V Презентации (в группе — компьютерная) — 10 баллов
Неделя: еженедельно
Примерные темы групповых — компьютерных презентаций:
1. Индивидуальный поиск и отбор новостных сообщений, направленных на отработку базовых понятий «международные отношения», «мировая политика», «внешняя политика», «дипломатия» во внеаудиторное время. Обсуждение результата индивидуального поиска в группе в аудиторное время
2. Индивидуальный поиск и оформление презентации в Power Point по темам: «Балканизация», «Мондиализация», «Глокализация» с последующим обсуждением в группе.
Примерная навигация:
1. Определение понятия
2. Теоретические основы феномена (кто изучал во времени)
3. Проявления в мирополитической жизни (визуализация на слайде)
3. Групповой поиск (группа 3—4 человека) и оформление презентации в Power Point по теме «Традиционные и нетрадиционные акторы мировой политики»: рассмотрение конкретных кейсов деятельности международных правительственных/неправительственных организаций.
Примерная навигация:
1. Краткая история, причины создания
2. Цели и задачи МПО. Тип классификации
3. Направления деятельности: указать направления с особым внимание к наиболее важному(ым) (на взгляд группы)
4. Вес данной организации на мировой арене (ее значимость в мировой политике). Продумать «чем измерить» значимость!
4. Индивидуальный поиск, отбор новостных сообщений, прочтение литературы и оформление устной/компьютерной презентации, направленной на закрепление темы «Россия в современных международных отношения и мировой политике: восточный и западный вектор». Примерные темы сообщений: «Россия и АТЭС», «Россия и ЕС»
5. Групповой поиск, отбор новостных сообщений, прочтение литературы и оформление устной/компьютерной презентации, направленной на закрепление темы «Африка, Ближний Восток, Латинская Америка в мировой политике и международных отношениях».
V Итоговая бланковая работа — 15 баллов
Неделя 18: выполняется в форме итоговой бланковой работы. Работа считается успешно выполненной, если студент набирает не менее 8 баллов.
Примерный вариант итоговой бланковой работы
I Теоретический блок (4 балла)
1. Объем понятия «Международные отношения», соотношение с «international relations». Соотношение понятия «мировая политика» с понятиями «международная политика» и «внешняя политика», «дипломатия».
II. Дайте определения следующим понятиям. Укажите (по возможности) английский эквивалент. (2 балла)
Глобальная деревня, Национальные интересы
III. Кратко поясните суть документа, договора (когда, кем и по какому поводу был создан). (2 балла)
Версальский договор, Договор по ПРО
IV. Расшифруйте аббревиатуру (название) международной организации и кратко охарактеризуйте специфику ее деятельности. (2 балла)
ШОС, ОБСЕ
Примерный список вопросов для подготовки к итоговой бланковой работе
I Теоретический блок.
1. Проанализируйте объем понятия «международные отношения», его соотношение с «international relations». Выделите общие и особенные характеристики
2. Установите соотношения понятия «мировая политика» с понятиями «международная политика» и «внешняя политика», дипломатия. Раскройте понятия, приведите примеры, подтверждающие ваши рассуждения.
3. Проанализируйте понятие «международная система» с позиции системного подхода. Укажите основные характеристики «международной системы». Проиллюстрируйте на конкретном примере.
4. Укажите особенные черты Вестфальской системы. Выделите составляющие Вестфальской системы с точки зрения системного подхода (не менее пяти).
5. Выделите составляющие Венской системы с точки зрения системного подхода. Укажите особенные черты Венской системы по сравнению с Вестфальской системой МО (не менее трех).
6. Выделите составляющие Версальско-Вашингтонской системы с точки зрения системного подхода. (Не менее пяти). Укажите особенные черты Версальско-Вашингтонской системы по сравнению с Вестфальской системой МО (не менее трех).
