Сущность, формы и функции исторического знания

Методология и теория исторической науки.

История России как неотъемлемая часть истории человечества.

Понятие и классификация исторического источника.

6. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное.

Вопросы.

1. В чём состоит предмет исторической науки? Какие отрасли исторической науки вам известны? В чём причина постоянной эволюции исторической науки?

2. Какие функции исторической науки Вам известны? В чём они конкретно состоят?

3. Что такое «методология исторической науки»? Какие принципы исторической науки Вам известны? В чём их сущность и необходимость?

4. Какие специальные исторические методы исследования Вам известны? В чём они состоят? Каковы преимущества и недостатки каждого из них?

5. Что такое «цивилизация»? По каким критериям выделяются типы цивилизаций? Назовите отличительные черты Западного и Восточного типов цивилизаций.

6. В чем состоит дискуссия о цивилизационной сущности России? Дайте общую характеристику российской цивилизации. Раскройте причины цивилизационного своеобразия России.

7. Дайте понятие исторического источника. Какие виды исторических источников Вам известны? Опишите преимущества и недостатки каждого из них.

8. Каковы принципы работы с историческими источниками? Какие исторические дисциплины и как помогают историку в работе с историческими источниками?

9. Что такое «историография»? Когда и почему история в России стала наукой? Каковы критерии выделения этапов российской историографии?

10. В чём состоит особенность первого этапа развития российской исторической науки (XVIII – середина XIX вв.)? Какие достижения этого периода Вам известны? Какие недостатки в трактовке исторического процесса историками этого периода Вы могли бы указать?

11. В чём состоит особенность второго этапа развития российской исторической науки (середина XIX – начало XX вв.)? Какие достижения этого периода Вам известны? Какие недостатки в трактовке исторического процесса историками этого периода Вы могли бы указать?

12. В чём состоит особенность третьего этапа развития российской исторической науки (1917 – 1991 гг.)? Какие достижения этого периода Вам известны? Какие недостатки в трактовке исторического процесса историками этого периода Вы могли бы указать?

13. В чём сущность «цивилизационного подхода» в современной российской историографии? Когда и почему он сформировался? Когда и в связи, с чем утвердился в отечественной исторической науке?

Понятия.

Наука, история, историография, метод, методология, цивилизация, менталитет, «объект науки», «предмет науки», субъективизм, объективизм.

Хронологическая таблица.

Основные периоды отечественной историографии Движущие силы истории России Основные закономерности истории России Периодизация истории России Историки и названия трудов.
XVIII – середина XIX вв.        
середина XIX – начало XX вв.        
1917 – 1991 гг.        
С 1991 г.        

Практическое задание.

1. Определите – стороннику, какого направления в отечественной историографии принадлежит название этапа исторического развития России? В чём суть этого направления? Как она отражена в названии периода?

А) «Русь днепровская, городовая, торговая».

Б) «Угасание самодержавия».

В) «Аристократия удельного периода».

Г) «Сталинская модернизация».

Д) «От родового начала через вотчинные отношения к государственному быту».

Е) «Развитой феодализм».

Ж) «Период полной и окончательной победы социализма».

2. Определите, какому из российских историков принадлежит авторство каждого из указанных здесь исторических трудов? В чём состояло своеобразие его взглядов, и какой вклад в развитие отечественной историографии он внёс?

А) «Курс русской истории».

Б) «Киевская Русь».

В) «История России с древнейших времен».

Г) «Древняя российская история».

Д) «История государства российского».

Е) «Россия в мировом сообществе цивилизаций».

3. . Заполните таблицу.

Цивилизационные критерии Восточный тип цивилизации Западный тип цивилизации Российская цивилизация
Менталитет      
Экономика      
Социальная сфера      
Политическая сфера      
Духовная сфера      

Практическое занятие № 2.

Тема:

Наши рекомендации