов.
- обыгрывания названий популярных фильмов и песен.
- намеков на всем известные события, исторические факты и лица.
- иронии.
- метонимии, которые, однако, не так часто используются, как гиперболы, но подчас более эффективны.
- каламбура.