Разновидности политических конфликтов и основные методы их урегулирования

На практике существует широкое многообразие политиче­ских конфликтов. Их классификация осуществляется по различ­ным основаниям. Прежде всего, в зависимости от содержания политических отношений, в рамках которых осуществляется противоборство, конфликты подразделяются на внутриполити­ческие и внешнеполитические (международные). Главное содер­жание внутриполитического конфликта составляет борьба соци­ально-политических сил за реализацию политических интере­сов, за политическое господство и политическую власть в стра­не, за осуществление в общественно-политической практике тех или иных идейно-политических установок или В отличие от внутриполитических конфликтов содержательной стороной внешнеполитических конфликтов являются нацио­нально-государственные интересы суверенных государств, их

союзов и коалиций. ,

Внутриполитические и внешнеполитические конфликты также подразделяются на различные виды и уровни. 1ак, вну риволитические конфликтыбывают различными по составу

участников, статусу и степени формализованности субъектов
конфликтных ситуаций. В соответствии с этим выделяются-
межгрупповые, социально-корпоративные, социально-

демографические и общегражданские политические конфликты.

Особенно острыми и напряженными являются классовые внутриполитические конфликты, возникающие между общест­венными классами с противоположными интересами. Эти кон­фликты, как правило, имеют антагонистический характер и, на­чинаясь на социально-демографическом (а порой и социально-корпоративном) уровне, нередко переходят на общеграждан­ский. Классовая борьба, возникшая с появлением частной соб­ственности, сопровождала практически всю историю развития человечества. Однако в процессе перехода мировой цивилиза­ции от тоталитарных и авторитарных форм правления к демо­кратическим актуальность межклассовых политических кон­фликтов несколько снизилась.

С межклассовыми внутриполитическими конфликтами, кон­фликтными отношениями между отдельными социальными груп­пами тесно связаны конфликты между политическими партия­ми и общественно-политическими объединениями. В этих кон­фликтах отстаиваются преимущественно интересы классов, от­дельных социальных групп и слоев, составляющих социальную базу политических партий и общественно-политических объеди­нений. Борьба политических партий и общественно-политичес­ких объединений в основном проходит на корпоративном уровне и не выходит за рамки конституционных норм, хотя и приобре­тает порой драматический характер. В конечном итоге она ве­дется за лидерство в государстве, партии или движении, за их особый статус в системе властных отношений. Иногда противо­борство между политическими партиями и общественно-поли­тическими объединениями происходит также по линии их разли­чий в идеологических ценностях и общественно-политических ориентациях. Конфликты между политическими партиями, об­щественно-политическими объединениями распространены в современных демократических странах.

Особую группу внутриполитических конгЬпш,
Ют межнационаяьные, меЖэтничес™* "о"!™ С°СТаВЛЯ-
отличаются многообразием, сложностью „ „ 4>яикты, которые
прощания. Исторически опыт свидетГстауГ^Г™
этот тип внутриполитических конфликтов в 11'гГ °

ных государствах (на любой стадии Т1 ЦИ0Наль-

ческой зрелости) по своим масштаб! ^Н°"ЭК0Н0МИ-
_ млсштаоам, продолжительности »

интенсивное™ превосходит классовые и иные типГконТик тх,в, имеет значительные социально-политические последствие Источником межнациональных конфликтов являются сох^Г' но-политические и экономические противоречия, имеющиТв полиэтническом обществе национальную окраску, сепаратист-ские, националистические (шовинистские), расовые устремле­ния отдельных наций и народов.

Национальный фактор часто используется в политических
целях различными социальными группировками - как стоящими
у власти, так и оппозиционными. Национализм, сепаратизм, шо­
винизм, различные проблемы межнациональных отношений и,
как следствие, межнациональные конфликты - крайне действен­
ные и эффективные инструменты борьбы за политическую
власть. Межнациональные конфликты подразделяются на сепа­
ратистские (борьба за суверенизацию национальных образова­
ний, за их выход из-под контроля центра - метрополии); расовые^
(борьба за исключительное положение в обществе определенной
расы, за лишение прав, а то и массовое уничтожение других рас);
националистические, шовинистские (борьба за исключительное
положение и главенствующую роль в системе общественных от­
ношений определенной нации). .

