Особенности местного самоуправления в городах федерального значения
Москва и Санкт-Петербург являются мегаполисами со всеми присущими им особенностями:
v многомиллионным населением;
v высоким уровнем ежесуточной внутригородской и пригородной миграции;
v средоточием общефедеральных государственных, общественных и политических структур;
v наличием крупнейших систем жизнеобеспечения федерального значения (железнодорожные, автомобильные и авиационные узлы, центры управления энергетическими системами и др.);
v наличием большого количества иностранных посольств и представительств.
Москва и Санкт-Петербург - крупнейшие научные и культурные центры страны. При этом Москва - столица современной России, а Санкт-Петербург - бывшая столица Российской империи.
Эти особенности заключаются в следующем.
1. В соответствии с уставами указанных субъектов РФ местное самоуправление в Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях. Внутригородской территорией города федерального значения является часть его территории, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы.
2. В городах федерального значения установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, а также их преобразование осуществляется законами городов федерального значения с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий.
3. Перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяются законами этих городов исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Установленные федеральными законами источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами городов федерального значения к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты городов.
4. Состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяется законами этих городов в соответствии с перечнем вопросов местного значения, установленным для муниципальных образований законами этих городов.
Подходы, принятые в Федеральном законе 2003 года, позволяют развивать местное самоуправление в городах федерального значения, использовать инициативу жителей внутригородских муниципальных образований в решении местных вопросов и одновременно обеспечить необходимую централизацию городского управления, целостное, устойчивое и эффективное социально-экономическое развитие этих городов.
15.Государственное регулирование экономики: понятие, цели, основные принципы.
ГРЭ - целенаправленное воздействие государства на экономические, социальные, политические и культурологические процессы, происходящие в обществе с целью поддержания их стабильности или изменения в запланированном направлении.
В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например:
- стимулирование экономического роста,
- регулирование занятости,
- поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре,
- поддержка экспорта.
Исполнителями хозяйственных интересов — субъектами ГРЭ — являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу.
Объекты ГРЭ — это регионы, отрасли, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального развития экономики и поддержания социальной стабильности.
Основной целью регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность
К основным целям государственного регулирования экономики относятся:
-минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
-создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
-обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.
Теоретические парадигмы, концепции и принципы государственного регулирования экономики нацелены на достижение конструктивных отношений государства с гражданским обществом (государства и частного предпринимательства), на приоритет общества, его потребностей и на обеспечение единства экономической и социальной эффективности развития общества и проводимых реформ в различные исторические периоды.
Государственное вмешательство в стратегическом аспекте должно быть сконцентрировано на комплексной реализации принципов государственного регулирования экономики:
– незыблемость институтов частной собственности;
– стабильность денежного обращения;
– открытость рынка и свободный доступ на него;
– свобода заключения договоров между хозяйствующими субъектами;
– создание таких правовых условий, при которых хозяйствующие субъекты несут полную имущественную ответственность за результаты своих действий;
– постоянство экономической политики с целью обеспечения благоприятных условий для инвестиционного процесса.
16. Государственное регулирование экономики: методы и инструменты.
Методы реализации структурной политики государства (совокупность мер государства, оказывающих воздействие на структуру, пропорции экономики)
косвенные:
-налоговые льготы,-политика ускоренной амортизации,-льготные кредиты,
-субсидирование расходов на научно-исследовательские работы и т.п.
прямые:
-гос.заказы на продукты и услуги,-госинвестиции,-запрет на производство некоторых видов продукции
Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование следующих регулирующих инструментов:
- государственного экономического прогнозирования;
- государственного экономического программирования;
- бюджетно-налоговой системы;
- денежно – кредитной политики;
- валютной политики;
- таможенной политики.