Основные принципы непосредственной работы с избирателями
Итак, команда активистов сформирована. Теперь каждому из них необходимо максимально эффективно и технологично «обработать» свой избирательный участок в заданные сроки. Данная задача решается путем реализации ряда стандартных мероприятий, которые будут описаны в следующих параграфах. При этом необходимо, чтобы программа указанных мероприятий и деятельность активистов были построены в соответствии с некоторыми общими принципами и правилами агитации, которыми должен хорошо владеть каждый активист.
1. Первый принцип относится к формированию позитивной психологической установки у избирателей по отношению к кандидату. Он основан на парадоксальном, но давно и хорошо известном свойстве человеческой натуры: люди относятся хорошо в первую очередь не к тому, кто сделал им добро, а к тому, кому сделали добро они сами. Поэтому наиболее эффективный способ перетягивания избирателей на свою сторону состоит вовсе не в том, чтобы предлагать им что-либо от имени кандидата, пытаться подкупить и тем более раздавать обещания (которым мало кто верит). Главное – убедить избирателя сделать что-либо для кандидата: поставить подпись в поддержку его выдвижения или предвыборной платформы, поучаствовать в одном из мероприятий кампании; еще лучше – помочь организовать такое мероприятие и т.д. Чем большее участие примет избиратель в игре кандидата, тем вероятнее, что он не только сам проголосует за него, но и начнет уговаривать сделать то же самое членов своей семьи и знакомых.
2. Второй принцип является дополнением первого: часто человеку гораздо больше неприятны те, кому он сам причинил зло, нежели те, кто причинил зло ему. Понимание этой закономерности позволяет минимизировать формирование негативных установок по отношению к кандидату в ходе агитации у части избирателей (хотя полностью избежать этого невозможно). Если активист почувствовал, что избиратель не готов включиться в предлагаемую игру, то этот отказ ни в коем случае нельзя фиксировать – лучше вежливо прервать контакт и возобновить его спустя какое-то время. Давя на избирателя и провоцируя его на постоянные отрицательные ответы, активист может сформировать у него такое негативное отношение к кандидату, какого невозможно добиться никаким компроматом.
3. Большое значение имеет технологичность контактов. Бессмысленно тратить время на убежденных сторонников или противников кандидата. Усилия должны быть сосредоточены на тех, кто еще не определился. Но и в этом случае надо стараться, чтобы контакты были не слишком долгими, иначе активист рискует не успеть обслужить всех избирателей своего участка.
4. Если сами контакты желательно делать скоротечными, то количество контактов с каждым избирателем должно быть достаточно большим. В особенности это относится к потенциальным сторонникам кандидата – они постоянно должны ощущать внимание со стороны кандидата и его команды. Существует известное правило «7 касаний»: для того, чтобы уверенно завоевать избирателя, необходимо семь непосредственных контактов с ним (личное письмо кандидата, звонок по телефону, общение с активом в ходе кампании «от двери к двери», привлечение избирателя на встречу с кандидатом или другое мероприятие кампании и т.д.). Конечно, добиться на практике такой интенсивности агитации далеко не всегда возможно, но к этому надо стремиться.
Заметим, что в упомянутые «7 касаний» не входит агитация через СМИ, наружную рекламу, безадресную рассылку и т.д. – имеется в виду только непосредственное, индивидуальное обращение к каждому избирателю.
5. Наконец, о таком важном факторе, как психологическая установка самого активиста. Ничто не убеждает сильнее, чем убежденность другого человека. Если активист искренне уверен, что его кандидат самый лучший, и что голосовать следует именно за него, он непременно оттранслирует эту уверенность избирателю, что может оказать убеждающее воздействие гораздо более сильное, чем любая рациональная агитация и агитационные материалы.
Поэтому здесь мы еще раз подчеркиваем важность постоянной и целенаправленной работы кандидата и руководителей штабов с активистами. Хорошо «намагнитив» своих активистов, кандидат может получить в результате гораздо больше голосов по сравнению с тем, что он получил бы, потратив то же самое время на агитацию избирателей.
6. И еще о психологической установке активиста. Понятно, что его задача в ходе кампании состоит вовсе не в том, чтобы самоутвердится за счет избирателя, переспорить его, показать, что он умнее и круче, а в том, чтобы получить голос в поддержку своего кандидата. Активист изначально находится в положении просителя, и вести себя он должен соответствующим образом: невзирая ни на что, всегда держаться вежливо, доброжелательно и т.д. Большинство активистов довольно быстро усваивают эти элементарные правила. Однако все же следует указать на необходимость их соблюдения, чтобы уберечь еще не набравших опыта активистов от стандартных ошибок.
Исходя из сказанного, каждого активиста следует снабдить письменными рекомендациями (инструкцией) по построению общения с избирателями. Они могут особенно пригодиться на первых порах, пока активист еще не наработал достаточного опыта.
Само собой, каждый активист должен назубок знать основные агитационные материалы кампании: биографию кандидата, месседж, основное интервью и т.д.
Итак, прежде чем отправлять начинающего активиста к избирателям, штаб должен побеспокоиться, чтобы тот усвоил общие принципы построения агитации. Формы их донесения до активистов могут быть разные: учеба, деловая игра, инструктаж и пр.
На остальных нюансах организации работы активистов мы остановимся по ходу обсуждения конкретных мероприятий оргмассового направления.