Внутриполитическими конфликтами являются и ***** ты, возникающие между ветвями государственои между группировками и силами внутри «"^^ Они имею; свои особенности. Важнейшая «^"^^

что в этих конфликтах активное участие всегд *

даже в

Дельные государственные структуры. ^ , „тюШИХ сторон.

том случае, если они не входят в число конфликтующих

Вторая особенность этих конфликтов заключается в преимуше ственном использовании легальных методов и средств а та^! в последующей легитимации противоборствующих' сторон Главная роль в разрешении конфликтов между ветвями власти отводится правовым, а не силовым средствам и методам. И даже в случае применения силовых методов (в том числе вооружен­ных) результат принуждения по отношению к одной из проти­воборствующих сторон впоследствии получает юридическое закрепление.

Отдельную разновидность внутриполитических конфликтов составляют конфликты, возникающие на религиозной основе. Зачастую они носят сугубо идеологический характер, однако нередко приобретают политическую окраску, непосредственно влияют на процессы завоевания и удержания государственной власти. Кроме того, субъекты политики в ходе конфликтных взаимоотношений нередко используют религиозные пристра­стия своих сторонников. Конфликтогенность религиозной сфе­ры, особенно в поликонфессиональных обществах, во многом усугубляется существованием и функционированием различных мировых религиозных конфессий, порождающих различные подходы к теологическому объяснению конфликтов и приме­няемого в них насилия.

Характеристика внутриполитических конфликтов позволяет сделать вывод о том, что их главной особенностью является борьба за политическую власть, политическое господство в об­ществе, за использование ресурсов государственной власти. Вме­сте с тем в условиях современной разнообразной и противоречи­вой общественной жизни политический аспект нередко проявля­ется и в других разновидностях социальных конфликтов. Это происходит тогда, когда в ходе какого-либо социального кон­фликта выдвигаются политические лозунги и требования, кото­рые в дальнейшем становятся доминирующими. Но даже и без выдвижения таких лозунгов чисто экономическая забастовка, на­пример, может повлиять на политические события, расстановку и соотношение политических сил в стране.

В современном мире нередки и внешнеполити*. I дуняродные политические) конфликты л™ ТИЧеские (»■«*■ своего функционирования, они становятс °СТИ!?Я высших фаз тельными и Дестабилизирующими Лак-т™?, Наиболее Разруши-цивилизации, тормозом 5^^-!^^

конфликтауступают 'Уве Ре„н^
лиции. Ими также могут быть международные государ^енные и
общественно-политические организации (например, Социали^ги
ческии интернационал), профсоюзные альянсы, идеологические*
религиозные движения. Во-вторых, основу целей и приоритетов
внешнеполитических конфликтов составляют жизненные по­
требности, интересы, идеалы и ценности конкретного народа или
значительной его части, потребности, от удовлетворения которых
зависят существование, безопасность или благосостояние этого
народа, целостность и суверенитет его государства (националь­
ные интересы). Однако во внешнеполитических конфликтах под
ширмой общенациональных интересов нередко реализуются уз­
когрупповые (классовые) интересы. В-третьих, внешнеполити­
ческие конфликты являются продолжением политики, проводи­
мой государствами до возникновения конфликтной ситуации.
В-четвертых, современные внешнеполитические конфликты од­
новременно представляют собой фактор как локального, так и
мирового развития и оказывают разнообразное влияние на жиз­
недеятельность отдельных стран и регионов, мирового сообщест­
ва в целом. В-пятых, с появлением оружия массового Уничтоже­
ния внешнеполитические конфликты представляют реалыдю
опасность для жизни людей, могут вызвать **П^«~ »
номические и социальные последствия не только в странах
стницах конфликта, но и во всем мире. внешнепо-

Сложилась определенная система ««^Д^ могут
логических конфликтов. Основаниями ^ и предМет кон-

быть: масштабы конфликта, субъекты, средства, ин-

фликта, цели субъектов конфликта, применяемь

тенсивность ведения конфликта, особенности доктрин участни­ков конфликтного взаимодействия и др.

