Сущность, формы, функции исторического знания

Сущность, формы, функции исторического знания. Методология и теория исторической науки.

Сущность, формы, функции исторического знания

История – это колоссальный массив дух-нрав., культурного и соц. опыта человечества, накопленный многими поколениями. Историческая наука делает доступной эту копилку опыта. Научное познание окружающего важный компонент взаимод-я ч-ка с миром. В самом широком смысле, история – это минувшая действительность, целостный процесс развития и смены гос-в и цив-ций, связанных между собой отношениями причины и следствия. В узком смысле история – это то, что происходит с конкретными людьми, народами, а также знания об этой жизни. При этом осмысление истории происходит в двух измерениях – вертикальном (хронологическом) и горизонтальном (этнологическом). Т.о под историческим знанием в науке понимается совокупность представлений в целом и соц. групп в отдельности о своем прошлом и прошлом всего человечества.

Как и всякие другие формы обществ. сознания, историческая также имеет свою форму, структуру, в которой можно выделить 4 уровня: 1-формируется на основе накопления непосредств. жизненного опыта; 2-под влиянием худ. литературы, кино, радио, ТВ. (Хар-ной чертой 1 и 2 уровней исторического знания явл. то, что истор. сознание еще не превращается в научное знание, образующие его представления еще отрывочны, хаотичны, неупорядочены и чаще всего выражаются в мифах и легендах.) 3-на основе собственных исторических знаний, полученных в школе; 4-на базе всестороннего теоретического осмысления прошлого на уровне выявления тенденций исторического развития во всей его сложности.

Знание истории позволяет обеспечивать ряд познавательных, интеллектуально-развивающих и общественно-значимых ф-ий: 1. способствует формированию нац-ного самосознания; 2. на основе образов прошлого происходит отбор и формирование общественно-значимых норм, склад-ся традиции и обычаи, образ-ся мышление и поведение народа; 3. история помогает понять роль личности в истории, узнать истоки нац-ной к-ры, способ-ет приобретению новых знаний, учит анализировать прошлое.

Сущность История рассматривается, с одной стороны, как процесс развития природы и человечества, а с другой, как система на­ук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества.

Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывает­ся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических ис­точниках. Историческая наука пытается дать целостное представление об историческом процессе в единстве всех его характеристик.

История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупно­стью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук.

По традиции, «отцом» истории считается Геродот (5 в. до н.э.)- древнегреческий ученый, автор сочинений о Греко-персидских войнах, Египте, жизни и быте скифов.

Объектом изучениядля истории является вся совокупность фактов, характери­зующих жизнь общества, как в прошлом, так и в настоящем.

Предметом историиявляется изучение развития человеческого общества как еди­ного противоречивого процесса.

История - наука многоотраслевая,она включает в себя целый ряд самостоятель­ных отраслей исторического знания: история экономическая, политическая, социальная, военная и т.п. К историческим наукам относятся этнография,изучающая быт и культуру народов, археология,изучающая историю по вещественным памятникам древности.

Кроме того, существуют вспомогательные исторические дисциплины:источни­коведение, историография, хронология, метрология, палеография, генеалогия, геральдика и др. Они имеют достаточно узкий предмет исследования и изучают его детально, что способствует более глубокому пониманию исторического процесса в целом.

История подразделяется и по широте изучения объекта:всемирная (всеобщая) история, история континентов, стран, цивилизаций, отдельных народов.

Функции

1. Познавательная функциязаключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции исто­ризма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

2. Воспитательная функцияспособствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

3. Прогностическая функциязаключается в возможности предвидения будущего на ос­нове анализа исторических событий прошлого и настоящего.

4. Функция социальной памятизаключается в том. что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

5. Практически-рекомендательнаязаключается в том. что на основе истори­ческих знаний возможна выработка иаус;но обоснованного политического курса.

Историческая наука — это система научных социальных институтов, исследователей-профессионалов, видов научно-познавательной деятельности, имеющих главную цель получить истинные конкретные знания о конкретных обществах и их развитии в прошлом и настоящем, а также научные конкретно-исторические и вспомогательные знания, полученные в этой познавательной деятельности, а также необходимые для её проведения

.Объект исторической науки — это совокупность обществ, составляющих человечество[1].
Предмет исторической науки — это изучение закономерностей развития общества (а также её отдельных сегментов, явлений)[2].