7. Выделите составляющие Ялтинско-Потсдамской системы с точки зрения системного подхода (не менее пяти). Укажите особенные черты Ялтинско-Потсдамской системы по сравнению с Вестфальской системой МО (не менее трех).
8. Назовите явления (не менее пяти), доказывающие разрушение Ялтинско-Потсдамской и Вестфальской систем. Подробно охарактеризуйте одно из них, используя конкретные примеры.
9. Укажите основные черты процесса глобализации (не менее пяти). Подробно проанализируйте одну из указанных черт.
10. Укажите основные черты процесса интеграции (не менее пяти). Подробно проанализируйте одну из указанных черт.
11. Назовите основные варианты политической структуры мира XXI века (не менее трех). Подробно проанализируйте один (на ваш взгляд наиболее исполнимый) вариант.
12. Раскройте понятие «актор мировой политики». Укажите отличия от понятия «участник» МО и МП. Назовите и укажите сущности черты (не менее трех) основных акторов конца XX — начала XXI вв. Используйте конкретные примеры.
13. Проанализируйте МПО как актора МО и МП. Укажите основные характеристики (не менее пяти). Используйте конкретные примеры.
14. Проанализируйте МНПО как актора МО и МП. Укажите основные характеристики (не менее пяти). Используйте конкретные примеры.
15. Проанализируйте ТНК как актора МО и МП. Укажите основные характеристики (не менее пяти).
16. Раскройте понятие «международная безопасность». Назовите виды безопасности. Приведите примеры.
17. Укажите основные составляющие проблем в области международной безопасности в период биполярной и постбиполярной системы (не менее трех по каждому периоду). Назовите и кратко поясните пути решения этих проблем (не менее трех). Используйте конкретные примеры.
18. Укажите основные составляющие ядерной проблемы (не менее пяти) и охарактеризуйте ее развитие в период биполярной и постбиполярной систем (выделите не менее трех особенных или отличных черт).
19. Назовите составляющие проблемы терроризма (не менее трех). Укажите не менее трех возможных путей решения проблемы. Подробно охарактеризуйте один из них. Используйте конкретные примеры.
20. Проанализируйте понятие «конфликт» с позиции междисциплинарности. Назовите виды и функции конфликтов. Используйте конкретные примеры.
21. Назовите и кратко охарактеризуйте традиционные и институциональные процедуры урегулирования конфликтов. Укажите проблемные места этих процедур (не менее трех по каждому). Используйте конкретные примеры.
22. Выделите особенности конфликтов конца XX — начала XXI вв. в контексте мирополитических изменений (не менее пяти особенности). Подробно раскройте одну из них. Используйте конкретные примеры.
23. Укажите значение ядерного фактора в постбиполярной системе (не менее трех параметров). Подробно охарактеризуйте один из них. Используйте конкретные примеры.
24. Назовите причины, по которым государство можно отнести к акторам МО и МП в XXI веке. Подробно рассмотрите одну из них, используя конкретные примеры.
25. Охарактеризуйте основные черты развития внешнеполитического курса РФ в 1990-е гг. Перечислите основные проблемы. Подробно охарактеризуйте одну из названных проблем. Используйте конкретные примеры.
26. Охарактеризуйте основные черты развития внешнеполитического курса РФ в период президентства В. В. Путина. Выделите, на ваш взгляд, самые важные направления внешней политики. Подробно охарактеризуйте одно из них. Используйте конкретные примеры.
27. Охарактеризуйте основные черты развития внешнеполитического курса РФ в период президентства Д. А. Медведева. Выделите, на ваш взгляд, самые важные направления внешней политики. Подробно охарактеризуйте одно из них.
28. Назовите особенности сотрудничества России и АТР. Назовите проблемы этого сотрудничества. На конкретном примере проиллюстрируйте указанные особенности и проблемы.
29. Назовите особенности сотрудничества России и Африки. Назовите проблемы этого сотрудничества. Укажите возможные пути решения этих проблем.