Так, по масштабам конфликтов, объему охватываемых ими проблем в системе международных отношений выделяются ло­кальные, региональные и глобальные политические конфликты Локальные политические конфликты представляют собой проти­воборство двух или нескольких государств по проблемам их двухсторонних отношений. Предметом региональных политиче­ских конфликтов являются противоречия и разногласия в отно­шениях стран или народов определенного географического ре­гиона. Глобальные политические конфликты | это столкновения сторон по поводу разногласий и противоречий в системе между­народных отношений.

В соответствии с характером, целями и политическими док­тринами противоборствующих сторон международные политиче­ские конфликты подразделяются на несколько видов: конфликты между государствами (их коалициями) различных социально-по­литических систем, имеющие целью ослабить и уничтожить противоположную систему, навязать ей свой образ жизни; кон­фликты между государствами (как одной, так и различных со­циально-политических систем) за политическое и экономическое господство в мире, регионе, а также по поводу их международно­го статуса; межнациональные международные конфликты, пред­метом которых являются национальное порабощение или нацио­нальное освобождение; конфликты, основанные на территори­альных противоречиях и разногласиях, направленные на захват чужих территорий или освобождение своих, ранее захваченных противоборствующей стороной; религиозные международные конфликты.

Внутриполитические и внешнеполитические конфликты подразделяются и на другие виды. Однако богатый спектр объек­тивных и субъективных условий и факторов, вызывающих воз­никновение и развитие политических конфликтов, настолько ве­лик, что практически невозможно в каждом конкретном случае отнести тот или иной конфликт к какому-то определенному виду.

Все они тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой
активно влияют друг „а друга, сочетают в себеТризиа^р^
ных видов конфликтов. к различ-

Так, например, взаимосвязь и взаимодействие внугриполити ческих и внешнеполитических конфликтов выражак^я в тГ что они стимулируют (провоцируют) возникновение и развив друг друга: внутриполитический конфликт стимулирует внешне политический, и наоборот. С одной стороны, внутриполитиче­ский конфликт в той или иной стране может стать поводом для вмешательства в ее внутренние дела со стороны других госу­дарств или вызвать напряженность в ее отношениях с другими странами (вплоть до вооруженных столкновений), т.е. перераста­ет в международный политический конфликт. С другой стороны, резкое обострение внешней обстановки в результате конфронта-ционного взаимодействия государства с другими субъектами ме­ждународных отношений часто приводит к массовому недоволь­ству и политическим конфликтным ситуациям внутри опреде­ленной страны.

Нередко международные, а не внутренние политические конфликты приводят к смене правительств в отдельных странах, служат решающим стимулом для государственных реформ, вы­зывают социально-политическую поляризацию общества. Это происходит в результате разделения общества на тех, кто под­держивает позицию и цели «своего» государства в международ­ном конфликте, и на тех, кто не поддерживает их и уже в силу этого выступает как «чужой», как пособник внешнего врага, а значит, и враг внутренний. Однако нельзя считать, что между внутриполитическими и внешнеполитическими конфликтами всегда существует прямая причинно-следственная взаимосвязь.