Главная цель исторического познания — получение исторической истины — объективного, системного, верифицируемого конкретного знания исторического процесса развития конкретного общества[3].

Историческая наука выполняет следующие социальные функции:
— функция социальной памяти. Социальная память — это накопление и сохранение в памяти человечества опыта всех прошлых поколений. Такая память обладает свойствами:
— коллективная
— избирательная и фрагментарная
— организованная и удостоверенная
— социально ориентированная
— примирительная
— справедливая
— научно-познавательная функция;
— воспитательная функция;
— идейно-политическая функция. Данная функция истории признается не всеми, но социальный заказ историкам со стороны общества и власти присутствует, важно только, чтобы он стимулировал появление самих исторических работ, связанных с определенной, интересующей общество, тематикой, но не предопределял выводы исследователя, труд которого в таком случае из исторического превращается в идеологический[4]. В этом контексте следует учитывать, что историческая наука и историография являются лишь одним из источников формирования массового исторического сознания и исторической памяти и, сами в свою очередь, испытывают от них постоянную зависимость.
Историческая наука, достигая своей главной цели, создаёт научные предпосылки для:
— формирования позитивного общественного самосознания,
— прогнозирования развития конкретного общества,
— управления развитием общества и его отдельными сферами и процессами[5].


«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

Необходимость выбора для Руси новой монотеистической религии осознавалась ещё первыми древнерусскими князьями. Укрепление государства, усиление позиций единого князя – всё это становилось возможным, если народ верит в единого Бога. Так, Владимир I решил выбрать религию из верований соседствующих государств. Свой выбор он остановил на византийском христианстве, которое, по его мнению, больше других подходило к менталитету и характеру жизни русского народа. Принятие христианства происходило медленно и тяжело, но значение этого исторического события нельзя недооценить.

Принятие христианства на Руси:

988г. – князь велел киевлянам собраться у Днепра и затем всем войти в реку, на берегу стояли священники и совершали святое таинство крещения.

991г. – язычники подняли мятеж в Новгороде и были усмирены силой оружия, после чего, как и киевлян, собрали на берегу реки и окрестили.

Началось строительство храмов и монастырей. Князь пригласил из Византии образованных священников, открыл церковные школы.

Значение принятие на Руси христианства:

1. Стремление укрепить международный авторитет Киевской Руси.

2. Изменился быт людей. Церковь запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и иные языческие традиции.

3. Освоение Византийского культурного наследия. Развитие культуры, создание памятников письменности.

4. Изменилось международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы. Князь нуждался в религии, способной укрепить княжескую власть. (пример Византия).

5. Удержать все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя.

Крещение Руси и её расцвет:

При князе Владимире Святославиче, правившем между 978 и 1015, официальной религией Киевского государства в 988 стало христианство. Став киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей печенежской угрозой. Для защиты от кочевников он строит на границе линии крепостей. Именно во времена Владимира происходит действие многих русских былин, повествующих о подвигах богатырей.

В городах, наиболее значительными из которых наряду с Киевом были Новгород, Чернигов, Переяславль, Рязань, Владимир Волынский, Галич, Полоцк, Суздаль, Ростов, Смоленск , Изборск, Тмуторокань, Белоозеро и Плесков (Псков) развивались ремёсла и торговля. Создавались памятники письменности «Повесть временных лет», (Новгородский кодекс, Остромирово евангелие, жития и архитектуры (Десятинная церковь, Софийский собор в Киеве и одноименный собор в Новгороде). О высоком уровне грамотности жителей Руси свидетельствуют дошедшие до нашего времени многочисленные берестяные грамоты). Русь вела торговлю с южными и западными славянами, Скандинавией, Византией, Западной Европой, народами Кавказа и Средней Азии.

После смерти Владимира на Руси происходит новая междоусобица. Святополк Окаянный в 1015 убивает своих братьев Бориса, Глеба и Святослава. Борис и Глеб в 1071 году были причислены к лику святых. Сам Святополк оказывается побеждён Ярославом и умирает в изгнании. Правление Ярослава Мудрого (1019 — 1054) стало порой наивысшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались сборником законов «Русская правда» и княжескими уставами. Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы, что свидетельствовало о широком международном признании Руси в европейском христианском мире. Разворачивается интенсивное каменное строительство. В 1036 году Ярослав наносит поражение печенегам и их набеги на Русь прекращаются.

