Управление системой правосудия в СССР в 1923–1991 гг.
Становление системы советского суда и прокуратуры. В 1921–1923 гг. проведена первая судебная реформа, совпавшая по времени с образованием СССР. Реформа ликвидировала раздвоение советской юстиции на народные суды и ревтрибуналы, установила единую систему судебных учреждений: народный суд, губернский суд, Верховный суд. Народный суд действовал в пределах уездов и городских районов, губернский суд был органом правосудия и высшей инстанцией для народных судов. Верховный суд имел 3 функции: надзор за судами республики, кассационный суд, суд 1 инстанции по важнейшим делам. Во всех союзных республиках была создана аналогичная судебная система.
Народные суды состояли из судьи, назначенного губисполкомом на 1 год, и народных заседателей, избранных на собраниях трудовых коллективов на предприятиях, в воинских частях и т.д. Председатель и члены губернского суда избирались губисполкомом на 1 год и утверждались наркоматом юстиции республики. Губсуд имел 2 отдела: уголовный и гражданский, дисциплинарную коллегию для рассмотрения дел о служебных проступках судебных работников. Остались военные и военно-транспортные трибуналы под общим контролем наркоматов юстиции и Верховных судов республик.
Верховный суд СССР учредили в 1923 г. Первоначально он выполнял функции надзора в большем объеме, рассматривал и представлял к отмене постановления ОГПУ, если они противоречили Конституции. Постепенно эта функция была сведена на «нет». Одновременно расширилось его поле деятельности как высшей кассационной инстанции, с 1929 г. он получил право законодательной инициативы. В состав Верховного суда входили 4 коллегии: гражданская, уголовная, военная, военно-транспортная, специальные судебные присутствия, которые рассматривали крупные дела и Пленум. В состав Пленума входили председатель, заместители, члены суда, председатели Верховных судов союзных республик и представители ОГПУ. В 30-е годы особые дела рассматривала высшая двойка – Председатель Верховного суда и Прокурор СССР.
Второе важное решение – прокурорский надзор. В.И. Ленин настаивал, чтобы прокуратура строилась как независимый от местных властей орган, правомочный опротестовывать всякое незаконное решение и передавать дело в суд. По положению 1922 г. судебный порядок рассмотрения протестов прокуроров отсутствовал. Таким образом создать эффективный надзор за соблюдением в стране законности не удалось. Прокурорский надзор всецело находился в подчинении центральной и местной бюрократии.
Прокурор Верховного суда СССР и его заместители назначались президиумом ЦИК. Прокуратура руководила деятельностью органов расследования, поддерживала от имени государства обвинение на суде и наблюдала за правильностью содержания заключенных. Но централизация не была завершена: прокуроры республик не были подчинены прокурору СССР.
С началом проведения коллективизации значительно выросло число нарушений законности должностными лицами. Способствовало этому и то, что прокурорские кадры на местах до 70 % имели начальное образование и только 6% следователей имели высшее юридическое образование.
В 1933 г. сделали еще один шаг к централизации прокуратуры. Она выделилась из Верховного суда и таким образом была образована Прокуратура СССР. Ей дано было право надзора за законностью действий ОГПУ, милиции, Уголовного розыска. Прокурору СССР предоставлялось право назначать и отзывать прокуроров республик, но последние одновременно подчинялись органам власти республик. Вступивший в 1935 г. на пост прокурора Н. Вышинский не только поддерживал репрессии, но и требовал от местных прокуроров содействовать массовым арестам.
Формально только по Конституции 1936 г. была построена независимая прокуратура. Прокурор СССР назначался на 7 лет, а прокуроры республик назначались прокурором СССР на 5 лет и были выведены из подчинения наркомюста и местных органов власти.
Параллельно шло становление адвокатуры. В мае 1922 г. ВЦИК утвердил декрет о создании коллегий защитников при губернских судах, предоставив губисполкомам право отвода кандидатур адвокатов. Тем самым институт защиты ставился под контроль местных органов власти. Попытка отстоять институт присяжных поверенных по судебным округам не увенчалась успехом. В 1924 г. право регулировать действия коллегий адвокатов было передано судам. Общий надзор за деятельностью судебных органов осуществляли республиканские наркоматы юстиции.
Суд и прокуратура в 1936–1991 гг. Судебная система была закреплена в Конституции 1936 г. и законе «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», принятом Верховным Советом СССР в 1938 г.
Система органов судебного управления была существенно изменена. До этого судебное управление находилось в ведении наркоматов юстиции союзных республик, а в 1936 г. образован союзно-республиканский наркомат юстиции СССР. Это означало централизацию судебного управления. Наркомюст, не вмешиваясь в судопроизводство, должен был формировать суды, контролировать их деятельность, кодифицировать законы, готовить кадры, руководить адвокатурой и нотариатом.
Верховный суд СССР по Конституции 1936 г. сохранился, он избирался на 5 лет, но утратил функцию надзора за соблюдением Конституции. Военные суды были переданы наркомату обороны и тем самым были созданы условия для произвола и нарушения законности. Низовой ячейкой судопроизводства оставался народный суд. Судья и народные заседатели выбирались трудящимися на три года. По постановлению СНК в июле 1936 г. все прокурорско-следственные органы были переданы в Прокуратуру СССР. Прокуроры союзных республик стали непосредственно подчиняться только Прокурору СССР, который назначался Верховным Советом СССР на 7 лет. Прокуроры республик назначались на 5 лет.