Кроме того, мировая политическая история знает примеры, когда международный политический конфликт ^от™°Д™" из причин укрепления внутренней стабильности и^"™ Урегулирования внутриполитического тон*пига'п^и^0 главным'образом в исторические **™^%%^ вующие стороны внутри страны объединяются для д

победы над внешним врагом, забывая при этом о своих внутрен­них разногласиях. Так, в годы Второй мировой войны в движе­нии Сопротивления во Франции, в освободительном движении в других странах Западной Европы объединились представители конфликтующих в мирное время политических сил. Такой про­цесс нередко наблюдается и на международной арене. Например, страны, объединившиеся в антигитлеровскую коалицию, до Вто­рой мировой войны были в конфронтационных отношениях, а после разгрома фашизма опять стали враждебными друг другу.

Определение сущности, содержания и функций политическо­го конфликта, его разновидностей показывает, что он является социально организованным процессом, сознательно инициируе­мым субъектами общественной жизни. Конфликт относится к тем средствам, с помощью которых, исходя из оценочно-ценностных позиций того или иного субъекта, гармонизируется текущее об­щественное развитие, регулируются общественные процессы. Одновременно политический конфликт, как явление социальное, сознательно управляется и регулируется его субъектами и «третьей стороной».

При регулировании политического конфликта его субъ­екты и «третья сторона» преследуют разные цели. Субъекты конфликта, имея противоположные интересы, регулируют кон­фликтное взаимодействие в целях реализации своих интересов. При этом они используют различные стратегии, средства и мето­ды, ведущие не только к свертыванию конфликта, но и к его ин­тенсификации и расширению. «Третья сторона» преследует все­гда одну цель - урегулирование возникшей конфронтации - и направляет свои усилия не на интенсификацию конфликта, а на его завершение, на разрешение противоречий между противобор­ствующими политическими силами. В то же время как для субъ­ектов конфликта, так и для «третьей стороны», несмотря на раз­личие применяемых ими методов и средств, конечной целью

См. подробно: Лебедева ММ. Политическое урегулирование кон­фликтов: подходы, решения, технологии. М.: Аспект Пресс, 1997.

вмешательства в ход конфликта является ег

конечном счете свертывание. УРегУлирование и в

Понятие «третья сторона» в политическом к™* ется широким и собирательным. В качестГГГкеГ™ "^ могут выступать: посредник, оказывающий доХТе *^Р°НЫ блюдатель за ходом переговоров апбитп тс „ Г У^П' на" не ууМЬ »-«^«5^^тиве или по просьбе конфликтующих политических сил оргаГ зует переговоры между ними. Как правило, посредник не только организует переговоры, но и активно участвует в них, помогая найти взаимоприемлемую формулу примирения. В роли посред­ника могут выступать следственные или согласительные комис­сии. Следственные комиссии устанавливают и исследуют причи­ны возникновения и содержание конфликта. Согласительные ко­миссии вырабатывают конкретные рекомендации противоборст­вующим сторонам по урегулированию конфликта. В то же время выводы и рекомендации комиссий не являются обязательными для исполнения субъектами конфликта.

Оказывающий добрые услуги играет в урегулировании кон­фликта более пассивную роль по сравнению с посредником. «Добрые услуги» направлены на то, чтобы побудить конфлик­тующие стороны разрешить конфликт мирным путем, создать им условия для этого. В этом случае «третья сторона» может ограничиться лишь предоставлением своей территории да про­ведения встреч конфликтующих сторон или выступить.врот своеобразного почтальона, доставляя сообщения от одног ум

стника конфликта к другому. Ш пппиесс урегулирования

Еще в меньшей степени вовлечен ^Ч^^ на пе-
наблюдатель за ходом переговоров. Факт ^^^^^ меЖду
реговорах создает условия для стжеНе «третья сторона»
конфликтующими сторонами. В этом ^ стЫ от пр0Яв-

сдерживает прсянвоборствующие^пол ^ д?угу т от

лсния враждебных ДеисТВИи^ьГд0говоренностей. нарушения ими ранее достигнутых дог н

Более широкими полномочиями в урегулировании кон­фликтного взаимодействия субъектов обладает арбитр. Это обу­словлено тем, что арбитра выбирают сами конфликтующие сто­роны. Поэтому его решения для субъектов конфликта являются обязательными, имеют юридическую силу.

