Германия (вторая модель выхода из кризиса)
Особенность германского пути выхода из кризиса обуславливалась, прежде всего, поражением Германии в первой мировой войне и унизительным для нее Версальским миром. Оскорбленное самосознание германской нации выбирает в качестве своей теории национал-социализм, т. е. фашизм. Фашизм зародился в Италии, а первую фашистскую организацию в 1919 г. создал бывший лидер итальянских социалистов Б. Муссолини.
Германский фашизм вырос из кружка под названием «Свободный рабочий комитет за достижение доброго мира». Этот кружок был создан рабочим Антоном Дрекслером. На базе этого кружка в 1919— 1925 гг. под руководством А. Гитлера сформировалась национал-социалистическая партия Германии (НСДАП). 1 августа 1923 г. фашистами была предпринята попытка путча, которая с позором провалилась. Партия временно перешла на нелегальное положение.
В 1923—1933 гг. в период экономического кризиса начинает складываться массовая база фашизма. Под влиянием кризиса растут антикапиталистические и антидемократические настроения. В общественном сознании Германии было три идеи:
1. Идея сильной власти, которая могла бы установить и обеспечить порядок.
2. Идея справедливой социальной политики.
3. Идея национального самоутверждения.
Эти идеи были подхвачены А. Гитлером, легли в основу политической программы национал-социалистической партии и помогли ей легальным путем прийти к власти. 30 января 1933 г. А. Гитлер был назначен рейхсканцлером Германии. С этого времени начинается утверждение фашизма. Фашизм выдвинул теорию о превосходстве определенных народов над другими. В частности германский фашизм утверждал приоритетное положение расы ариев, к которой были отнесены прежде всего немцы и ряд северных народов (шведы, норвежцы, датчане). Целостность расы, создание возможностей для ее развития объявлялись непреходящей ценностью. В идеологии фашизма существенное место занимает вождизм или принцип фюреризма, требующий безусловного подчинения масс своему конкретному руководителю. Значительную роль в идеологических построениях играет ницшеанская идея сверхчеловека, который в интересах своей расы имеет право преступать нормы общественной морали, созданной якобы для того, чтобы слабые могли господствовать над сильными.
На базе фашизма в Германии устанавливается тоталитаризм. Понятие «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis» (весь, полный, целый) и означает стремление власти контролировать все сферы общественной жизни и личную жизнь граждан.
Характерные черты тоталитаризма:
1. Всеобщая политизация и идеологизация общества. Обязательная для всех граждан государства официальная идеология, в центре которой находится представление о совершенном обществе, над строительством которого они призваны работать. Отклонение от этой идеологии карается как государственное преступление.
2. Законодательная, исполнительная и судебные системы контролируются из одного центра — политического и идеологического института — правящей партии.
3. Правящая партия является единственной партией в данном государстве. Эта партия строго иерархизирована и руководима одним человеком — вождем.
4. Политические свободы и права граждан зафиксированы формально, но реально отсутствуют. Законы защищают только интересы государства.
5. Легальная политическая оппозиция отсутствует. Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в форме диссидентства (инакомыслия).
6. Существует строгая цензура над всеми средствами массовой информации, запрещено критиковать представителей власти.
7. Полиция, армия, спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функции карательных органов государства и выступают в качестве инструмента массовых репрессий.
8. Власть держится преимущественно на насилии. Вместе с тем, правящая партия прилагает большие усилия для внедрения государственной идеологии. Это обеспечивает поддержку власти со стороны абсолютного большинства населения.
С помощью инструментов тоталитарного государства Германия приступила к преодолению экономического кризиса. В основе фашистской программы выхода из кризиса лежала идея государственного регулирования экономики. В качестве одного из важных инструментов этого регулирования был признан народнохозяйственный план. В гитлеровской Германии был разработан 4-летний план (1936— 1940) развития народного хозяйства. Инструментами регулирования, применяемыми в Германии, были также государственные заказы, фиксированные цели и зарплата. Большое значение придавалось расширению государственного сектора экономики, в котором преобладала военная отрасль производства. Бюджетное финансирование направлялось прежде всего в эти отрасли.
Социальная политика фашистского государства была направлена на создание так называемого «народного общества», «общества социального равенства и богатства» для своей высшей, избранной нации. Богатство такого общества предполагалось создавать как за счет принуждения к труду своих граждан, так и нещадной эксплуатации тех народов, которые были объявлены второсортными, неполноценными. Отсюда вытекала идея о необходимости установления Германией мирового господства.
Реализация этой идеи во внешней политике привела к экспансионизму, венцом которого явилась вторая мировая война. Германия, как известно, потерпела поражение во второй мировой войне. После второй мировой войны в мире установился новый экономический и политический порядок.
Изменились отношения собственности. В капиталистических странах произошел переход от преимущественно индивидуализированной частной собственности к коллективным формам владению собственностью: акционерной, кооперативной и т. д. При этом собственность остается частной со всеми ее признаками и гарантиями.
Широкое акционирование предприятий за счет продажи акций мелким вкладчикам, в том числе рабочим и служащим этих предприятий, привело к сглаживанию социально-классовой дифференциации общества. Доминирующее положение занял «средний класс». Этот класс заинтересован в социальной стабильности общества, в демократии и охране прав личности. Укрепились политические институты, расширилась возможность для влияния каждого гражданина на жизнь общества. Возрастают интеграционные процессы во всех сферах жизнедеятельности обществ, создаются многонациональные политические, экономические, религиозные и иные объединения и организации. На базе этих программ осуществляется строительство моделей «шведского» социализма, «германского» социализма и др., базирующихся на социал-демократической идеологии.
Великобритания
Великобритания стала одной из победительниц в I МВ, она еще больше расширила свою империю, получила репарации от Германии. Страна являлась второй промышленной и финансовой державой капиталистического мира, играла соответствующую роль в мировой политике. Но темпы экономического развития оставались низкими, кризисы и застой сделались обыкновенным явлением. Еще в 1924 году уровень промышленного производства Англии был на 10% ниже довоенного и только в 1929 году приблизился к уровню 1913 года. Намного сократился экспорт. Трудными и сложными оказались первые послевоенные годы. Попытки правительства переложить тяжесть восстановления промышленности на плечи рабочих и массовая безработица, усиленная демобилизацией, вызвали небывалый рост стачек и забастовок.
1. Для политической жизни Великобритании ХХ в. характерно усиление влияния левых идей. В 1900 г. в Англии возникла организация под названием Комитет рабочего представительства, которая с 1906 стала носить название лейбористской партии. Создание этой партии отражало стремление рабочих к независимой классовой политике. В январе 1924 г лейбористы сформировали свое первое правительство под руководством Джеймса Макдональда, но не имея большинства в Палате Общин, не могли активно проводить социальную политику. В ноябре 1924 года, воспользовавшись первым же случаем, лейбористский глава кабинета (Макдональд) подал в отставку и тем увлек за собой весь кабинет. На выборах 1924 года консерваторы вернули себе власть. Они получили абсолютное большинство в палате (413 мандатов).
2. Правительство консерваторов, возглавленное Болдуином, продержалось пять лет. На этот период приходится крупнейшая в истории Англии (и Европы) всеобщая забастовка рабочих 1926 года. Началось с конфликта в угольной промышленности: шахтовладельцы требовали сокращения зарплаты на 10%, добивались увеличения рабочего времени; горняки и поддерживавшие их железнодорожники вынесли решение о всеобщей стачке. Правительство решило вмешаться. Была предложена денежная дотация, компенсировавшая снижение заработной платы. Ее должно было хватить на 9 месяцев. Это был срок, в котором нуждалось правительство, чтобы должным образом подготовиться. Вся Англия была негласно разбита на 14 районов, во главе с ответственными членами кабинета. К их услугам создавался особый аппарат. 12 руководителей компартия были безо всяких оснований отправлены за решетку. сделалась неизбежной. В начале мая началась всеобщая стачка, которая продлилась семь месяцев. Законом 1927 года всеобщая стачка была запрещена на будущее под угрозой уголовного преследования. Точно так же запрещались забастовки солидарности и массовое пикетирование.
Причины забастовок искали в СССР. Правительство Болдуина разрывает дипломатические отношения с СССР, аннулирует англо-советское торговое соглашение, предпринимает попытку объединить против СССР в едином блоке буржуазные государства Запада (пакт Локарно).
В 1929 году вследствие поражения консерваторов на выборах лейбористы - приблизительно в той же ситуации - составили второе однородное правительство. Столь же бездеятельное, оно оставалось у власти до 1931 года, когда соглашательская политика Макдональда, расколов партию, возвратила правительственную власть консерваторам.
Умиротворяя гитлеровскую Германию и поощряя ее на агрессию против СССР, правительство консерваторов прямым ходом привело Англию, а вместе с ней все человечество, ко второй мировой войне.
