Образование объединеиного армянского государства. ванское царство
§ 1. Образование Ванекого царства (Уt)арту)
Ослабление и распад Хетrскоrо царства к концу XII века до н.э. ослабило внешнее давление с запада, и процесс госу дарственного образования в западной •шсти Армянского на горья значительно замедлился. Однако в то же время усили лось давление с юга, со стороны Ассирии. Ассирийские цари часто вторгались в южные области Армянского нагорья для захвата рабов и материальных ценностей. Завоевательная по литика Ассирии объективно способствовала ускорению про цесса консолидации сил и образования государства. Больше всего от вторжений Ассирийских царей страдали "царства" Наири, Шубрия, Уруатри, расположенные в южной части Армянского нагорья. Естественно, здесь и еложились наи более благоприятные условия для консолидации сил и обра зования единого Армянского государства.
Процесс слияния возглавило "царство" Биайна, которому удалось объединить другие "царства" Армянского нагорья в борьбе против общего врага. Как сообщают Ассирийские ис точники, уже к 860 г. до н. э. возникло объединенное госу дарство, территория которого охватывала южное и заnадное побережья озера Ван.
Первое объединенное армянское государство - "Ванское царство" на территории исторической Армении просуществовало с IX-VI вв.до н.э. В своих надписях Ванекие цари называли свое государство "БИАйНА", тогда как Ассирийские источ ники называли страну "УРАРТУ". Столицей его был город Тушпа (Ван) на юго-восточном побережье озера Ван (совре- менная Турция). ·
Название "Урарту" получило распространение в трудах ученых XIX века, когда были проведсны широкомасштабные
раскопки на территории древней Ассирии, расшифрованы и
11рочитаны Ассирийские клинописные тексты. Только к на
'IШlУ ХХ века были собраны, изучены и персведены клинопис
IIЫС надписиоставленные Банекими царями, и впервые про
'IИтано название "Биай на".
Первые правители Ванекого царства - Араме (860-845) и Сардури 1 (845-825)- не только успешно отражали нашествия мощной Ассирийской державы, но и знаtiИтельно расш ирили
1срриторию государства на восток, объединив все области
нокруг озера Ван. Территории, расположенные на восточном
1юбережье озера, стали экономическим и политическим цент
ром государства. Здесь, на труднодоступной скале на берегу
0'3ера Вю1, Сардури 1построил мощную цитадель, вокруг ко-
1Орой сложилась столица - город Тушпа.
Цари Ишпуини (825-810) и Менуа
(810-786)расширили границы государс-
1 ва на запад и на север до реки Араке. Менуа построил здесь город-крепость и назвал своим именем Менуахинили. Кре lюсти были построены и на всех недавно
1авоеванных территориях.
Объединение разрозненных "царств"
11 единое государство сnособствовало раз
витию экономики страны. По всей стра- Шлем царя Аргишти
не строились оросительные каналы, рас-
lllирялась площадь nахотных зе мель, разбивались сады и виноградники. Канал длиною в 72 км, проведенный царем Менуа, и по сей день доставляет воду к городу Ван.
§ 2. Усиление и расширение Ванскоr-о царства. Борьба с Ассирией
За время правпения царей Арmшти 1 (786-764) и Сардури
11 (764-735)Ванекое царство пережило период своего наи высшего могущества и развития. В ходе многочисленных по ходов были nодчинены более мелкие государственные обра
·ювания. К середине VIII века до н.э. под властью Банских
царей находилась большая часть территории Армянского нагорья. На западе граница государства достигала реки Евф рат, на севере - озера Севан. Подч и нение других "царств" Армянского нагорья встречало ожесточенное соnротивление местного населения. Поэтому Ванекие цари проводили по литику переселения племен из одной области в другую, тем самым сnособствуя смешению этнического состава и языков населения Армянского нагорья.
В 782 г. до н. э. Аргишти
1 на месте современного Еревана основал город крепость Эребуни.Кли ноnисный каменный "паспорт" 2790 летнего Е ревана, найденный при раскопках, ны не хранится в Государственном музее
истории Армении. Спустя несколько лет, в самом центре Ара ратекой доли-
Клииоm/сllый "паспорт " Еревапа ны Аргишти 1основал го-
род Аргиштихинили, кото рому впоследствии было суждено стать древней столицей Армении под именем Армавир.
