Разновидности политических конфликтов и основные методы

Их урегулирования

На практике существует широкое многообразие политических конфликтов. Их классификация осуществляется по различным основаниям. Прежде всего, в зависимости от содержания политических отношений, в рамках которых осуществляется противоборство, конфликты подразделяются на внутриполитические и внешнеполитические (международные).Главным содержанием внутриполитического конфликта является борьба социально-политических сил за реализацию политических интересов, за политическое господство и политическую власть в стране, за осуществление в общественно-политической практике тех, или иных идейно-политических установок или ориентиров. В отличие от внутриполитических конфликтов, содержательной стороной внешнеполитических конфликтов является национально-государственные интересы суверенных государств, их союзов и коалиций.

Внутриполитические и внешнеполитические конфликты также подразделяются на различные виды и уровни. Так, внутриполитические конфликты бывают различными по составу участников, статусу и степени формализованности субъектов конфликтных ситуаций. В соответствии с этим, выделяются: межгрупповые, социально-корпоративные, социально-демографические, общегражданские политические конфликты.

Особо острыми и напряженными являются классовые внутриполитические конфликты, возникающие между общественными классами с противоположными интересами. Эти конфликты, как правило, имеют антагонистический характер и, начинаясь с социально-демографического (а порой и социально-корпоративного) уровня не редко переходят на общегражданский. Классовая борьба, возникшая с появлением частной собственности, сопровождала практически всю историю развития человечества. Однако, в процессе перехода мировой цивилизации от тоталитарных и авторитарных форм правления к демократическим, актуальность межклассовых политических конфликтов несколько снизилась.

С межклассовыми внутриполитическими конфликтами, конфликтными отношениями между отдельными социальными группами, тесно связаны конфликты между политическими партиями, общественно-политическими объединениями. В этих конфликтах преимущественно отстаиваются интересы классов, отдельных социальных групп и слоев, составляющих социальную базу политических партий и общественно-политических объединений. Борьба политических партий и общественно-политических объединений преимущественно проходит на корпоративном уровне и не выходит за рамки конституционных норм, хотя и приобретает, порой, драматический характер. В конечном итоге, она ведется за лидерство в государстве, партии или движении за их особый статус в системе властных отношений. Иногда противоборство между политическими партиями и общественно-политическими объединениями происходит также по линии их различий в идеологических ценностях и общественно-политических ориентациях. Конфликты между политическими партиями, общественно-политическими объединениями особенно распространены в современных демократических странах.

Особую группу внутриполитических конфликтов составляют межнациональные, межэтнические конфликты. Они отличаются многообразием, сложностью и непредсказуемостью протекания. Исторический опыт свидетельствует, что именно этот тип внутриполитических конфликтов в многонациональных государствах (на любой стадии их социально-экономической зрелости) по своим масштабам, продолжительности и интенсивности, превосходит классовые и иные типы конфликтов, имеет значительные социально-политические последствия. Источником межнациональных конфликтов являются социально-политические и экономические противоречия, имеющие в полиэтническом обществе национальную окраску, сепаратистские, националистические (шовинистские), расовые устремления отдельных наций и народов. Национальный фактор часто используется в политических целях различными социальными группировками – как стоящими у власти, так и оппозиционными. Национализм, сепаратизм, шовинизм, различные проблемы межнациональных отношений и, как следствие, межнациональные конфликты крайне действенные и эффективные инструменты борьбы за политическую власть. Межнациональные конфликты подразделяются на: сепаратистские – борьба за суверенизацию национальных образований, за их выход из-под контроля центра – метрополии; расовые – борьба за исключительное положение в обществе определенной расы, за лишение прав, а то и массовое уничтожение других рас; националистические, шовинистские – борьба за исключительное положение и роль в системе общественных отношений определенной нации.

Внутриполитическими конфликтами являются и конфликты, возникающие между ветвями государственной власти, между группировками и силами внутри властных структур. Они имеют свои особенности. Важнейшая из них состоит в том, что в этих конфликтах активное участие всегда принимают отдельные государственные структуры. Это происходит даже в том случае, если они не входят в число конфликтующих сторон. Вторая особенность этих конфликтов заключается в преимущественном использовании легальных методов и средств их ведения и разрешения, а также в последующей легитимации противоборствующих сторон. Главная роль в разрешении конфликтов между ветвями власти отводится правовым, а не силовым средствам и методам. И даже в случае применения силовых методов (в т.ч. вооруженных) результат принуждения по отношению к одной из противоборствующих сторон впоследствии получает юридически-формальное закрепление.

