Система государственного управления
- Первая статья Уложения гласила, что главой государства является царь;
- Устанавливается смертная казнь за любые действия против царя (заговор, покушение);
- Боярская Дума – высшее государственное учреждение, осуществляющее административные и судебные функции.;
- Центральными органами управления назывались приказы;
- Центральной фигурой местного управления назывался воевода, которому подчинялись остальные, включая Земских и Губных старост.
Второй по величине и значимости реформой, проведение которой назрело, была церковная реформа. Дело в том, что за время смуты в церковных книгах, которыми священнослужители пользовались во время богослужений, накопилось большое число неточностей и расхождений. Исправление книг проводилось постепенно, но патриарх Никон, являвшийся доверенным лицом Алексея Михайловича, решил ускорить этот процесс (1653 - 1656 г.г.). Исправлению подлежали не только сами книги, но и некоторые стороны церковных обрядов.
Большое количество людей, предпочитавших старый порядок вещей, не одобрили реформы Никона. Кроме того, возник спор о том, как именно исправлять книги и обряды и что, собственно, является правильным, а что нет. Многие московские священники были не согласны с мнением патриарха. Все это усугублялось еще тем, что патриарх Никон претендовал на власть не только церковную, но и светскую, считая, что власть государственная во главе с царем должна полностью подчиняться власти церковной во главе с патриархом. Будучи человеком крайне честолюбивым, Никон стремился заполучить все больше и больше власти и однажды переступил черту. Царь и патриарх поссорились, а в 1658 году Никон был смещен с патриаршего престола и отправлен в ссылку.
Деятельность патриарха Никона привела к церковному расколу. В 1666 году в Москве состоялся Великий собор, одобривший все реформы Никона (хотя самого Никона он осудил). В итоге все приверженцы старого порядка вещей были названы еретиками (сами они назвали себя старообрядцами, поскольку выступали за старые, то есть неисправленные обряды). В результате этого решения Русская Церковь оказалась расколотой.
Главная тенденция – переход от сословно-представительной (форма гос. правления, при которой: 1. важную роль играют сословно-представительные учреждения (ЗС); 2. в системе гос. управления важную роль играют представители аристократии (БД)) к абсолютной монархии. 4 признака абсолбтной монархии:
1.централизация гос. управления, когда один человек или группа лиц осуществляет управление всеми отраслями;
2.наличие постоянной армии;
3.наличие тайной полит. полиции (контроль гос-ва за обществом);
4.наличие стройной финансовой системы (контроль за сбором налогов и за тем, как они тратятся).
Абсолютизм как форма гос. управления – это форма, при которой монарх сосредотачивает в своих руках исполнительную, законодательную, судебную функции, при этом монарх управляет гос-вом при помощи назначемых им же чиновников.
Этот переход можно проследить на конкретных примерах развития соц.-полит. отношений во II пол. XVII в.:
1.падение роли и влияния БД в системе гос. управления к концу XVII в. Причина: укрепляетя самодержавная власть царя, БД утрачивает свой аристократический характер. Начиная с Михаила, боярство начинает менчть свое содержание. Теперь боярином можно было стать не только по рождению, но и по службе; именно из состава БД царь производил назначения в высшие гос. и военные должности (БД становится собранием высших чиновников). Главную функцию – оперативное решение проблем – БД утрачивает (её состав увеличивается, поэтому оперативно рассматривать вопросы при тако численности не может).
2.централизация гос. управления. В 1654 г. А.М. учреждает «Приказ тайных дел» - учреждение, обладавшее широкими функциями в гос. управлении, часть которых переходит от БД. Это личная канцелярия царя, с помощью которой царь осуществляет оперативное управление. С его помощью царь контролировал приказы. Приказ выполнял функции тайной полиции (гос. преступления, полит. сыск). Управлял всем личным имуществом царя. Приказ был личным кабинетом царя.
3.возрастает роль воевод в системе местного самоуправления (управляли уездами). В пограничных уездах начинают создаваться разряды – объединения нескольких уездов под руководством одного из воевод.
4.снижение роли в полит. жизни и прекращение деятельности ЗС (последний собор – 1653 г. – вхождение Украины в состав России). После 1653 г. в полном составе собор больше не собирался.