Правовой статус субъектов рекламных отношений

По осуществляемым функциям выделяют следующих субъектов рекламных отношений:

рекламодатель - лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы.

рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме.

рекламораспространитель - лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вешания, а также каналов связи, эфирного времени, и иными способами.

Отношения, возникающие между субъектами при производстве, размещении, распространении рекламы, регулируются Законом о рекламе и договором. Функции одного или нескольких участников рекламной деятельности могут совпадать в одном лице. В роли рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей могут выступать юридические лица и физические лица - индивидуальные предприниматели, поскольку на объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, действие вышеуказанного Закона не распространяется.

Еще один субъект данной сферы отношений - потребители рекламы, то есть юридические или физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие рекламы на них.

Важнейшую часть правового статуса субъектов рекламной деятельности составляют конституционные права и обязанности. Согласно Конституции Российской Федерации, такими правами являются право заниматься предпринимательской деятельностью; право на собственность; право на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом; свобода литературного, художественного, технического и других видов творчества; право на судебную защиту своих прав и свобод.

Основными конституционными обязанностями являются обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы; не нарушать права и свободы других лиц; платить налоги и сборы; беречь памятники истории и культуры; не осуществлять деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; сохранять природу и окружающую среду; исполнять судебные постановления.

Гражданским кодексом Российской Федерации установлены следующие права субъектов, актуальные для участников рекламной деятельности: право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом; право заниматься любой не запрещенной законом деятельностью; право создавать юридические лица; право совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; право иметь права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации; право иметь иные имущественные и личные неимущественные права; право на защиту своих прав и интересов; право быть истцом и ответчиком в суде; право на защиту деловой репутации и т. д.

К важнейшим гражданско-правовым обязанностям относятся обязанность исполнять договорные и внедоговорные обязательства; обязанность не допускать злоупотребления правами; обязанности по государственной регистрации создания, реорганизации, ликвидации юридических лиц, сделок и имущественных прав; обязательства юридических лиц перед участниками (учредителями, акционерами); обязанность соблюдать права потребителей и т. д.

Права и обязанности субъектов рекламной деятельности, выступающих в роли налогоплательщиков и налоговых агентов, установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

Права и обязанности в сфере защиты своих законных прав и интересов в судебном порядке установлены Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Права и обязанности, связанные с участием субъектов рекламной деятельности в административно-правовых отношениях, установлены нормативными актами федеральных органов исполнительной власти – Правительства Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы и т. д. и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Все перечисленные права и обязанности субъектов рекламной деятельности можно отнести к элементам общего правового статуса. Специальный правовой статус установлен главным образом Законом о рекламе, Законом о средствах массовой информации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных органов власти в сфере распространения наружной рекламы.

Основные обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей определены Законом о рекламе. К ним относятся:

1) обязанность соблюдать общие и специальные требования к рекламе, установленные законом и подзаконными нормативными актами;

2) обязанность хранить рекламные материалы или их копии, включая все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы в течение года со дня последнего распространения рекламы (статья 12);

3) обязанность рекламодателя предоставлять рекламораспростра-нителю документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требования закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации (статья 13);

4) обязанность представлять в антимонопольный орган информацию, необходимую для осуществления им полномочий по государственному контролю за соблюдением законодательства о рекламе, и обеспечивать его уполномоченным должностным лицам доступ к такой информации (статья 34);

5) обязанность исполнять предписания антимонопольных органов о прекращении нарушения законодательства о рекламе в срок, который указан в предписании (пункт 4 статьи 36);

6) обязанность рекламодателя, в случае признания рекламы офертой, заключать договоры на указанных в рекламе условиях с любым, кто отзовется, в течение двух месяцев со дня распространения рекламы или в иной срок, указанный в рекламе (статья 11 Закона о рекламе, статья 437 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Рекламораспространители, средства массовой информации, имеющие статус редакции, обладают также правами и обязанностями, предусмотренными Законом о средствах массовой информации. Напомним, что средством массовой информации является периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации; редакцией считается организация, осуществляющая производство и выпуск средства массовой информации.

К основным правам и обязанностям редакций СМИ относятся следующие:

• свобода учреждения средств массовой информации;

• право владения, пользования и распоряжения СМИ;

• право на распространение продукции СМИ;

• право на изготовление, приобретение, хранение и эксплуатацию технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации;

• обязанность не допускать злоупотребление свободой массовой информации;

• обязанность регистрации средства массовой информации;

• обязанность приобретения лицензии на вещание;

• обязанность (для периодических СМИ) сообщать выходные данные;

• право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц;

• обязанность хранить конфиденциальную информацию;

• право редакции на профессиональную самостоятельность.

Иные права и обязанности субъектов рекламной деятельности предусмотрены другими законами, подзаконными нормативными актами, локальными нормативными актами организаций (например, уставами, корпоративными правилами), заключенными договорами. Определение, понимание значения и грамотное использование своего правового статуса являются залогом законной и эффективной деятельности субъекта рекламного рынка.

Наши рекомендации