Особую разновидность внутриполитических конфликтов составляют конфликты, возникающие на религиозной основе. Конфликты в религиозной сфере зачастую носят сугубо идеологический характер, однако, нередко они приобретают политическую окраску, непосредственно влияют на процессы завоевания и удержания государственной власти. Кроме того, субъекты политики в ходе конфликтных взаимоотношений нередко используют религиозные пристрастия своих сторонников. Конфликтогенность религиозной сферы, особенно в поликонфессиональных обществах, во многом усугубляется существованием и функционированием различных мировых религиозных конфессий, порождающих различные подходы в теологическом объяснении конфликтов и применяемого в них насилия.

Характеристика внутриполитических конфликтов позволяет сделать вывод о том, что их главной особенностью является борьба за политическую власть, политическое господство в обществе, за использование ресурсов государственной власти. Вместе с тем, в современной разнообразной и противоречивой общественной жизни политический аспект нередко имеет место и в других разновидностях социальных конфликтов. Это происходит тогда, когда в ходе какого-либо социального конфликта выдвигаются политические лозунги и требования, которые в дальнейшем становятся доминирующими. Но даже и без выдвижения таких лозунгов чисто экономическая забастовка (и ей подобные), например, может повлиять на политические события, расстановку и соотношение политических сил в стране.

В современном мире особая роль принадлежит внешнеполитическим (международным политическим) конфликтам. Это обусловлено тем, что они, достигая высших фаз своего функционирования, становятся наиболее разрушительными и дестабилизирующими факторами развития мировой цивилизации, тормозом прогрессивных преобразований. Внешнеполитический конфликт обладает определенными особенностями. Во-первых, основными субъектами внешнеполитического конфликта являются суверенные государства, их союзы и коалиции. Ими также могут быть международные государственные и общественно-политические организации (например, Социалистический Интернационал), профсоюзные альянсы, идеологические и религиозные движения и т.п. Во-вторых, основу целей и приоритетов внешнеполитических конфликтов составляют жизненные потребности, интересы, идеалы и ценности конкретного народа или значительной его части, потребности, от удовлетворения которых зависят существование, безопасность или благосостояние этого народа, целостность и суверенитет его государства (национальные интересы). Однако, во внешнеполитических конфликтах, под ширмой общенациональных интересов, нередко реализуются узкогрупповые (классовые) интересы. В-третьих, внешнеполитические конфликты являются продолжением политики, проводимой государствами до возникновения конфликтной ситуации. В-четвертых, современные внешнеполитические конфликты одновременно представляют собой фактор как локального, так и мирового развития, они оказывают разнообразное влияние на жизнедеятельность отдельных стран и регионов, мирового сообщества в целом. В-пятых, с появлением оружия массового уничтожения внешнеполитические конфликты представляют реальную опасность для жизни людей, могут вызвать деструктивные экономические и социальные последствия не только в странах – участницах конфликта, но и во всем мире.

Сложилась определенная система классификации внешнеполитических конфликтов. Основаниями их классификации могут быть: масштабы конфликта, субъекты, объект и предмет конфликта, цели субъектов конфликта, применяемые средства, интенсивность ведения конфликта, особенности доктрин участников конфликтного взаимодействия и т.д.

Так по масштабам конфликтов, объему охватываемых ими проблем в системе международных отношений выделяются локальные, региональные и глобальные политические конфликты. Локальные политические конфликты представляют собой противоборство двух или нескольких государств по проблемам их двухсторонних отношений. Предметом региональных политических конфликтов являются противоречия и разногласия в отношениях стран, или народов определенного географического региона. Глобальные политические конфликты – это столкновения сторон по поводу разногласий и противоречий в системе международных отношений.

В соответствии с характером, целями и политическими доктринами противоборствующих сторон, международные политические конфликты подразделяются на: конфликты между государствами (их коалициями) различных социально-политических систем, имеющие целью ослабить и уничтожить противоположную систему, навязать ей свой образ жизни; конфликты между государствами (как одной, так и различных социально-политических систем) за политическое и экономическое господство в мире, регионе, а также по поводу их международного статуса; межнациональные международные конфликты, предметом которых являются национальное порабощение или национальное освобождение; конфликты, основанные на территориальных противоречиях и разногласиях, направленные на захват чужих территорий или освобождение своих, ранее захваченных противоборствующей стороной; религиозные международные конфликты.

Внутриполитические и внешнеполитические конфликты подразделяются и на другие виды. Однако богатый спектр объективных и субъективных условий и факторов, вызывающих возникновение и развитие политических конфликтов настолько велик, что практически невозможно в каждом конкретном случае, отнести тот или иной конфликт к какому-то определенному виду. Все они тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, активно влияют друг на друга, сочетают в себе признаки различных видов конфликтов.

Так, например, взаимосвязь и взаимодействие внутриполитических и внешнеполитических конфликтов, выражается в том, что они стимулируют (провоцируют) возникновение и развитие друг друга – внутриполитический конфликт стимулирует внешнеполитический и наоборот. С одной стороны, внутриполитический конфликт в той или иной стране может стать поводом для вмешательства в ее внутренние дела со стороны других государств, или вызывать напряженность в ее отношениях с другими странами (вплоть до вооруженных столкновений), т.е. перерастает в международный политический конфликт. С другой стороны, резкое обострение внешней обстановки, в результате конфронтационного взаимодействия государства с другими субъектами международных отношений, часто приводит к массовому недовольству и политическим конфликтным ситуациям внутри определенной страны. Нередко международные, а не внутренние политические конфликты приводят к смене правительств в отдельных странах, служат решающим стимулом для государственных реформ, вызывают социально-политическую поляризацию общества. Это происходит в результате разделения общества на тех, кто поддерживает позицию и цели «своего» государства в международном конфликте и на тех, кто не поддерживает их и уже в силу этого выступает как «чужой», как пособник внешнего врага, а значит и враг внутренний. Однако нельзя считать, что между внутриполитическими и внешнеполитическими конфликтами всегда существует прямая причинно-следственная взаимосвязь.

Кроме того, мировая политическая история знает примеры, когда международный политический конфликт становится одной из причин укрепления внутренней стабильности и временного урегулирования внутриполитического конфликта. Главным образом это бывает в исторические периоды, когда противоборствующие стороны внутри страны объединяются для достижения победы над внешним врагом, забывая при этом о своих внутренних разногласиях. Так, в годы второй мировой войны, в движении Сопротивления во Франции, в освободительном движении в других странах Западной Европы объединились представители конфликтующих в мирное время политических сил. Такой процесс нередко наблюдается и на международной арене – например, страны, объединившиеся в антигитлеровскую коалицию, до второй мировой войны были в конфронтационных отношениях, а после разгрома фашизма опять стали враждебными друг другу.

Определение сущности, содержания и функций политического конфликта, его разновидностей и их взаимосвязей, показывает, что он является социально-организованным процессом, сознательно инициируемым субъектами общественной жизни. Конфликт является тем средством, с помощью которого, исходя из оценочно-ценностных позиций того или иного субъекта, гармонизируется текущее общественное развитие, регулируются общественные процессы. Одновременно политический конфликт, как явление социальное, сознательно управляется и регулируется как его субъектами, так и «третьей стороной».

При регулировании политического конфликта1 его субъекты и «третья сторона» преследуют разные цели. Субъекты конфликта, имея противоположные интересы, регулируют конфликтное взаимодействие с целью реализации своих интересов. При этом, они используют различные стратегии, средства и методы, ведущие не только к свертыванию конфликта, но и к его интенсификации и расширению. «Третья сторона» преследует всегда одну цель – урегулирование возникшей конфронтации и направляет свои усилия не на интенсификацию конфликта, а на его завершение, на разрешение противоречий между противоборствующими политическими силами. В то же время, как для субъектов конфликта, так и для «третьей стороны», несмотря на различие применяемых ими методов и средств, конечной целью вмешательства в ход конфликта является его регулирование, и, в конечном счете, свертывание.

Понятие «третья сторона» в политическом конфликте является широким и собирательным. В качестве «третьей» стороны могут выступать: «посредник», «оказывающий добрые услуги», «наблюдатель за ходом переговоров», «арбитр». К «посредникам» относят не участвующую в конфликте сторону, которая по своей инициативе, или по просьбе конфликтующих политических сил организует переговоры между ними. Как правило, «посредник» не только организует переговоры, но и активно участвует в них, помогая найти взаимоприемлемую формулу примирения. В роли посредника могут выступать следственныеили согласительные комиссии. Следственные комиссии устанавливают и исследуют причины возникновения и содержание конфликта. Согласительные комиссии вырабатывают конкретные рекомендации противоборствующим сторонам по урегулированию конфликта. В то же время, выводы и рекомендации комиссий не являются обязательными для исполнения субъектами конфликта.

«Оказывающий добрые услуги» играет в урегулировании конфликта более пассивную роль, по сравнению с посредником. «Добрые услуги» направлены на то, чтобы побудить конфликтующие стороны разрешить конфликт мирным путем, создать им условия для этого. В этом случае «третья сторона» может ограничиться лишь предоставлением своей территории для проведения встреч конфликтующих сторон или выступить в роли своеобразного почтальона, доставляя сообщения от одного участника конфликта к другому.