Пользуясь внутренним кризисом Ассирийской державы, Ванекие цари стали совершать захватнические лоходы и в подвластные Ассирии территории, захватывая огромную до бычу. Эти паходы также велись с целью установления конт роля над древними торговыми путями и диктовались эконо мической выгодой.
Более 500 клинописных текстов Ванских царей (найденных как на территории Республики Армения, так и на территории Турции и Ресnублики Азербайджан), которые дошли до наших дней, рассказывают о покарении областей и народов, создании городов, крепостей, храмов, каналов, насаждении садов и виноградников, разведении племенных коней, круn ного и мелкого рогатого скота, об изготовлении железных, бронзовых и золотых изделий.
§ 3. Государственное устройство и экономика Ванекого царства
Во главе государства стоял царь, пользующийся нeorpaни
'I 'IIIIOЙ властью. Он единолично решал все государственные
11011росы. Ванекое царство делилось на области, во главе
"оторых ставились преданные царю представители знати. В
1юкоренных "царствах" нередко оставляли у власти прежних
11равителей, которых обязывали платить дань.
Власть царя опиралась на военную силу. Армия состояла
111 11ехоты, кавалерии и колесниц, солдаты носили бронзовые IIIJICMЫ и щиты, были вооружены железными мечами, ншьями, дротиками, луками и стрелами. Оружие знати и
нолководцев украшались орнаментом. Армия состояла из "орпусов по 3000 человек в каждом, каждый корпус, в свою о•1средь, делился на роты по 50 человек. Все мужское насе т.:ние государства было обязано нести военную службу. Нанекое царство было рабовладельческим государством. Ос новной целью походов Ванских царей был захват военной нобычи и установление контроля над международными торго ными путями, приносящими огромную прибыль. Рабский
1 руд использовался в основном при строительстве дворцов, h.рспостей, храмов, оросительных каналов, а также в peмec JICIIHOM деле. Широко применялось искусственное орошение,
J ЩЯ чего в скалах вырубались каналы.
До наших дней сохранился 72-километровый канал царя Meuya, по нему вода шла в столицу Тушпа, а 25-километровый л.аиал царя Руса 1в районе Тушпы доставлял воду в специально иырытое водохранилище для сезонного орошения. Канал царя Руса JJ близ Еревана в ущелье реки Раздан действует и по пыие.
Свободные общинники занимались земледелием и ското-
1\Одством. Бьmи развиты садоводство и виноградарство. Се ШIИ зерновые и масли'lНые культуры, разводили крупный и мелкий рогатый скот. О высоком развитии сельского хо
' lийства свидетельствуют надписи Ванских царей, в которых
11сречисляются сотни и тысячи голов скота и огромное коли
'IСство зерна, масла и вина, приносимые в жертву богам.
§ 4. Упадок и распад Ванекого 1 арства
Во второй половине VIII века до н. э. Ассирийская держа ва, достигшая зенита своего могущества, нанесла Ванекому царству несколько мощных ударов. В сражениях 743 г. и 735 г. до н. э. Сардури II потерпел поражение от Ассирии и поте рял контроль над южными и юга-западными областями и важными торговыми путями. Его преемник Руса I (735 -
713) развернул активную деятельность для восстановления пошатнувшейся мощи и авторитета Ванекого царства.
Но в 714 г. до н. э. Ассирийский царь Саргон П, предприняв новый разрушительный поход, с огромной армией вторгся на территорию Ванекого царства. Сады и виноградники были вырублены, ирригационные каналы засыпаны, города и хра мы разграблены, жители утнаны в рабство. Хотя ассирийцы и не смогли покорить столицу- город Тушпа, но захватили и разграбили священный город Мусасир, где находились свя тилища главных богов и были сконцентрированы огромные богатства.
Несмотря на разрушительный поход 714 г. до н. э., цари Аргишти 11 (713 - 685) и Руса 11 (685 -645) все еще проводили активную политику. Они совершили множество походов, за ново подчиняя подвластные племена, воздвигали новые кре пости взамен пришедших в уnадок.
Руса II построил город-крепость Тейшебаини на противо положиой от крепости Эребуии окраине современного Еревана. Тейшебаини был крупным эко1юмическим и военным цеитром, здесь располагалась ставка правителя области, находились крупные хранилища вина, масла и других продуктов для войск.
