Изменение рекрутинга элиты как фактор изменения политико-административного режима
Характеристики политико-административного режима современной России
Политико-административный режим Росси, по мнению исследователей, представляет собой причудливое сочетание результатов реформ 1990-х гг., когда общественный идеал виделся в либеральном Западе, и контрреформ 2000-х, когда идеал «перенесся» в прошлое, имперское и советское. В этой конструкции мы с трудом можем обнаружить отголоски какой-либо концептуализации, она строилась в конкретных обстоятельствах, подконкретных людей и с учетом конкретных интересов. Политическая система, как отмечал в свое время Ю.А. Красин, превратилась в «странный антиномичный симбиоз демократии и авторитаризма».Наблюдателями отмечается широкий приход во власть т.н. «силовиков», «государственников», чьим приоритетом остается восстановление могущества государства как могущества госаппарата. От них трудно было бы ожидать формирования другой картины мира. Интеллектуальную подпитку сложившийся режим ищет скорее в российской философской традиции, чем в современных теориях демократии. Безусловно, она важна и интеллектуально богата, но тем не менее – это взгляд в прошлое (тем более что традиция зачастую плохо понимается и подвергается произвольным трактовкам). Возьмем наиболее известный концепт – «суверенную демократию». Акцент в ней делается на суверенитете, т.е. на стремлении оградить себя от внешних влияний. В статье, прогремевшей несколько лет назад, Сурков выражает мнение, что демократия в России прижилась, и ей удалось справиться с рядом проблем: нищета, сепаратизм, развал армии и госаппарата и т. д. . При этом ни одного примера, когда та или иная проблема была решена путем применения демократических механизмов, а не вопреки им, автор не приводит.
Комментируя основные тезисы В. Суркова, Известный российский исследователь А. Кокошин отмечает, ссылаясь на данные опроса ВЦИОМ, что из десяти демократических ценностей в России пока привилось только три: многопартийность, свобода СМИ, свободные выборы. Даже беглый анализ показывает, что в 2000-х гг. эти ценности потерпели значительный ущерб. Демократического тренда в этот период не просматривается, а вот административно-бюрократический – весьма чѐток. Видимо, это дало повод утверждать, что «суверенная демократия» – это форма суверенитета
российской элиты и форма консенсуса российской элиты по вопросу трансформации политической системы страны для сохранения собственного всевластия. Возникает модель отношений между элитами и обществом, в рамках которой стабильность рассматривается лишь с позиций незыблемости властно- бюрократической вертикали.
Изменение рекрутинга элиты как фактор изменения политико-административного режима
Большое влияние на социальную представительность, качественный состав, профессиональную компетентность и результативность элиты оказывают системы ее рекрутирования. Такие системы определяют: кто, как и из кого осуществляет отбор, каковы ее порядок и критерии, круг селектората (лиц, осуществляющих отбор) и побудительные мотивы его действий. Существуют две основные системы рекрутирования элит: гильдий и антерпренерская (предпринимательская). В чистом виде они встречаются довольно редко. Антерпренерская система преобладает в демократических государствах, система гильдий – в странах административного социализма, хотя ее элементы широко распространены и на Западе, особенно в экономике и в государственно-административной сфере.
Долголетнее разрушительное воздействие номенклатурной системы, а также уничтожение в войнах и лагерях цвета народа, его лучших представителей привело к вырождению советской политической элиты. Положение не изменилось и после ликвидации власти КПСС, поскольку в России в отличие от многих стран Восточной Европы не сформировалось сколь-нибудь влиятельной, подлинно демократической контрэлиты, способному к эффективному руководству обществом.
Номенклатурное прошлое, усугубляемое почти полным отсутствием социального контроля и нравами легализировавшихся дельцов теневой экономики, ярко проявилось у посткоммунистической российской элиты. Ее низкие деловые и нравственные качества во многом определяют перманентность и глубину кризиса российского общества в последнее десятилетие, массовое распространение коррупции и безответственности. Выход из сложившейся ситуации, успешное реформирование общества возможны лишь на пути создания новой системы рекрутирования элит, основанной на конкурентных началах и институализации требований к деловым и нравственным качествам политических и административных руководителей.
Весьма слабая политическая активность граждан, низкая результативность российской элиты, незавершенность процесса рекрутирования нового руководящего слоя и в то же время его первостепенная значимость для преобразования страны – все это делает проблему политической элиты особенно актуальной для российского общества. Социальные механизмы непосредственно влияют не только на общественную роль и облик этой группы в целом, но и определяют типичные черты ее отдельных представителей – политических лидеров.
По мнению Владимира Пызина, одного из основателей политического консталтинга, система политического рекрутинга в России год от года приобретает более закрытых характер. Он имеет в виду партийный принцип выборов, когда рекрутинг происходит из партийного списка. Очень мало независимых кандидатов. Это лишает политическую элиту значительного личностного потенциала.
Особенностью процесса эволюции политической элиты России является ее противоречивость: правящая группа приобретает черты аналогичных групп демократических стран, но внутри элиты господствует мировоззрение, характерное для советской номенклатуры.