В период Великой отечественной войны условия деятельности органов юстиции изменились. Чем хуже было положение на фронте, тем жестче были законы. Военные трибуналы стали рассматривать дела о преступлениях не только в армии и на фронте, но и в тылу: о самовольных уходах с военных предприятий, уклонении от военного обучения, о распространении ложных слухов. Выборность судей военных трибуналов была заменена назначением, что усиливало произвол. В местностях, объявленных на военном положении, трибуналы действовали вместо народных судов. После войны работа судов вернулась в прежние рамки.
Демократизация судопроизводства началась после смерти Сталина. Были ликвидированы особые совещания, отменен упрощенный порядок рассмотрения дел о государственных преступлениях, началась реабилитация. С1955 г. органы госбезопасности были поставлены под прокурорский надзор. Однако более широкие меры по укреплению законности, охране прав и свобод граждан не были проведены в жизнь, политическая структура общества осталась прежней, демократизация общественной жизни не получила развития.
В мае 1956 г. ликвидировали министерство юстиции СССР, а его функции передали союзным республикам и, частично, в области кодификации законодательства, Юридической комиссии при СНК СССР. Однако в 1970 г. союзно-республиканское министерство восстановили с более многообразными функциями, в числе которых - организация работы судопроизводства, кодификация законов, пропаганда правовых знаний, адвокатура, нотариат, подготовка кадров.
В феврале 1957 г. приняли новое положение о Верховном суде, которое усиливало республиканские Верховные суды, ограничивало компетенцию Верховного суда СССР. До 1957 г. Верховный суд СССР наделяли правом востребовать любое дело из любого суда, даже когда оно еще не рассматривалось Верховным судом республики. Новое положение предусматривало, что все дела должны окончательно решаться в Верховном суде союзной республики, а Верховный суд СССР может пересматривать решение суда республики, только если оно противоречит общесоюзному законодательству или интересам другой республики. Были изменены принципы деятельности низовых судов: система участковых судов, существовавшая ранее, упразднялась, создавались районные и городские суды. Количество судов, особенно в городах, сократилось. Срок их полномочий увеличился с 3 до 5 лет. В 1979 г. приняли новый закон «О Верховном суде СССР». Закон устанавливал, что Верховный суд избирается на 5 лет Верховным Советом СССР, в его состав входят председатели Верховных судов союзных республик. Структура и штатная численность Верховного суда СССР утверждалась Президиумом Верховного Совета СССР, т.е. исполнительным органом законодательной власти.
Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов осуществляла Прокуратура СССР. В 1979 г. приняли закон, по которому подтверждалась независимость прокуратуры от местных органов и подчиненность органов прокуратуры только Генеральному прокурору СССР. На практике это положение нередко нарушалось, но законом не предусматривались какие-либо меры наказания за вмешательство в дела прокурора или за попытку повлиять на его решения.
С развитием хозяйственной инициативы все большее значение приобретал государственный арбитраж – хозяйственный суд. С 1987 г. он стал отдельной структурой, независимой от исполнительной власти. На местах при правительствах республик действовали Госарбитражи краев, областей при исполкомах Советов народных депутатов.
Все большую роль в советской системе правосудия играла адвокатура. В 1939 г. ее статус определен особым законом «Об адвокатуре СССР». В ее функции входила охрана прав граждан и организаций. Все, что входит в содержание адвокатской профессии (выступление в судах, дача правовых советов, составление различного рода правовых документов и т.п.), является формой защиты прав и интересов граждан и организаций. Коллегии адвокатов определялись как добровольные объединения во главе с собранием и исполнительным органом – Президиумом. Всего в 1980-е гг. работало в стране 157 коллегий и 19 тыс. адвокатов.
Большое значение в правовой области имеет деятельность нотариальных органов. Нотариатом называют систему государственных органов, в обязанности которых входит удостоверение бесспорных прав и фактов, имеющих юридическое значение. Организация и деятельность нотариата определялась законом СССР 1973 г. В тех местах, где не было нотариальных контор, право свидетельствования документов, сделок и договоров имели местные Советы, за границей – консульства.
Таким образом, система советского правосудия фактически зависела от исполнительной и законодательной власти. Определенный сдвиг в сторону становления правового государства произошел в период перестройки. По закону 1988 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР» высшие судебные учреждения были подчинены Съезду народных депутатов СССР, который утверждал Председателя Верховного суда, Генерального прокурора, Председателя Высшего арбитражного суда, Комитет конституционного надзора (утвержден в декабре 1989 г.) из 25 человек. Новый орган – Комитет конституционного надзора - призван был наблюдать за тем, чтобы законы СССР, постановления Совета министров СССР, Конституции и законы союзных республик не противоречили Конституции СССР и законам СССР. Заключение Комитета конституционного надзора автоматически могло приостанавливать действие того или иного акта, если он нарушал Основной закон СССР.