Еще в меньшей степени вовлечен в процесс урегулирования «наблюдатель за ходом переговоров». Факт его присутствия на переговорах создает условия для снижения напряженности между конфликтующими сторонами. В этом случае, «третья сторона» сдерживает противоборствующие политические силы от проявления враждебных действий по отношению друг к другу, или от нарушения ими ранее достигнутых договоренностей.

Более широкими полномочиями в урегулировании конфликтного взаимодействия субъектов обладает «арбитр». Это обусловлено тем, что «арбитра» выбирают сами конфликтующие стороны. Поэтому, его решения для субъектов конфликта являются обязательными, имеют юридическую силу.

Важнейшим методом деятельности «третьей стороны» по урегулированию политического конфликта является примирение противоположных сторон на основе сближения их позиций и интересов. Главной формой примирения выступают переговоры – обсуждение ситуации и принятие совместного решения двумя или более конфликтующими сторонами. В рамках конфликтных отношений выделяются переговоры, проводимые между сторонами в ходе «мирно» протекающего конфликта, а также переговоры, направленные на урегулирование вооруженного политического конфликта.

Переговоры первого типа организуются, как правило, в случае конфликтных ситуаций, возникших в результате неудовлетворенности одной или обеих сторон ранее достигнутым соглашением и необходимостью выработки нового. Переговоры, направленные на урегулирование вооруженного политического конфликта бывают двух основных видов: неотложные мирные переговоры и углубленные переговоры. Неотложные мирные переговоры – своего рода острая реакция на необходимость прекращения гибели людей. Углубленные мирные переговоры ориентированы на достижение сотрудничества и доверия между воюющими сторонами, включающего осознание ими общих интересов, выработку определенного понимания у них необходимости соглашения, которое для участников конфликта более выгодно, чем продолжение борьбы.

Наряду с вышеперечисленными действиями «третьей стороны» по урегулированию конфликта, достижение соглашения предполагает и другие действия. Процесс достижения соглашения представляет собой очень сложный, длительный и непрерывный обмен требованиями и контртребованиями, предложениями и встречными предложениями. Сложность поиска соглашения объясняется не только многообразием субъективных интересов и идей, но и необходимостью своевременного реагирования на постоянно меняющиеся и противоречивые объективные обстоятельства.

До начала переговоров воздействие «третьей стороны» на участников конфликтов достигается при помощи таких методов как, принуждение, оказание давления на конфликтующие стороны, создание условий для ограничения масштабов конфликтных действий.Реализация этих методов обеспечивается: отказом от предоставления экономической помощи той или иной противоборствующей стороне в случае эскалации или расширения конфликта; применением политических, экономических, юридических и других санкций к участникам конфликта; введением миротворческих вооруженных сил для разъединения противоборствующих сторон; осуществлением военных операций и т.п.

Эти методы и действия интенсивно применяются в ситуациях вооруженного конфликта, как правило, на первой (стабилизационной) фазе его урегулирования, с целью побудить конфликтующие стороны прекратить насилие. Но к ним нередко прибегают одновременно с посредничеством для того, чтобы заставить стороны более активно искать пути мирного решения. Принудительные и ограничительные меры иногда применяются и после достижения договоренностей между конфликтующими сторонами для того, чтобы обеспечить выполнение соглашений между ними (например, в зоне конфликта остаются миротворческие силы).

Перечисленные методы и действия регулирования и управления конфликтом применяются главным образом «третьей стороной». В то же время, конфликтующие стороны используют свои методы и действия в регулировании хода и исхода политического конфликта, решают свои тактические задачи, которые определяются избранной ими стратегией управления конфликтом.

В современных условиях выделяют следующие стратегии управления конфликтом: соперничающая –ведение конфликта с использованием сторонами наиболее острых форм противоборства, исключающего компромисс между ними и подразумевающего навязывание противоположной стороне предпочтительного для себя решения; проблемно-решающая (корпоративная),подразумевающая наличие общих интересов у противоборствующих сторон, возможностей нахождения между ними компромисса по совместному поиску решения проблемы, удовлетворяющего обе стороны; уступающая – одностороннее снижение одним из субъектов конфликта уровня своих требований, первоначально выносимых в качестве конечных целей конфликта; избегающая– физический или психологический «уход» из конфликта, уклонение одной из сторон от практических действий в конкретной конфликтной ситуации; бездействующая –пребывание противоборствующих сторон в состоянии конфликта без каких-либо действий по его интенсификации или урегулированию.

Абсолютного доминирования одной из стратегий на практике, как правило, не встречается. Постоянно меняющаяся объективная обстановка, а также создание в результате функционирования конфликта новой социально-политической ситуации, заставляют субъектов конфликта сочетать различные стратегии. Обычно такое сочетание начинается с проблемно-решающего поведения, безрезультатность которого вынуждает использовать соперничающую стратегию, возможная неэффективность которой возвращает стороны к корпоративным действиям и т.д., вплоть до окончательного разрешения конфликтного противоречия.

Избранная стратегия реализуется субъектами конфликта через определенную тактику. Стратегия – это набор макроцелей, тактика – совокупность конкретных методов и средств действий по их достижению. Особенности той или иной стратегии позволяют конфликтующим сторонам использовать определенный способы, методы действий для урегулирования политических конфликтов. Важнейшими из них являются: «избегание», «откладывание», «социальное исключение», «примирение». Все эти методы нельзя рассматривать как догму, в каждой конкретно-исторической ситуации они могут использоваться в различных сочетаниях.

Проблема эффективного использования стратегий, средств и методов урегулирования политических конфликтов, является актуальной для современной России, так, как в ней сохраняется противостояние и столкновение различных социально-политических сил.1 Социально-политическую конфликтность российского общества питают экономическая, финансовая и уголовная преступность, радикальное расслоение людей по доходам и социальным возможностям, правовая неурегулированность многих сфер общественной жизни, социальная и юридическая незащищенность большинства граждан страны, коррумпированность государственных чиновников, борьба между элитами за государственную власть. В таких условиях политический курс государства, стратегия реформ в интересах основных социальных групп и слоев общества нуждаются в корректировке. Необходимо формирование государственной власти, стоящей на страже закона и социальной справедливости, ориентирующейся, на общегосударственные, общенародные интересы.

* *

*

Политические конфликты – закономерное явление. Они представляют собой столкновение социальных сил по поводу завоевания, удержания, реализации и перераспределения власти, политических статусов и ролей как внутри общества, так и на международной арене. Источники и движущие силы политического конфликта заложены в политической сфере общества, основное содержание которой составляют политико-властные отношения, в характере ее функционирования и развития, в противоречивости мирового политического процесса, в несовпадении интересов различных политических сил на международной арене.

Политический конфликт имеет свое содержание, динамику протекания. На каждом из этапов развития конфликтной ситуации субъекты политического конфликта действуют в соответствии с определенной стратегией и тактикой, обеспечивающих разрешение противоречий между ними, используют различные средства и методы для достижения своих политических целей. Нередко в политическом противоборстве применяется военная сила.

Политические конфликты оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие на социальные отношения. По различным основаниям они классифицируются на виды и типы, имеющие свои особенности и специфику. Урегулирование политических конфликтов осуществляется при помощи различных тактических действий субъектов конфликта и «третьей стороны», стратегий управления конфликтными ситуациями. Своевременное регулирование и управление политическими конфликтами обеспечивает реализацию их позитивного потенциала в интересах развития общества, решения социально-политических проблем.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «политический конфликт». Выделите его особенности как разновидности социального конфликта.

2. В чем заключается конфликтогенность политической сферы жизнедеятельности общества?

3. Перечислите и охарактеризуйте основные элементы содержания политического конфликта.

4. Какие стадии выделяются в динамике политического конфликта? Раскройте их содержание.

5. Выделите основания для классификации политических конфликтов на отдельные виды и уровни. Перечислите основные особенности внутриполитического и международного политического конфликтов.

6. В чем заключается содержание действий субъектов политического конфликта и «третьей стороны» по урегулированию конфликтного взаимодействия?

7. Каковы место и роль Вооруженных сил в политических конфликтах?

Литература

Алякин А.А. Сущность, содержание и основные особенности развития политических конфликтов. – М., 2004.

Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. – М., 2000.

Глухова А.В. Политические конфликты: основания, типология, динамика. – М.: Эдиториал УРСС, 2000.

Коваленко Б.Н., Пирогов А.И., Рыжов О.А. Политическая конфликтология: Учебное пособие. – М., 2002.

Конфликтология: Учебник. 2-е изд., испр./Под ред. А.С. Кармина. – СПб., 2000.

Конфликтология; Учебник для вузов/Под ред. В.П. Ратникова. – М.: Юнити-Дана, 2002.

Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: Подходы, решения, технологии. – М.: Аспект Пресс, 1997.

Глава XV

Наши рекомендации