Источник: http://histerl.ru/lectures/kievskaia_rusi/priniatie_krestianstva_na_rusi.htm

Военные реформы Петра I

Петр I вел амбициозную внешнюю политику. Молодому царю хотелось завоевать для России выход к незамерзающим морям. Для достижения такой цели России нужна была сильная армия. При Петре I в России появляться регулярная армия. Юридически, начало её построения было закреплено в 1699 году.

В тот год вышел указ, который определял источники формирования полков. Набирались: охотничьи люди – свободные подданные, служившие за 11 рублей в год; даточные люди – рекруты, набираемые из крестьян.

Рекрутов набирали следующим образом:

  • от монастырских крестьян 1 рекрут с 25 дворов;
  • дворяне на гражданской службе поставляли в армию 1 рекрута с 30 дворов;
  • дворяне – землевладельцы, служившие в армии 1 рекрута с 50 дворов.

В период с 1699 года по 1725 было проведено 53 рекрутских набора. Рекрутские наборы дали русской армии и флоту 250 тысяч человек. Рекруты получали казенное обмундирование и вооружение, проходили серьезную воинскую подготовку. Рекруты автоматически освобождались от крепостной зависимости и их дети, появившиеся во время отцовской военной службы, тоже считались свободными. Судьба рекрута – пожизненная служба в русской армии. Рекрутов клеймили специальными наколками на левой руке.

Система рекрутских наборов в петровскую эпоху складывалась в течение 5 лет. К Концу царствованияПетра Великого общая численность русской армии составляла 318 тысяч. Благодаря военной реформе Петра I сложилась регулярная русская армия. Подготовка армии к боевым действиям требовала от солдат и офицеров знаний, инициативы и дисциплины. Это было обязательным условием существования любой армии.

В 1716 году, был издан «Устав воинский», просуществовавший более 150 лет. Этот устав требовал от офицеров активности и самостоятельности, а от солдат дисциплины и исполнительности. Военная реформа Петра I предусматривала активную подготовку офицерских кадров для русской армии. Офицеров для русской армии готовили в двух школах Бомбардирской (артиллеристов) и Преображенской (пехотинцев).

Позже появились и морские, инженерные, медицинские военные школы. Военные реформы Петра I сделали русскую армию одной из сильнейших в Европе. Это покажет Северная война. Одновременно с создание регулярной армии, продолжается строительство русского флота. До 1702 года, в Воронеже будет построено 28 кораблей, 23 галеры и множество мелких судов.

Судьба Азовского флота печальна; частично корабли были проданы Турции, частично уничтожены. Однако уже в 1703 году на Балтике будет построена крупная верфь – Олонецкая верфь. К середине Северной войны на Балтике уже будет русский флот, состоящий из 22 кораблей, 5 фрегатов и множества мелких судов, лодок.

К концу правления Петра Великого на Балтике будет 32 линейных корабля, 16 фрегатов и 85 галер. Численность русского флота будет составлять порядка 30 тысяч человек. Военные реформы Петра I были очень своевременны и продуктивны. Именно благодаря военным реформам Петра I Россия очень успешно завершит Северную войну и получит выход к морю. Русская армия станет одной из самых сильных и многочисленных в Европе.

«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

В условиях голода, разрухи, народных восстаний в марте 1921 г. X съезд РКП(б) принял решение о прекращении политики военного коммунизма с его жёстким централизованным руководством экономикой и начале новой экономической политике (нэп). Нэп рассматривался как временная, хотя и длительная (по словам Ленина, «всерьез и надолго») уступка обстоятельствам. Он включал замену продразверстки продналогом, легализацию частной торговли (при государственной монополии на внешнюю), частичное разгосударствление промышленности, предоставление большей самостоятельности предприятиям, отмену всеобщей трудовой повинности, введение в ходе денежной реформы 1922-1924 гг. конвертируемой валюты (червонец).
Нэп оздоровил экономику страны. Исчезла угроза голода, стали развиваться мелкая и средняя торговля, сфера обслуживания, сельское хозяйство (нэп прежде всего был уступкой крестьянству). Однако государство и местные власти из идеологических соображений тормозили рост кулацких хозяйств, которые давали основную часть товарного хлеба. Это снижало доходы от экспорта. Рост промышленности был низким из-за малых инвестиций (результат малых прибылей от экспорта) и шел преимущественно за счет восстановления мощностей прежних лет. Росла безработица. Инвестиции из-за рубежа были незначительными, ибо большевики отказались вернуть долги царского правительства. Промышленных товаров не хватало, и крестьяне придерживали хлеб, т.к. на выручку от него нечего было купить. В 1928 г. власти стали изымать хлеб силой, обвиняя крестьян в саботаже. Государство трижды обрушивало курс червонца, чтобы ограбить предпринимателей. С началом индустриализации и коллективизации нэп был свёрнут.