3. В том, что касается эволюции государственного строя Англии, нельзя не видеть борьбы двух тенденций: тенденции пересмотра конституции в антидемократическом духе; тенденции к дальнейшему расширению и упрочению демократических свобод. Выразителем первой тенденции является буржуазия, представленная партией консерваторов, носителем второй - рабочий класс Англии, интеллигенция, так называемые средние слои. Что касается методов эволюции государственного строя, их тоже два. На первом плане находятся законодательные. На втором - изменения, которые совершаются не по закону, а фактически.
Преобразования, носящие демократический характер, совершаются открыто, парламентскими (реже правительственными) актами. Среди них заслуживают внимания английские избирательные реформы 1918 и 1928 гг. По первой было введено всеобщее мужское избирательное право и частично женское. Реформа 1928 года была продолжением первой. Женское избирательное право перестало отличаться от мужского. Предоставляя избирательное право женщинам, консерваторы рассчитывали на их голоса. Рассуждали так: женщина набожна, она послушается священника, священник, по традиции, - тори. Но большая часть новых голосов была подана за лейбористов. Единственный ценз, сохранившийся после реформы 1928 года, - ценз оседлости (три месяца). Число новых голосов составило 4 млн. На выборах 1929 года голосовало 26 млн. избирателей. Избирательное право стало всеобщим.
Важнейшей среди перемен было падение роли парламента и возвышение правительства. В том, что касается законодательства, следует выделить две главных перемены. Первая из них: законодательная инициатива на 99% принадлежит правительству. Законопроект, исходящий от депутата или группы депутатов, не имеет ни малейших шансов сделаться законом, если не будет иметь поддержки правительства. Но и такие законопроекты стали редкостью. Вторая, может быть, еще более важная перемена заключается в необыкновенном распространении "делегированного законодательства".
Под "делегированным законом" понимают правительственный (непарламентский) акт, изданный по поручению (делегации) парламента. В 1931-1932 годах право на издание делегированных актов получило даже финансовое ведомство, причем в вопросах налоговых и денежного обращения.
Значительно убавилось и от былой способности английского парламента контролировать действия правительства. Подчиняясь давлению партийной машины, помня о своих собственных интересах, депутат парламентского большинства ни в каком случае не посмеет изменить своим лидерам в правительстве. Какова бы ни была его собственная точка зрения, он без колебаний проголосует за то, что соответствует курсу правительства. Таким образом, не меняя конституции правительство Англии присоединило к своей исполнительной власти власть законодательную. Приобретая новые полномочия, кабинет не расстался ни с одним старым: формирование правительства остается по-прежнему делом первого министра (и узкого круга его советников), назначения на ответственные посты исходят от кабинета и т. д. Кабинет сохранил за собой право заключения тайных международных соглашений и во многих отношениях научился обходить бюджетные ограничения.
Процесс переплетения государственного аппарата с монополиями отмечен в Англии некоторыми специфическими чертами. Консервативная партия приобрела себе новую базу: она сделалась партией промышленной и банковской плутократии. Почти 80% ее депутатов в нижней палате составляли предприниматели. Крупного землевладельца, каким чаще всего был министр прошлого столетия, сменил министр-капиталист. Такими были упоминавшиеся выше Болдуин (металлургия), Н.Чемберлен (тяжелая промышленность) и др. Значительно обновился (что очень важно для английской системы управления) состав ведущих чиновников. Теперь уже нельзя считать их, как век назад, представителями земельной аристократии. Важное место заняли в государственном аппарате выходцы из буржуазии. Но по-прежнему сохраняется традиция, согласно которой преимущество при замещении важных дипломатических, военных и некоторых других постов отдается питомцам так называемых публичных школ и привилегированных университетов (Оксфорд, Кембридж). Публичными школами называются закрытые учебные заведения для мальчиков в возрасте от 13 до 18 лет. Обучение платное и очень дорогое. Здесь не только учат, но и соответственно воспитывают. Выпускникам публичных школ прививают "качества руководителя", чувства "избранности", превосходства, обязательные для удачной служебной карьеры. Главный предмет (в рассматриваемое время) обучения - гуманитарные науки, особенно история и языки. В составе высших должностных лиц министерства иностранных дел, казначейства, в судебном аппарате, на высших государственных постах вообще две трети мест (от 75% до 80%) принадлежали питомцам привилегированных учебных заведений. Около 70% офицеров армии и флота прошли через публичные школы.
