Основные гарантии депутатской деятельности
Гарантии депутатской деятельности— это система условий и способов обеспечения осуществления полномочий народного депутата. К их числу относятся:
1) непреложность депутатских полномочий. Никто не вправе ограничить полномочия народного депутата Украины;
2) неприкосновенность народного депутата Украины. Она состоит в том, что народный депутат не может быть без согласия Верховной Рады Украины привлечен к уголовной ответственности, задержан или арестован. Обыск, задержание народного депутата или досмотр личных вещей, багажа, транспорта, жилого либо служебного помещения, нарушение тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной и иной корреспонденции допускаются лишь в случае, когда Верховной Радой Украины дано согласие на привлечение его к уголовной ответственности;
3) обеспечение народному депутату Украины условий для исполнения депутатских полномочий, которое включает: предоставление служебного кабинета с персональным компьютером, подключенным к информационным сетям, безопасность народного депутата и членов его семьи и др.;
4) защита личных и социальных прав народного депутата Украины, включающая: предоставление отсрочки от призыва на военную службу или сборы, государственное страхование, создание условий для повышения профессионального уровня, финансовое, медицинское и социально-бытовое обеспечение, надлежащие жилищные условия;
5) гарантии трудовых прав народного депутата. В частности, время работы народного депутата в Верховной Раде Украины засчитывается в стаж государственной службы, а также — в его общий и непрерывный стаж работы. По прекращении срока депутатских полномочий народному депутату предоставляется прежняя работа (должность). Народному депутату предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск в межсессионный период продолжительностью 45 календарных дней и т.д.;
6) право иметь до пятнадцати помощников-консультантов.
Нарушение прав народного депутата Украины и гарантий его деятельности влечет юридическую ответственность.
6.6. ОРГАНЫ И АППАРАТ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ
Система органов Верховной Рады Украины определяется Конституцией Украины и Регламентом Верховной Рады (27 июля 1994 г.).
Руководящие должностные лица Верховной Рады Украины:
1) Председатель Верховной Рады Украины. Избирается и отзывается Верховной Радой из числа депутатов путем голосования. Председатель Верховной Рады имеет следующие полномочия: ведет заседания Верховной Рады Украины; организует подготовку вопросов для рассмотрения на заседаниях Верховной Рады; подписывает акты, принятые Верховной Радой; представляет Верховную Раду в отношениях с другими органами государственной власти Украины и органами власти других государства; организует работу аппарата Верховной Рады;
2) Первый заместитель Председателя Верховной Рады Украины и заместитель Председателя Верховной Рады Украины избираются Верховной Радой из числа депутатов по представлению Председателя Верховной Рады. По поручению Председателя Верховной Рады они выполняют отдельные его функции. Первый заместитель Председателя Верховной Рады Украины ведет организационную работу по вопросам взаимодействия Верховной Рады с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Заместитель Председателя Верховной Рады Украины ведет организационную работу по вопросам взаимодействия Верховной Рады с органами судебной власти;
3) комитеты Верховной Рады Украины. Комитеты — это постоянно действующие органы, перечень которых утверждается Верховной Радой в соответствии с основными направлениями ее деятельности. Комитеты осуществляют законопроектную работу, готовят и предварительно рассматривают вопросы, отнесенные к полномочиям Верховной Рады. Председатели и состав комитетов избираются из числа депутатов, причем депутат имеет право состоять только в одном комитете;
4) временные специальные комиссии. Эти органы создаются Верховной Радой для подготовки и предварительного рассмотрения определенного вопроса, например, для доработки законопроекта. Ее состав избирается Верхов-
ной Радой и действует вплоть до выполнения поставленной задачи;
5) временные следственные комиссии. Они создаются Верховной Радой Украины для проведения расследования по вопросу, представляющему общественный интерес, если за создание такой комиссии проголосовало не менее трети конституционного состава Верховной Рады (150 депутатов).
Решения комитетов и комиссий Верховной Рады Украины носят рекомендательный характер.
Органами Верховной Рады со специальным статусом являются Счетная палата и Уполномоченный Верховной Рады по правам человека.
Счетная палата от имени Верховной Рады осуществляет контроль за использование средств Государственного бюджета Украины.
Уполномоченный Верховной Рады по правам человека осуществляет парламентский контроль над соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина в Украине.
Работу Верховной Рады Украины обеспечивает ее аппарат— Секретариат Верховной Рады Украины, Служба организационно-юридического и научного обеспечения, Пресс-служба, Управление делами Верховной Рады Украины и т.д.
6.7. РЕГЛАМЕНТ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ
Регламент Верховной Рады Украины— особый нормативно-правовой акт, регулирующий работу парламента. Он определяет:
1) порядок созыва и проведения сессий Верховной Рады;
2) порядок формирования органов Верховной Рады;
3) законодательную процедуру;
4) порядок осуществления контрольной деятель
ности;
5) процедуру отдельных видов деятельности Верхов
ной Рады, ее органов и народных депутатов Украины.
Верховная Рада Украины работает сессионно, иначе говоря, не постоянно. Первая сессия Верховной Рады нового созыва начинается не позднее чем на тридцатый день
после официального объявления результатов выборов. Очередные сессии Верховной Рады Украины начинаются в первый вторник февраля и первый вторник сентября каждого года. Длительность сессии определяется Верховной Радой.
Существует ряд оснований для внеочередных сессий Верховной Рады. Они созываются Председателем Верховной Рады Украины по требованию не менее 150 народных депутатов или по требованию Президента Украины. В случае введения военного или чрезвычайного положения в Украине Верховная Рада Украины собирается в двухдневный срок без созыва. Сессия в условиях военного или чрезвычайного положения продолжается до его отмены.
Сессии Верховной Рады состоят из пленарных заседаний и заседаний постоянных комитетов и временных комиссий. Обычно первая и третья недели месяца сессионного периода отводятся для пленарных заседаний Верховной Рады, вторая — для работы комитетов Верховной Рады, четвертая — для работы депутатов в избирательных округах.
Все решения принимаются исключительно на пленарных заседаниях Верховной Рады путем голосования. Законы, постановления и иные акты принимаются простым (абсолютным) большинством состава Верховной Рады (половина от конституционного состава плюс один голос). В некоторых случаях решения принимаются так называемым квалифицированным большинством. Например, законы о Большом Государственном Гербе и Государственном Гимне Украины должны быть приняты двумя третями от конституционного состава Верховной Рады. Решение о смещении Президента Украины в порядке импичмента принимается не менее чем тремя четвертями от конституционного состава Верховной Рады.
Заседания Верховной Рады Украины проводятся открыто. Иначе говоря, в зале заседаний Верховной Рады может присутствовать пресса, телевидение. Возможна теле-и радиотрансляция заседаний Верховной Рады. Закрытое заседание проводится по решению большинства от конституционного состава Верховной Рады Украины.