В конце VII века до н. э. Ванекое царство с трудом отби валось от вторжений·скифских и киммерийских племен. Тер ритория Ванекого царства постепенно сокращалась, переста ли подчиняться центральной власти подвластные "цари" и племена. Власть Ванских царей распространялась уже только на территории, прилегающие к озеру Ван с востока.
В 585 г. до н. э. вконец ослабевшее Ванекое царство пало под ударом переживавшей подъем Мидийекай державы.
§ 5. Культура Ванекого царства. Клинопись
Ванекое царство оставило богатое культурное наследие. Высокого развития достигло градостроительство. Строились юрода-крепости, становившиеся административными и военно-политическими центрами области, региона, района. Город-крепость имел цитадель, где жил областеначальник. Здесь, в огромных глиняных карасах вместимостью более
1000 литров, хранились большие запасы продуктов для воен IIЬIХигосударствен н ыхнужд. Вокругцитадели распространялся сам город, где жили простые люди. На территории республики Армения раскопано множество крепостей периода Ванекого
1щрства- Эребуни, Тейшебаини, Арrиштихинили и др.
Ванекая цитадель
В строительстве, в основном, применялись камень, глина, реже кирпич. Архитектура дворцов и домов была простая, строения - одноэтажные, крыши делались из дерева, камыша
11 покрывалисъ глиной. Жилые помещения изнутри укра-
111<\ЛИСЬ фресками и настенной живописью, у входа ставились
<..нменные скульптуры богов, мифических животных. В строи
• сльстве храмов применялись обтесанные камни. На стеле, найденной во дворце Ассирийского царя Саргона ll, сохрани-
лось изображение взятия и разграбления святилища бога Хал ди в Мусасире. По архитектурному решению храм в Муса сире напоминал известный эллинистический храм в Гарни.
При раскопках крепостей Ванекого царства найдено множество различного вида оружия, красивой глиняной nо суды, глиняных и бронзовых статуэток- свидетельство высо кого развития ремесел.
Многое об истории и культуре Ванекого царства мы узна ем из клинописных надписей как Ванских, так и Ассирийских царей.
На сегодняшний день найдено более 500 больших и корот ких клинописных надписей Ванских царей. Это слоговое письмо, возникшее в древней Месопотамии. Клинописью были выполнены надписи ассирийских царей. В Ванеком царстве быстро освоили Ассирийскую клинопись и приело собили к своему языку.
Язык Ванских надписей неиндоевропейски й, так назы ваемый урартский. Он уже давно расшифрован, и все надписи прочитаны. На этом языке, вероятно, говорила пра вящая элита, население об ласти Биайнили, лежащей к востоку от озера · Ван. После образования объединенного го сударства этот язык стал офи циальным государственным языком Ванекого царства. На нем составлялись анналы,
•u•..J81Z:!Iстроительные надnиси, лиса
Изображение Бога Халди
лись письма. Но на огромной
,_--------------------- территориигосударства,объе-
динявшего многочисленные государственные образования и племеные союзы Армянского нагорья, разговорным языком был индоевропейский арм янский язык. Эти языки параллельна сосуществовали. В них
сеть множество заимет
нованных слов, что сви J етельствует о дли-
1ельнам соnрикосно
нении и взаимопро llик:новении этих язы ков. Пос.ле падения Бан екого царства урартекий
юьrк перестал быть офи- Из раскопок крепости Эребупи
1 иальным государст-
венным языком, его письменность была забыта, носители
110лностыо ассимилированы и поглощены индоевропейским большинством населения Армянского нагорья. Неиндо свроnейское население полноценно участвовало в за вершении
11 роцесса образования Армянского народа и языка.
Религия Ванс кого царства бы ла язы<tеской. Обожествлялись с11лы природы. В кли нописных
1 скстах уnомина
l'тея около сотни
богов и богинь.
llo канонам язы-
'lсекой религии в .!f:. _!!_!!:!!_ :!!f!. :!!!!:. +
щнпеон включа-
J III СЬ все местные божества nодвластных nлемен и территорий,
•1см и объясняется их великое множество. Главными богами
11а11теона были: Халди - бог неба, войны и победы; Варубане жена Халди, богиня плодородия; Тейшеба -бог молнии,
11риродны:х сил; Шивини - бог животворящего солнца. Главный храм бога Халди находился в Ардини-Мусасире, на
юt·о-востоке страны.