Сущность, формы и функции исторического знания
Методология и теория исторической науки.
История России как неотъемлемая часть истории человечества.
Понятие и классификация исторического источника.
6. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное.
Вопросы.
1. В чём состоит предмет исторической науки? Какие отрасли исторической науки вам известны? В чём причина постоянной эволюции исторической науки?
2. Какие функции исторической науки Вам известны? В чём они конкретно состоят?
3. Что такое «методология исторической науки»? Какие принципы исторической науки Вам известны? В чём их сущность и необходимость?
4. Какие специальные исторические методы исследования Вам известны? В чём они состоят? Каковы преимущества и недостатки каждого из них?
5. Что такое «цивилизация»? По каким критериям выделяются типы цивилизаций? Назовите отличительные черты Западного и Восточного типов цивилизаций.
6. В чем состоит дискуссия о цивилизационной сущности России? Дайте общую характеристику российской цивилизации. Раскройте причины цивилизационного своеобразия России.
7. Дайте понятие исторического источника. Какие виды исторических источников Вам известны? Опишите преимущества и недостатки каждого из них.
8. Каковы принципы работы с историческими источниками? Какие исторические дисциплины и как помогают историку в работе с историческими источниками?
9. Что такое «историография»? Когда и почему история в России стала наукой? Каковы критерии выделения этапов российской историографии?
10. В чём состоит особенность первого этапа развития российской исторической науки (XVIII – середина XIX вв.)? Какие достижения этого периода Вам известны? Какие недостатки в трактовке исторического процесса историками этого периода Вы могли бы указать?
11. В чём состоит особенность второго этапа развития российской исторической науки (середина XIX – начало XX вв.)? Какие достижения этого периода Вам известны? Какие недостатки в трактовке исторического процесса историками этого периода Вы могли бы указать?
12. В чём состоит особенность третьего этапа развития российской исторической науки (1917 – 1991 гг.)? Какие достижения этого периода Вам известны? Какие недостатки в трактовке исторического процесса историками этого периода Вы могли бы указать?
13. В чём сущность «цивилизационного подхода» в современной российской историографии? Когда и почему он сформировался? Когда и в связи, с чем утвердился в отечественной исторической науке?
Понятия.
Наука, история, историография, метод, методология, цивилизация, менталитет, «объект науки», «предмет науки», субъективизм, объективизм.
Хронологическая таблица.
Основные периоды отечественной историографии | Движущие силы истории России | Основные закономерности истории России | Периодизация истории России | Историки и названия трудов. |
XVIII – середина XIX вв. | ||||
середина XIX – начало XX вв. | ||||
1917 – 1991 гг. | ||||
С 1991 г. |
Практическое задание.
1. Определите – стороннику, какого направления в отечественной историографии принадлежит название этапа исторического развития России? В чём суть этого направления? Как она отражена в названии периода?
А) «Русь днепровская, городовая, торговая».
Б) «Угасание самодержавия».
В) «Аристократия удельного периода».
Г) «Сталинская модернизация».
Д) «От родового начала через вотчинные отношения к государственному быту».
Е) «Развитой феодализм».
Ж) «Период полной и окончательной победы социализма».
2. Определите, какому из российских историков принадлежит авторство каждого из указанных здесь исторических трудов? В чём состояло своеобразие его взглядов, и какой вклад в развитие отечественной историографии он внёс?
А) «Курс русской истории».
Б) «Киевская Русь».
В) «История России с древнейших времен».
Г) «Древняя российская история».
Д) «История государства российского».
Е) «Россия в мировом сообществе цивилизаций».
3. . Заполните таблицу.
Цивилизационные критерии | Восточный тип цивилизации | Западный тип цивилизации | Российская цивилизация |
Менталитет | |||
Экономика | |||
Социальная сфера | |||
Политическая сфера | |||
Духовная сфера |
Практическое занятие № 2.
Тема: