Методические основы организации и изучения нового материала на уроке истории
Методика
Лекция № 12 от 20.11.08.
Методические основы организации и изучения нового материала на уроке истории
Вопросы:
1) функции преподавания
2) способы формулировки темы урока истории
3) цели и задачи урока
4) процесс изучения нового материала на уроке истории
Преподавание – это процесс до, в классе, и после урока. Подготовка, совместная работа с учениками, анализ результатов урока.
На первом этапе: две функции. Гностическая – заключается в том, что учитель качественно анализирует материал, программу учебники, содержание урока. Вся перечисленная работа сводится к отбору материала и задачам урока. Какие приемы он будет использовать, какие познавательные задания будет давать ученикам.
Вторая функция – конструктивная. Это составление будущего макета, конспекта урока. Он намечает этапы урока, тип урока.
Функции на самом уроке. 1) организационная – все ученики на уроке работают и заняты делом. Мало задание дать, нужно наблюдать, чтобы это выполнялось, все ли учебник открыли и т.д. Если это урок-игра или дискуссия, то нужно проследить, как это все выполняется; 2) информативная – передача знаний ученику (рассказ, показ наглядный, кинофильм) 3) контрольно-учетная – когда учитель в ходе изучения нового материала контролирует и ставит оценки. Хотя бы 5 оценок. Хвалить и ругать учеников, помогать вопросом, заданиями. Учитель должен знать, какому ребенку какое задание дать.
После урока – коррективная функция: что получилось хорошо, что плохо (все это можно складывать в папки, удачные схемы, документы). Это важно в том смысле, что на подсознательном уровне это не будет дано в другой раз другому классу.
Все 6 функций взаимосвязаны.
Название урока – от этого зависит весь урок.
Первый тип – время и место действия. «Греко-персидские войны», «Аравия – колыбель новой цивилизации», «Русь и великая степь».
Второй тип – вопросительная форма. «Как и почему изменилась жизнь восточных славян с 6 по 8 век ?», «Была ли неизбежной феодальная раздробленность на Руси?».
Третий тип – сквозная линия. «Афины: от демократической республики к аристократической», «Крестьян – от конца к началц».
Четвертый тип – цитата из художественной литературы. «Владыки без клочка земли», «Откуда есть пошла русская земля?», «Дней Александровых прекрасное начало...»
Пятый тип – заголовок-остранение. Это отдаленно подходит к теме, и дети через эту завлекущечку будут питать интерес к такой теме.
Шестой тип – проблемная ситуация, с предлогом «или». «Филлит или Демосфен», «Республика или монархия», «Москва или Тверь».
Седьмой тип – заголовок с недописанным словом. Пишем «Слово о ... Русской земли».
Восьмой тип – скрытой план-темы. «Наука и искусство во второй половине XIX века в России».
Девятый тип – графическое написание темы. Центр-али-за-ция. Акцентирование внимания на главном в этой теме.
Цели и задачи урока. Задач к уроку мы намечаем 3 штуки. Цель у урока всегда одна.
1) Образовательная задача. Учитель указывает, какой материал учитель должен дать. «Воссоздать образ такой-то», «Показать картину такую-то». Обеспечить усвоения учащимися следующих фактов главных, ключевых идей и понятий. Выявить и осмыслить причины и сущность событий, их значение. На основе анализа фактов подвести учащихся к пониманию того, что «война в 100-летнюю войну со стороны Франции приняла народный характер». Конкретизировать известное положение следующими фактами – реформы 60-х годов носили половинчатый характер, и подкрепляю такое положение конкретными фактами.
2) Воспитательная задача формирует две вещи – воздействуем на чувства и отношения человека к конкретному персонажу или исторической личности. «Вызвать у школьников позитивное или негативное отношение к человеку, его поступку, к отдельным фактам». Необходимо укрепить взгляд, что «Отечественная война носила народный характер на основе таких-то фактов». Также способствуем формированию нравственных чувств, идейно-политических чувств, способствовать формированию патриотических чувств. Еще характер развивающий.
3) Развивающая задача –нацелена на развитие умений ученика. «С целью развития умения такого-то организовать деятельности учащегося с картой такой-то с целью нарисовать что-то». «Использовать систему познавательных (например, хронологических) заданий учащихся с целью развития таких-то (например, счет лет) умений». «Организовать (групповую) работу учащихся с целью развития (интеллектуальных) умений». «Использовать приемы (описания и повествования в сочетании карикатурами) с целью развития образных умений у учащихся».