Особенности организации местного самоуправления в субъектах РФ и городах федерального назначения.

Свои особенности присущи организации местного самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Будучи субъектами Федерации, они имеют собственную структуру органов государственной власти: представительный (законодательный) орган государственной власти города, исполнительный орган государственной власти города и вправе создавать свои уставные суды.

Вместе с тем и Москва, и Санкт-Петербург — не только субъекты Федерации, но и города. Согласно же Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях (ст. 131).

В связи с этим возникает вопрос: каким образом должно быть организовано местное самоуправление в городах федерального значения? Возможно ли образование в них наряду с городскими органами государственной власти городских органов местного самоуправления? Или организация местного самоуправления в этих городах возможна лишь в границах административно-территориальных единиц, на которые они подразделяются?

Закон об общих принципах организации местного самоуправления первоначально не содержал ответа на эти вопросы. Его положения в равной мере распространялись на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа (ст. 7).

Таким образом, Закон не учитывал специфики городов федерального значения, закрепляя общие, единые для всех субъектов Федерации принципы организации местного самоуправления. Однако проблемы, возникавшие при реализации его положений в городах федерального значения, заставили законодателя внести в него дополнения[106].

В чем суть этих дополнений?

Во-первых, в городах федерального значения в соответствии с их уставами и законами могут не создаваться выборные городские органы местного самоуправления (ст. 14).

Во-вторых, в городах федерального значения создаются внутригородские муниципальные образования (ст. 12).

В-третьих, местное самоуправление на внутригородских территориях городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется присохранении единства городского хозяйства в соответствии с уставами и законами данных субъектов Федерации (ст. 12).

В-четвертых, в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на территориях городов федерального значения муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами данных субъектов Федерации (ст. 6).

В-пятых, объединение или преобразование внутригородских муниципальных образований, установление или изменение их территорий осуществляются законами городов федерального значения в соответствии с их уставами и с учетом мнения населения соответствующих территорий (ст. 12).

В-шестых, установлено, что население городских поселений, входящих в состав территории городов федерального значения как субъектов Федерации (например, в Москве — это г. Зеленоград), не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

Также следует учитывать, что согласно ст. 12 Налогового кодекса местные налоги и сборы в городах федерального значения устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Федерации.

При этом на города федерального значения распространяются общие положения Закона об общих принципах организации местного самоуправления о том, что:

а) осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается (ст. 14);

б) образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается (ст. 17);

в) муниципальные образования (включая и внутригородские муниципальные образования) имеют муниципальную собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Кроме того, города федерального значения, устанавливая порядок образования на своей территории внутригородских муниципальных образований, должны руководствоваться конституционным положением о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).

Рассмотрим вопросы организации местного самоуправления в городах федерального значения на примере Москвы, где они решаются в соответствии с Уставом г. Москвы (1995 г.), законами города: «О районной Управе в г. Москве» (1996 г.), «О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра Москвы и советников районного Собрания в г. Москве» (1999 г.), «О территориальном делении г. Москвы» (1995 г. с изменениями, внесенными в 1997 г.), «О территориальном общественном самоуправлении в г. Москве» (1996 г.) и др.

В соответствии с Конституцией РФ и Уставом г. Москвы в городе созданы и действуют городские органы государственной власти: Московская городская Дума (представительный орган), Московская городская администрация — мэрия (исполнительный орган государственной власти); мэр Москвы — высшее должностное лицо, глава городской администрации; Правительство Москвы — коллегиальный орган исполнительной власти, входящей в структуру городской администрации. В структуру городской администрации также входят: Управление делами мэрии, отраслевые и функциональные органы городской администрации, префекты административных округов, а также иные органы.

Представительный и исполнительный органы власти города в соответствии со ст. 6 Устава г. Москвы имеют двойной статус, являясь органами городского (местного) самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ, что, строго говоря, не соответствует ст. 12 Конституции РФ и противоречит ст. 14 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, запрещающей осуществление местного самоуправления органами государственной власти.

Территориальными единицами г. Москвы являются административные округа и районы.

Наши рекомендации