7. Существенно новыми чертами отмечены отношения, установившиеся в рассматриваемый период между Великобританией и ее доминионами - Канадой, Австралией, Южно-Африканским союзом, Новой Зеландией. Изданный по настоятельному желанию доминионов так называемый Вестминстерский статут 1931 года завершил процесс государственного обособления доминионов от Англии. Согласно статуту, генерал-губернатор доминиона стал назначаться из местных уроженцев и, хотя назначение исходило от короля, последний должен был держаться рекомендации правительства доминиона. Будучи номинальным главой доминиона, генерал-губернатор имел в нем те же функции, какие король в Англии, то есть в общем незначительные. Очень важным было признание законодательного верховенства доминиона: при несоответствии законов доминиона законам метрополии действовал закон доминиона (на территории последнего, разумеется). Объединенные "общим подданством короне", но автономные в своих внутренних делах, доминионы и метрополия составляли союз, получивший название Британского содружества наций (это наименование употреблялось, впрочем, и ранее 1931 года). Особую позицию в системе английских доминионов занимала Ирландия, приобретшая указанный статут в 1921 году. По договору 1921 года Англия признавала государственную самостоятельность Ирландии в рамках Соединенного Королевства. При этом Север Ирландии (приблизительно 1/6 территории) был отделен и оставлен за Англией. Это - Ольстер. "Союз" Ирландии и ее былой угнетательницы был вынужденным и непрочным. В 1937 году Ирландия (официальное название - Эйре) отказалась от статута доминиона. Новая конституция провозгласила ее республикой.
Франция
1. Победа в первой мировой войне стоила Франции многих жертв. Но она возвратила себе промышленные Эльзас и Лотарингию, получила львиную долю бывших германских колоний, захватила Сирию и Ливан на Ближнем Востоке, вознаградила себя репарациями в разного рода ценностях, промышленных товарах, кораблях и проч.
2. Французская буржуазия оказалась в огромном выигрыше, особенно те 200 семейств, которые распоряжались Французским банком и через него французской экономикой и политикой. Война способствовала некоторому развитию французской промышленности, дальнейшей ее концентрации, новому усилению банковских групп. Вместе с тем большая половина населения была по-прежнему занята в сельском хозяйстве (еще в 1930 г. доля последнего составляла более 40% от общего объема производства), а огромные массы капитала уходили за границу в виде займов и разного рода инвестиций вообще. Вместе с Англией и Соединенными Штатами Франция активно участвует в антисоветской интервенции.
3. . В государственном строе Франции в период между двумя мировыми войнами мало что изменилось, во всяком случае внешне. Мы видим здесь те же процессы: усиление кабинета и в особенности власти главы кабинета; делегированное законодательство; укоренение монополий в государственном аппарате и все возрастающее влияние нескольких мощных финансовых групп на политику правительства. Относительно быстрые темпы послевоенного экономического восстановления, руководящая роль на Версальской мирной конференции усиливали правые партии Франции, позволяли им оказывать гнетущее влияние на политическую историю межвоенных лет. В некотором смысле именно Франция дает классический пример постоянной смены ориентаций как метода политики, перехода "справа" "налево", от либерализма к реакции и обратно. В 1919 году патриотический угар, вызванный победой в войне, способствует победе правового блока во главе с реакционером и милитаристом Пуанкарэ. В 1924 году побеждает "левый картель", образованный радикалами и социалистами. Происходит весьма ощутимый сдвиг влево: Франция признает Советский Союз, правительство обещает придерживаться закона о 8-часовом рабочем дне и т. д. В 1925 году правительство "левого картеля" свергается сенатом. Его место занимает Пуанкарэ, возвратившийся к преследованию коммунистической партии, с одной стороны, и насаждению церковных организаций - с другой. Экономический кризис 1929 года, усилив недовольство в стране, снова привел к власти радикалов.
4. В 1919 году нижняя палата принимает законопроект о введении женского избирательного права. В 1922 году - после преднамеренной затяжки обсуждения - сенат отвергает его. В 1919 году проходит закон о введении элементов пропорционального представительства. Список кандидатов той или иной партии, получившей более половины голосов, проходил полностью: если этого не было, депутатские места распределялись между партиями в некоторой зависимости от количества собранных каждой данной партией голосов. В 1927 году пропорциональное представительство было отменено, и Франция возвратилась к привычному, испытанному мажоритарному голосованию. Партий во Франции множество, а следовательно, каждый раз выставлялось множество кандидатов. Голоса разбивались, и потому редкий кандидат получал абсолютное большинство в первом туре голосования. Большая часть депутатов парламента выбиралась во втором туре. Здесь открывались бесконечные возможности для разного рода соглашений между идейно близкими партиями. Радикалы обязывались поддерживать социалистов в одном округе с тем, чтобы социалисты поддержали радикалов в другом, и т. д. Только коммунистам не с кем было блокироваться. Они боролись одни и лишь редко получали больше голосов, чем кандидаты других партий, вместе взятых.