Важнейший метод деятельности «третьей стороны» по уре­гулированию политического конфликта - примирение противо­положных сторон на основе сближения их позиций и интересов. Главной формой примирения выступают переговоры - обсуж­дение ситуации и принятие совместного решения двумя или бо­лее конфликтующими сторонами. В рамках конфликтных от­ношений выделяются переговоры, проводимые между сторона­ми в ходе «мирно» протекающего конфликта, а также перегово­ры, направленные на урегулирование вооруженного политиче­ского конфликта.

Переговоры первого типа организуются, как правило, в слу­чае конфликтных ситуаций, возникших в результате неудовле­творенности одной или обеих сторон ранее достигнутым согла­шением и необходимостью выработки нового. Переговоры, на­правленные на урегулирование вооруженного политического конфликта бывают двух основных видов: неотложные мирные переговоры и углубленные переговоры. Неотложные мирные пе­реговоры - своего рода острая реакция на необходимость пре­кращения гибели людей. Углубленные мирные переговоры ори­ентированы на достижение сотрудничества и доверия между воюющими сторонами, предполагают осознание ими общих ин­тересов, выработку понимания у них необходимости соглашения, которое для участников конфликта более выгодно, чем продол­жение борьбы.

Наряду с перечисленными действиями «третьей стороны» по урегулированию конфликта достижение соглашения предполага­ет и другие действия. Процесс достижения соглашения представ­ляет собой очень сложный, длительный и непрерывный обмен требованиями и контртребованиями, односторонними и встреч­ными предложениями. Сложность поиска соглашения объясняет-

СЯ"С ТОЛЬК° многообРазием субъективных интересов и идей но и необходимостью своевременного реагирования на постоянноГ няющиес* и противоречивые объективные обстоятельства

До начала переговоров воздействие «третьей стороны» на участников конфликтов достигается с помощью таких методов как принуждение, оказание давления на конфликтующие стооо' ны, создание условий для ограничения масштабов конфликтных действий. Реализация этих методов обеспечивается: отказом от предоставления экономической помощи той или иной противо­борствующей стороне в случае эскалации конфликта; примене­нием политических, экономических, юридических и других санк­ций к участникам конфликта; введением миротворческих воору­женных сил для разъединения противоборствующих сторон; осуществлением военных операций и т.п.

Названные методы и действия интенсивно применяются в ситуациях вооруженного конфликта, как правило, на первой (ста­билизационной) фазе его урегулирования с целью побудить кон­фликтующие стороны прекратить насилие. Но к ним нередко прибегают одновременно с посредничеством для того, чтобы за­ставить стороны более активно искать пути мирного решения. Принудительные и ограничительные меры иногда применяются и после достижения договоренностей между конфликтующими сторонами для того, чтобы обеспечить выполнение соглашений между ними (например, в зоне конфликта остаются миротворче­ские силы).

Перечисленные методы регулирования и управления кон­фликтом применяются главным образом «третьей стороной». В то же время конфликтующие стороны используют свои методы и Действия по регулированию хода и исхода политического кон­фликта, решают свои тактические задачи, которые определяются избранной ими стратегией управления конфликтом.

В современных условиях существуют следующие «Р"«-Управлении конфликтом: соперничающая - ж*™™^"™* использованием сторонами наиболее острых форм противоборст­ва, исключающего компромисс между ними и подразумевающего

навязывание противоположной стороне предпочтительного для себя решения; проблемно-решающая (корпоративная), подразуме­вающая наличие общих интересов у противоборствующих сторон, возможностей нахождения между ними компромисса по совмест­ному поиску решения проблемы, удовлетворяющего обе стороны; уступающая - одностороннее снижение одним из субъектов кон­фликта уровня своих требований, первоначально выносимых в ка­честве конечных целей конфликта; избегаюгцая - физический или психологический «уход» из конфликта, уклонение одной из сторон от практических действий в конкретной конфликтной ситуации; бездействующая - пребывание противоборствующих сторон в со­стоянии конфликта без каких-либо действий по его интенсифика­ции или урегулированию.

