Реклама в рыночной экономике. Реклама и маркетинг
Роль рекламы в современном обществе. Социальные функции рекламы.
Реклама является пост. спутником человека. Следствием этого стала важнейшая роль в жизни информац. общества. Она не ограничивается рамками коммерч. коммуникаций. Особенно велико значение рекламы в экономике и обществ. жизни. Стоит отметить ее образовательную, психологич. и эстетическую роль.
Экономическая роль реализуется в том, что она налаживает связи между производителями и потребителями товаров. Тем самым способствует росту деловой активности, повышению капиталовложений и числа рабочих мест. Следствием этого является расширение обществ. производства. Она поддерживает конкуренцию. Способствует расширению рынков сбыта, повышает эффективность экономики в целом.
Реклама все чаще используется для решения соц. проблем. Широкое применение в этом плане получила соц. реклама (направлена на популяризацию здорового образа жизни; поддержку незащищенных слоев населения; борьбу с бедностью, преступностью, загрязнением). В условиях расширяющейся демократии возрастает роль полит.рекламы как средства борьбы за голоса (пример, выборы 1996, когда Ельцин, имевший в начале года всего 6% избирателей, в июле победил с более 53%).
В этой же связи необходимо напомнить как важна реклама в обеспечении независимости средств массовой информации. СМИ, к примеру, основной доход получают от рекламы. Это создает благоприятные усл. для свободы прессы, не зависимой от гос. поддержки.
Нельзя не отметить образовательную роль рекламы. В процессе внедрения новых товаров и технологий она способствует распространению знаний, прививает потребителям опред. практические навыки. (инфа от уровня рН человеческой кожи до причин появления кариеса; до мини-путешествий в экзотические страны).
Реклама принимает активное участие в формировании психологич. установок человека, системы его оценки окр. среды и самооценки, характера реакций на различные раздражители и т. п. Воздействие на интеграцию общества. Реклама транслирует на различные аудитории тексты, образы, модели поведения, способствующие формированию в обществе единых ценностей, норм, стереотипов. Реклама предлагает массовым аудиториям одни и те же идеальные модели потребительской активности, одни и те же "модели перемен", улучшения своей жизни и тем самым способствует типизации сознания членов общества по данному направлению социальной реальности.
Оценка значения была бы неполной без упоминания эстетической роли. Лучшие образцы рекламных обращений можно по праву считать произведениями искусства. (вывески, плакаты написанные выдающимися художниками, Гольбейн Ханс Младший, Константин Юон, Маяковский, много кинорежиссеров Кончаловский, Курасава, Михалков, Люк Бессон).
Реклама в рыночной экономике. Реклама и маркетинг.
Маркетинг – наука управления поведением потребителя и продвижения продуктов на рынок. Реклама постепенно преобретает новую роль, суть которой в том, что она стала неотъемлемой, активной частью системы маркетинга.
В связи с усложнением сбыта и обострения конкуренции, маркетинг стал важным фактором конкурентной борьбы. Реклама оказалась очень важным инструментом воздействия на рынок. С одной стороны, потому что доводит до потребителей разные сведения. С другой, оказывает на человека эмоционально-психическое воздействие. Реклама одновременно и бизнес, и искусство, ее основа - информация и убеждение. Следовательно, возникает необходимость рассмотреть функции, механизм рекламы, найти пути оптимального управления рекл. дея-тью.
Реклама также явл. связующим элементом рынка, обеспечивает связь между производством и потреблением, т.к. для совершения купли-продажи потенциальным продавцам и покупателям надо обозревать рынок, иметь сведения о движении спроса и предложения. На современном этапе реклама даже берет на себя коммуникативную функцию. С ее помощью поддерживается "обратная связь" с рынком и потребителем. Так, реклама способствует не только формированию спроса, но и управлению им. Из этого следует что реклама выполняет функции не только регулятора, но и индикатора хода сбытовой и экспортной деятельности рекламодателя. Кроме того, производитель получает нужные ему данные от спец. информац. организаций о факторах, прямо или косвенно воздействующих на сбыт и может повлиять на них.
В рекламе активно используется маркетинговая концепция 4P. Теория 4P (англ. Marketing mix) — маркетинговая теория, основанная на четырёх основных «координатах» маркетингового планирования:
· product (товар или услуга: ассортимент, качество, свойства товара, дизайн и эргономика)
· price (цена: наценки, скидки)
· promotion (продвижение: реклама, пиар, стимулирования сбыта и т. д.)
· place (месторасполож.: каналы распред., персонал продавца, месторасположения торговой точки и т. д.)
Одним из родоначальников теории считается Теодор Левитт. Дискутировал на тему того, что крупные производственные предприятия неверно истолковывают своё видение на вопрос о том, частью какой отрасли они являются. Он упомянул, что пока они в полной мере не поймут того, частью какой отрасли они являются, их ждет крах. В различных ситуациях и отраслях встречаются следующие расширения: PACKAGE — УПАКОВКА; PURCHASE — ПОКУПКА (процесс принятия решения о покупке); PEOPLE — КЛИЕНТЫ (VIP-клиенты, конкретные персоны); PERSONNEL — ПЕРСОНАЛ; PROCESS — ПРОЦЕСС, ОПЫТ ПОКУПАТЕЛЯ (например, визит в гипермаркет, требующий целого дня).