5. Особое место в политической и государственно-правовой истории Франции занимает Народный фронт. Под этим названием объединились на выборах 1936 года три партии: коммунистическая, социалистическая и радикалов. Получив абсолютное большинство депутатских мандатов (одна компартия завоевала 72 места в парламенте), партия Народного фронта создала правительство, возглавленное социалистом Леоном Блюмом. Непосредственной причиной того, что как социалисты, так и радикалы приняли - после стольких лет бойкота - предложение компартии о Народном фронте, послужила угроза фашизма во Франции. Она была всегда, но особенно страшной сделалась после прихода к власти Гитлера (1933 г.). Фашистский переворот во Франции готовили многие и разные силы. Откровенно фашистская партия, носившая название "Боевых крестов", не скрывала своих целей. Инициатором Народного фронта и его организатором была коммунистическая партия. Благодаря ей была ликвидирована попытка фашистских организаций захватить власть 6 февраля 1934 года; она подняла 4,5 млн. рабочих на грандиозную антифашистскую демонстрацию 9 февраля и всеобщую политическую забастовку 12 февраля. Компартия сыграла первостепенную роль в выработке программы Фронта. Учитывая общие и специальные интересы разнообразных групп трудящегося населения Франции, она сделала возможным объединение рабочих, крестьян (интересы последних представляли главным образом радикалы), мелкой буржуазии (социалисты).
6. Выборы 1936 года имели принципиальное значение, они показали, что объединение левых сил действительно способно привести их к власти. Народный фронт был, конечно, огромным успехом компартии. Но и социалистическая партия много выиграла от него. Именно ее лидер впервые в истории Франции возглавил правительство. Стремясь к укреплению Народного фронта, компартия считала для себя несвоевременным непосредственное участие в правительстве. Министерские посты распределили между собой социалисты и радикалы. Правительство Народного фронта осуществило следующие меры: а) фашистские "Боевые кресты" были распущены, их военные склады ликвидированы (как потом оказалось, только отчасти); б) некоторые отрасли военной промышленности были переданы в собственность государства. Эта мера должна была ослабить давление военных концернов на правительство и тем самым ослабить военные приготовления, а значит, опасность войны вообще; в) узаконена 40-часовая рабочая неделя; повышена заработная плата рабочих (на 7-15%), введены оплачиваемые отпуска (двухнедельные); г) коллективные договоры, легализованные законом 1919 года, но едва терпимые, были признаны государством и предпринимателями, порядок их заключения демократизирован; одновременно с тем были признаны рабочие комитеты на предприятиях; д) производились массовые закупки сельскохозяйственных продуктов по твердым ценам; ремесленники, жестоко страдавшие от кризиса, получили дешевый кредит.
7. Правительство Народного фронта оказалось в тех политических условиях недолговечным. Столкнувшись с сопротивлением банков и трестов, с явной оппозицией в сенате, не решаясь прибегнуть к решительным мерам, оно сочло за лучшее подать в отставку (1937 г.). Французский капитал прибег к искусственному вздорожанию цен на товары, к массовому вывозу зелота и ценностей за границу, чем подрывался франк. Компартия предлагала ответить на все это введением прогрессивного налога, одна угроза которого могла бы оказать сдерживающее влияние на предпринимателей. Компартия добивалась созыва общенационального съезда организаций Народного фронта, избрания единых органов фронта, организационного закрепления победы. Но, ни радикалы, ни социалисты (их руководящие центры) не хотели этого. После некоторых непродолжительных маневров правительственная власть была передана радикалам и правым партиям. С Народным фронтом было покончено. Вместе с тем было покончено с его завоеваниями. Стремясь направить военную машину гитлеровской Германии "на восток", новое французское правительство (Даладье) осуществляло политику уступок Германии. Одной из них было позорное Мюнхенское соглашение 1938 г., которым отторгалась от Чехословакии и передавалась гитлеровскому рейху Судетская область. Предана была не только Чехословакия - старый, надежный союзник Франции, был предан весь мир, и французскому народу вскоре пришлось расплачиваться за все это раньше многих других.