Основные формы правления и формы административно-территориального устройства государств.
Форма правления–способ организации верховной госуд. власти, принципы взаимоотнош. ее органов, степень участия насел.в ее формировании.
Монархия– это фор правл-я, при кот вл полностью или частич сосредоточена в руках единоличного главы гос-ва-монарха.
Признаки монархии:
- власть передается по наследству;
- осуществляется бессрочно;
- не зависит от воли населения.
Монархия:
1) абсолютная(Саудовская Аравия, Свазиленд, Оман, Катар)
2) конституционная:
а) дуалистическая (монарх — частично законод.и исп.власть, парламент — представит.ф-ции) — Иордания, Кувейт, Марокко
б) парламентская (парламент — законодат и исп. власть, монарх — представит. Швеция, Дания, Испания, Англия)
Республика –это форма правления, при кот все высшие орг-ны гос. власти либо избираются, либо формир. общенационал. представит. учреждением.
Признаки республики:
- выборность власти;
- срочность;
- зависимость от воли избирателей.
Республики:
президентские, парламентские и полупрезидентские.
Президентская — глава-президент-одновременно является главой государства и прав-ва. Отсутствие должности премьер-министра. Он сам назначает правительство и руководит его деят-ю. Президент наделяется правом отлагательного вето (от лат. "запрет") на решения законодательного органа. Срок правления — 4 года. Принцип жесткого разделения властей. Импичмент – привлечение президента к отв-ти (США, Колумбия, Венесуэла, Мексика).
Парламентская — правительство формируется парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате. Участие главы гос-ва в формир. прав-ва номинально. Правит-во остается у власти до тех пор, пока оно располагет поддержкой парламентского большинства. Парламент может путем голосования выразить квоту недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства, конкретного министра. Формы государственного устройства – это нац.-террит. организация государства и взаимоотнош. центральных, региональных органов (Германия, Италия, Турция)
Полупрезидентская — двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом, президент — глава государства и главнокомандующ., президент м.распус.парламент с точной датой перевыборов, президент наз.главу прав-ва, вместе с которым они формируют правительство, президент — исп.власть, премьер — законодат. (Польша, Португалия, Франция, Ирландия, Австрия)
Форма государственного устройства — национально-территориальная организация государства и взаимоотношений центральных региональных органов.
Формы государственного устройства — унитарная и федеративная.
Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Бывают централизованные и децентрализованные.
Централизованные — Англия, Швеция, Дания.
Децентрализованные — Франция, Италия и Испания.
Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Объединяющими началами федерации выступают единое соц-экономич. пространство, единая денежная система, федеральное гражданство, федеральная конституция, федеральные органы власти и управления. Но наряду имеются отдельные субъекты федерации – собственные констит. и законодательство (Россия, Америка, ФРГ)
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов
Черты: конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов; не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета; сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе; государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза. Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация. Сегодня это — СНГ, ЕС
22. Правовое и социальное государство: сущность, основные принципы.
Правовое государство – это форма орг-ции и деят-тигос-ой вл, при кот само гос-во, все соц-ные общности, отдельный индивид уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. В таком случае право выступает способом взаимосвязи гос-ва, общ-ва и индивида.
Принцип правового гос-ва-все правовые акты соответствуют основному закону страны – конституции.
Отличительные признаки правового государства:
- развитое гражданское общество
- ограничение сфер деятельности, охрана прав и свобод личности
- мировоззренческий индивидуализм
- разделение властей
- приоритет метода запрета над дозволенностью
- правовое равенство граждан
- верховенство закона во всех сферах жизни общ-ва. Закон устанавливает права и обязанности участников общ-ных отношений. В законах учитываются тенденции соц-го развития, требования равенства и справедливости, защищаются нравственные ценности общества;
- гарантии прав личности, возможности ее свободного развития. Реализация гарантий обеспечивается через принцип невмешательства государства в дела гражданского общества и обязанностью гос-ва создавать условия д/реализации прав личности;
- взаимная ответственность государства и личности. Она взаимна благодаря тому, что гос-во и индивид в равной мере ответственны за свои действия перед законом. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности связан с тем, что, подчиняясь праву, государство и граждане не могут нарушать его предписаний и несут ответственность за нарушение взятых на себя обязанностей;
- принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Свобода и права человека — единственный ограничитель.
Социальное государство представляет собой форму организации государственной власти, д/кот свойственна забота о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования,равных возможностей реализации их талантов и способностей, благоприятной среды обитания. Такое государство формирует новый тип социальных связей между людьми, основанный на принципах социальной справедливости, социального мира и гражданского согласия.Функции социального государства не только сводятся к поддержке малообеспеченных семей, инвалидов, пенсионеров, безработных. Оно принимает на себя ответственность за поддержание своих граждан, социальный мир в обществе. Становление социального государства в промышленно развитых странах представляет собой новый шаг в государственном строительстве. Согласно Конституции, РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.