Основные гарантии депутатской деятельности

Гарантии депутатской деятельности— это система условий и способов обеспечения осуществления полномо­чий народного депутата. К их числу относятся:

1) непреложность депутатских полномочий. Никто не вправе ограничить полномочия народного депутата Укра­ины;

2) неприкосновенность народного депутата Украины. Она состоит в том, что народный депутат не может быть без согласия Верховной Рады Украины привлечен к уго­ловной ответственности, задержан или арестован. Обыск, задержание народного депутата или досмотр личных ве­щей, багажа, транспорта, жилого либо служебного поме­щения, нарушение тайны переписки, телефонных разгово­ров, телеграфной и иной корреспонденции допускаются лишь в случае, когда Верховной Радой Украины дано со­гласие на привлечение его к уголовной ответственности;

3) обеспечение народному депутату Украины условий для исполнения депутатских полномочий, которое включа­ет: предоставление служебного кабинета с персональным компьютером, подключенным к информационным сетям, безопасность народного депутата и членов его семьи и др.;

4) защита личных и социальных прав народного депу­тата Украины, включающая: предоставление отсрочки от призыва на военную службу или сборы, государственное страхование, создание условий для повышения профессио­нального уровня, финансовое, медицинское и социально-бытовое обеспечение, надлежащие жилищные условия;

5) гарантии трудовых прав народного депутата. В част­ности, время работы народного депутата в Верховной Раде Украины засчитывается в стаж государственной службы, а также — в его общий и непрерывный стаж работы. По прекращении срока депутатских полномочий народному депутату предоставляется прежняя работа (должность). Народному депутату предоставляется ежегодный оплачи­ваемый отпуск в межсессионный период продолжительно­стью 45 календарных дней и т.д.;

6) право иметь до пятнадцати помощников-консуль­тантов.

Нарушение прав народного депутата Украины и гаран­тий его деятельности влечет юридическую ответственность.

основные гарантии депутатской деятельности - student2.ru 6.6. ОРГАНЫ И АППАРАТ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ

Система органов Верховной Рады Украины определя­ется Конституцией Украины и Регламентом Верховной Рады (27 июля 1994 г.).

Руководящие должностные лица Верховной Рады Украины:

1) Председатель Верховной Рады Украины. Избирает­ся и отзывается Верховной Радой из числа депутатов пу­тем голосования. Председатель Верховной Рады имеет следующие полномочия: ведет заседания Верховной Рады Украины; организует подготовку вопросов для рассмотре­ния на заседаниях Верховной Рады; подписывает акты, принятые Верховной Радой; представляет Верховную Раду в отношениях с другими органами государственной влас­ти Украины и органами власти других государства; орга­низует работу аппарата Верховной Рады;

2) Первый заместитель Председателя Верховной Рады Украины и заместитель Председателя Верховной Рады Украины избираются Верховной Радой из числа депутатов по представлению Председателя Верховной Рады. По пору­чению Председателя Верховной Рады они выполняют от­дельные его функции. Первый заместитель Председателя Верховной Рады Украины ведет организационную работу по вопросам взаимодействия Верховной Рады с органами исполнительной власти и органами местного самоуправле­ния. Заместитель Председателя Верховной Рады Украины ведет организационную работу по вопросам взаимодействия Верховной Рады с органами судебной власти;

3) комитеты Верховной Рады Украины. Комите­ты — это постоянно действующие органы, перечень кото­рых утверждается Верховной Радой в соответствии с ос­новными направлениями ее деятельности. Комитеты осу­ществляют законопроектную работу, готовят и предвари­тельно рассматривают вопросы, отнесенные к полномочиям Верховной Рады. Председатели и состав комитетов изби­раются из числа депутатов, причем депутат имеет право состоять только в одном комитете;

4) временные специальные комиссии. Эти органы со­здаются Верховной Радой для подготовки и предваритель­ного рассмотрения определенного вопроса, например, для доработки законопроекта. Ее состав избирается Верхов-

ной Радой и действует вплоть до выполнения поставлен­ной задачи;

5) временные следственные комиссии. Они создаются Верховной Радой Украины для проведения расследования по вопросу, представляющему общественный интерес, если за создание такой комиссии проголосовало не менее трети конституционного состава Верховной Рады (150 депутатов).

Решения комитетов и комиссий Верховной Рады Укра­ины носят рекомендательный характер.

Органами Верховной Рады со специальным статусом являются Счетная палата и Уполномоченный Верховной Рады по правам человека.

Счетная палата от имени Верховной Рады осуществ­ляет контроль за использование средств Государственно­го бюджета Украины.

Уполномоченный Верховной Рады по правам челове­ка осуществляет парламентский контроль над соблюде­нием конституционных прав и свобод человека и гражда­нина в Украине.

Работу Верховной Рады Украины обеспечивает ее ап­парат— Секретариат Верховной Рады Украины, Служба организационно-юридического и научного обеспечения, Пресс-служба, Управление делами Верховной Рады Укра­ины и т.д.

6.7. РЕГЛАМЕНТ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ

Регламент Верховной Рады Украины— особый нор­мативно-правовой акт, регулирующий работу парламента. Он определяет:

1) порядок созыва и проведения сессий Верховной Рады;

2) порядок формирования органов Верховной Рады;

3) законодательную процедуру;

4) порядок осуществления контрольной деятель­
ности;

5) процедуру отдельных видов деятельности Верхов­
ной Рады, ее органов и народных депутатов Украины.

Верховная Рада Украины работает сессионно, иначе говоря, не постоянно. Первая сессия Верховной Рады но­вого созыва начинается не позднее чем на тридцатый день

после официального объявления результатов выборов. Очередные сессии Верховной Рады Украины начинаются в первый вторник февраля и первый вторник сентября каж­дого года. Длительность сессии определяется Верховной Радой.

Существует ряд оснований для внеочередных сессий Верховной Рады. Они созываются Председателем Верхов­ной Рады Украины по требованию не менее 150 народных депутатов или по требованию Президента Украины. В слу­чае введения военного или чрезвычайного положения в Украине Верховная Рада Украины собирается в двухднев­ный срок без созыва. Сессия в условиях военного или чрезвычайного положения продолжается до его отмены.

Сессии Верховной Рады состоят из пленарных заседа­ний и заседаний постоянных комитетов и временных ко­миссий. Обычно первая и третья недели месяца сессион­ного периода отводятся для пленарных заседаний Верхов­ной Рады, вторая — для работы комитетов Верховной Рады, четвертая — для работы депутатов в избирательных ок­ругах.

Все решения принимаются исключительно на пленар­ных заседаниях Верховной Рады путем голосования. За­коны, постановления и иные акты принимаются простым (абсолютным) большинством состава Верховной Рады (по­ловина от конституционного состава плюс один голос). В некоторых случаях решения принимаются так называе­мым квалифицированным большинством. Например, за­коны о Большом Государственном Гербе и Государствен­ном Гимне Украины должны быть приняты двумя третя­ми от конституционного состава Верховной Рады. Решение о смещении Президента Украины в порядке импичмента принимается не менее чем тремя четвертями от конститу­ционного состава Верховной Рады.

Заседания Верховной Рады Украины проводятся от­крыто. Иначе говоря, в зале заседаний Верховной Рады может присутствовать пресса, телевидение. Возможна теле-и радиотрансляция заседаний Верховной Рады. Закрытое заседание проводится по решению большинства от консти­туционного состава Верховной Рады Украины.

Наши рекомендации