Абсолютного доминирования одной из стратегий на практи­ке, как правило, не встречается. Постоянно меняющаяся объек­тивная обстановка, а также создание в результате функциониро­вания конфликта новой социально-политической ситуации за­ставляют субъектов конфликта сочетать различные стратегии. Обычно такое сочетание начинается с проблемно-решающего поведения, безрезультатность которого вынуждает использовать соперничающую стратегию. Возможная неэффективность по­следней возвращает стороны к корпоративным действиям, вплоть до окончательного разрешения конфликтного противоречия.

Избранная стратегия реализуется субъектами конфликта через определенную тактику. Стратегия - это набор макроцелей, такти­ка- совокупность конкретных методов и средств действий по их достижению. Особенности той или иной стратегии позволяют конфликтующим сторонам использовать определенные способы, методы действий для урегулирования подитических конфликтов. К важнейшим из них относятся: избегание, откладывание, соци­альное исключение, примирение. Все эти методы нельзя рассмат­ривать как догму, в каждой конкретно-исторической ситуации они могут использоваться в различных сочетаниях.

Проблема эффективного использования стратегий, средств и методов урегулирования политических конфликтов является ак-

туальной для современной России, так как в ней сохраняется поо тивостояние и столкновение различных социально-политических сил . Социально-политическую конфликтность российского об щества питают экономическая, финансовая и уголовная преступ­ность, радикальное расслоение людей по доходам и социальным возможностям, правовая неурегулированность многих сфер об щественной жизни, социальная и юридическая незащищенность большинства граждан страны, коррумпированность государст­венных чиновников, борьба между элитами за государственную власть. В таких условиях политический курс государства, страте­гия реформ в интересах основных социальных групп и слоев об­щества нуждаются в корректировке. Необходимо формирование государственной власти, стоящей на страже закона и социальной справедливости, ориентирующейся на общегосударственные и общенародные интересы.

Политические конфликты - закономерное явление. Они представляют собой столкновение социальных сил по поводу за­воевания, удержания, реализации и перераспределения власти и политических статусов и ролей как внутри общества, так и на международной арене. Источники и движущие силы политиче­ского конфликта заложены в политической сфере общества, ос­новное содержание которой составляют политико-властные от­ношения, в характере ее функционирования и развития, противо­речивости мирового политического процесса, несовпадении ин­тересов различных политических сил на международной арене.

Политический конфликт имеет свое содержание, динамику протекания. На каждом из этапов развития конфликтной ситуации

~~ ! См, Конфликты в современной России: Проблемы анализами уре­гулирования. М., 2000; Социально-политические конфликты в Рейн­ском обществе: проблемы урегулирования («круглый стол») // Социс. 1999. Ка 3.

субъекты политического конфликта действуют в соответствии с определенной стратегией и тактикой, которые обеспечивают раз­решение противоречий между ними, используют различные сред­ства и методы для достижения своих политических целей. Нередко в политическом противоборстве применяется военная сила.

На социальные отношения политические конфликты оказы­вают как положительное, так и отрицательное воздействие. По различным основаниям они классифицируются на виды и типы, имеющие свои особенности и специфику. Урегулирование по­литических конфликтов осуществляется с помощью различных тактических действий субъектов конфликта и «третьей сторо­ны», стратегий управления конфликтными ситуациями. Свое­временное урегулирование политических конфликтов и управ­ление ими обеспечивают реализацию их позитивного потенциа­ла в интересах развития общества, решения социально-поли­тических проблем.

Наши рекомендации