Вопрос 11. Запрос редакции на информацию
Комиссия по свободе доступа к информации разработала алгоритм действий журналиста, запрашивающего сведения из государственных ресурсов. Этот алгоритм нельзя использовать по отношению к частному лицу и коммерческой организации.
Подготовить запрос.1. Письменная или устная форма запроса.
2. Запрос на имя руководителя организации или работника
пресс-службы.
Ждать информацию. 3 дня. Должны вручить либо уведомление об отсрочке
представления информации в письменной форме,
либо об отказе в предоставлении информации
в письменной форме, с обоснованием причин.
7 дней. Должны предоставить информацию, возможная любая форма.
Отсрочка или отказ. Подать заявление в суд с требованием устранить
допущенное нарушение (на практике проще обратиться к
начальству чиновника)
Предоставление неполной, Руководители, служащие, виновные в незаконном
недостоверной информацииограничении доступа к информации несут
ответственность.
Наказания в случае невыполнения: редакция от санкций свободна, отвечает только ответчик. Административно-дисциплинарные наказания (выговоры, штрафы), гражданское право – суд; уголовное наказание - по статье «О воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов», если принуждали распространять или не распространять информацию или если непредставление информации повлекло ущерб.
Привилегии редакции: запросы могут быть без мотивации, ответчик должен мотивировать свои действия. На глупый запрос придёт просьба сформулировать его конкретно. Если у журналиста есть предположения, что возникнут трудности в получении информации, ему стоит составить запрос в письменном виде (копию оставить в редакции) на специальном бланке с соответствующими выдержками из законодательства, узнать дату регистрации запроса по месту получения.
Правоотношения в редакции. Законодательства: Гражданское (учреждение СМИ, имущественные отношения, защита чести, достоинства, интеллектуальной собственности); Трудовое (условия, организация труда, права трудового коллектива); Уголовное (клевета, воспрепятствование журналистской деятельности); Административное (реклама, право на получение информации, избирательное законодательство), Информационное.
Вопрос 12. Конституционная база законодательства о массовой информации
Система права в России базируется на Конституции (тип – континентальное право) и официально опубликованных законах. Конституция – документ прямого действия. Принципы нормы и права сформулированы в общем виде, детализация – в специальном законодательстве.
Основное законодательство о СМИ в Конституции: свобода мысли и слова, запрет на антигуманную пропаганду в различных её проявлениях, запрет на цензуру, беспрепятственное движение информации (ст. 29), идеологический плюрализм (ст. 13), неприкосновенность частной жизни (ст. 23 24) и др. Включает в правовую систему РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, они приоритетны по отношению к внутреннему законодательству (ст. 15).
Федеральные документы. Затрагивающих сферу массовой информации около 30 (не считая подзаконных актов, т. е. указов президента, правительства).
Закон РФ «О средствах массовой информации» занимает центральное место в законодательстве о СМИ.
Другие нормативно правовые акты (часто входят с ним в противоречие, но и дополняют его и друг друга):
«О государственной тайн» (1993);
«Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (1994);
«Об информации, информатизации и защите информации» (1995);
«О рекламе» (1995);
Гражданский и Уголовный кодексы;
«Об обязательных экземплярах документов»;
«Об авторском праве и смежных правах» и др.