В ходе гражданской войны была введена особая чрезвычайная экономическая политика - военный коммунизм. Она была направлена на то, чтобы всю экономику подчинить нуждам фронта. Цель ее выстоять, выжить, победить. Суть ее: Буржуазию обложить чрезвычайным налогом. Ускорили национализацию промышленности. Ввели трудовую повинность. Руководство промышленностью было строго централизовано. Ввели продразверстку (т.е. продовольственный налог): все крестьяне должны были отдавать гос-ву излишки продовольствия. Купля продажа основных товаров была запрещена. Ввели натурализацию зарплаты. Распределение было уравнительным. Были введены бесплатные коммунальные услуги. Подобная политика вскоре вызвало недовольства, которые переходили в так называемые "кулацкие восстания", они жестоко подавлялись. Причинами их был упадок производства, продразверстка, с которой крестьяне не хотели мирится с окончанием войны.

Нэп - новая экономическая политика. Это идея Ленина, которая была утверждена на 10 съезде партии в 1921 году. Ленин понял, что если оставить политику военного коммунизма, о страну не успокоить и поэтому предложил заменить ее НЭПом. Он существовал с 1921 года по 1929 год. Задача НЭПа была восстановить в ограниченных рамках рыночную экономику при руководящей роли в народном хозяйстве партийно-государственного аппарата. Суть его: Продразверстку заменили продналогом (он был в два раза меньше и объявлялся заранее). Разрешили торговлю. Отменили декрет о национализации мелкой, кустарной промышленности. В городах частным лицам разрешалось открывать или брать в аренду мелкие и средние предприятия. Разрешили наемный труд. Вводили рыночные отношения (купля продажа), упразднили уравнительную оплату труда, вместо нее вводилась зарплата зависимая от квалификации рабочего и от кол-ва произведенной продукции. Появился новый класс - нэпманы. Больше всего их появилось их в торговли, т.к. в ней быстрее идет отдача. Появилось много арендных предприятий. В 1922 году была отменена карточная система. Была проведена денежная реформа. Совзнак заменили на червонец (1\60 тысячам). Он стал конвертируемым (1 червонец = 5,145$). Конвертируемость его достигалась гибкой налоговой системой. Налог состоял из 2 частей: основного, прогрессивного. Основной платили все, прогрессивный - те, кто имел дополнительный доход. Существовало более 12 косвенных налогов: на чай, на соль, на спички и т.д. Иностранцам разрешили брать предприятию концессии, создавать смешанные предприятия. Концессии давали возможность приобретать машины и оборудование. Было создано много кооперативных предприятий. Кооперация была в два раза эффективней гос-ва. Особенно много было коопераций в с\х. Она насчитывала около 50 различных типов объединений: кредитная, свекловичная, картофельная, маслодельная и т.д. Были отменены все бесплатные услуги. У НЭПа было много недоброжелателей. По этому вопросу в партии и в стране постоянна велась дискуссия о его необходимости. Особенно были недовольны НЭПом левые коммунисты. Они говорили о гибельной мелкобуржуазной стихии, которая рождает частника-эксплуататора, и тосковали по порядкам военного коммунизма. Недовольных было много и в партии и в правительстве, т.к. им приходилось отказаться от метода приказных решений. Товарно-денежные отношения требовали гибкой профессиональной политике, знаний, опыта, которых у них не было. Они умели управлять только приказным методом. Но многое было и выгодно, т.к. они имели гарантированную зарплату, дачу, которые не зависили от эффективности работы. Недовольны НЭПом были бедные крестьяне и батраки, их устраивал военный коммунизм с его принципом - хоть не много, но всем. Итоги НЭПа: НЭП значительно поднял производительность труда, заинтересовал людей в нем. Рынок стал насыщаться промышленными и продовольственными товарами. Значительно возросла товарность хлеба, масла, сыров: они шли на продажу за рубеж. Но после смерти Ленина НЭП свернули.

«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

Наши рекомендации