Внешняя политика СССР во второй половине 40- нач. 60-х гг ХХ века

Международная обстановка в послевоенный период определялась началом холодной войны. Сосредоточив за годы войны гигантские финансовые ресурсы, США осуществили прорыв в военной, экономической, научной сферах. Уже в 1945 г. президент Трумэн в послании к конгрессу, говорил о необходимости править миром.

В марте 1946 г. У. Черчилль в присутствии Г. Трумэна произнес знаменитую речь в американском колледже в Фултоне. Он призвал к объединению стран Запада, прежде всего в военной области, против «коммунистической угрозы», исходившей от СССР и подконтрольных ему коммунистических партий Европы. Прозвучал призыв сохранить монополию на владение и использование атомного оружия. Однако уже в 1949 г. в СССР было испытано ядерное оружие.

Для усиления экономического взаимодействия в социалистическом лагере в 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), поначалу в него вошли СССР, Болгария, Румыния, Польша, Чехословакия, Венгрия. Победа в 1949 г. революции в Китае усилила позиции СССР в Азии и на Дальнем Востоке.

В 1948—1949 гг. разгорелся берлинский кризис. СССР предпринял попытку заблокировать странам Запада доступ в Западный Берлин, поставив условием отказа от блокады отказ от создания западногерманского государства. Однако разделение Германии на два государства — ФРГ и ГДР — не удалось предотвратить. Нагнетанию обстановки способствовало создание в 1949 г. военно-политического блока НАТО, включавшего ведущие западные державы.

Пик обострения взаимоотношений между СССР и США пришелся на Корейскую войну (1950—1953 гг.). СССР и Китай поддержали просоветскую Северную Корею, США — Южную. Военные специалисты СССР и войска США, направленные для помощи южнокорейскому правительству, вступали в прямые боевые столкновения. Все же широкомасштабной войны удалось избежать. 27 июля 1953 г. было заключено перемирие, положившее конец военному конфликту.

В 1955 г. окончательно оформляется военно-политический союз новых социалистических стран. Создается Организация Варшавского договора (ОВД) в составе СССР, ГДР, ПНР, ЧССР, ВНР, PHР, НРБ, НРА. В том же году были нормализованы отношения с Югославией. Однако в 1956 г. произошло восстание в Венгрии, подавленное частями Советской армии и местными коммунистами. Но не во всех странах социалистического лагеря критика сталинизма вызвала воодушевление. Отрицательную оценку она получила в Албании, КНДР и особенно в Китае. Несмотря на либерализацию политического курса, отношения с западными странами еще более обострились. В 1953 г. закончилась война в Корее, а СССР отказался от создания военных баз на территории Турции. В 1955 г. советские войска были выведены с территории Австрии.

В марте 1954 г. Г. М. Маленков впервые выдвинул тезис о недопустимости военных конфликтов в эпоху ядерного оружия.

В конце 1950-х гг. СССР рассматривал возможность создания системы коллективной безопасности в Европе и Азии, а также в одностороннем порядке провел сокращение численности вооруженных сил, объявил мораторий на ядерные испытания, одновременно изменив военную доктрину.

В целом же в обстановке холодной войны и Советский Союз, и западные страны продолжали наращивать военный потенциал.

Самыми опасными в истории «холодной войны» стали 1961 г. (возведение стены в Берлине, изолировавшей ее западные секторы), а также 1962 г., когда из-за размещения советских ядерных ракет на Кубе разразился Карибский кризис, едва не приведший к ядерной войне. Однако войны удалось избежать. Более того, после этого эпизода начался процесс улучшения отношений между Востоком и Западом.

Основой внешнеполитического курса СССР по отношению к странам третьего мира стало вовлечение бывших колоний (в основном Англии и Франции) в сферу своего влияния. В 1957—1964 гг. состоялись переговоры с лидерами более чем тридцати развивающихся стран. Было заключено 20 соглашений о сотрудничестве. Многим странам с целью направить их развитие по социалистическому пути предоставлялась значительная материальная помощь (ОАР, Индия).

52. Советский Союз во 2-ой половине – 60 -ой половине 80 гг ХХ в

Этот период развития советского государства принято на­зывать «застоем»,что означало застой развития практически во всех сферах политической и экономической жизни страны. С 1964 г. руководит страной Брежнев.

Конституция закрепляла за КПСС главенствующее положение в системе политического управления государством.

На съездах КПСС, проходивших в 1966-1981 гг. принимались решения о планах на ближайшие пятилетки, выполнение которых также строго контролировалось. Результаты достигались в основном только на бумаге, что, не мешало советскому руководству требовать столь же нереалистичных результатов для последующих пя­тилеток.

Экономическое развитие.С 1965 г. под руководством председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина началась реформа, в результате которой был вос­становлен функциональный принцип (вместо территориального, введенного при Хрущеве) организации управления, т. е. началось упразднение совнархозов и вос­становление министерств. Были введены некоторые новшества, которые позволили предприятиям частично распоряжаться частью своих доходов (в случае выполнения ими плана). Кроме того, все предприятия были обязаны вести строгую отчетность по реализованной продукции.

Развитие промышленности.основной упор делался на тяжелую промышленность. В 1974 году началась «стройка века» - БАМа (Байкало-Амурской железнодорожной магистрали), на строительство которой были изысканы огромные средства.

Сельское хозяйство.После неудачной попытки насадить в советском сельском хозяйстве кукурузу как преобладающую сельскохозяйственную культуру и последо­вавшем за этим продовольственном кризисе, руководство приняло решение о необ­ходимости провести новые реформы для нормализации продовольственной ситуа­ции в стране.

Уровень жизнисоветских граждан в этот период, с одной стороны, достиг неко­торой стабильной отметки, но, с другой стороны, разрыв с западноевропейскими странами год от года становился все больше. В значительной степени это было свя­зано с тем, что государство делало упор на тяжелую промышленность, а не на лег­кую, которая и производила товары народного потребления. Однако уровень благо­состояния в городах все-таки рос, и в города стекались значительные массы населе­ния из сельских районов.

Внешняя политика.Этот период характеризуется стабилизацией отношений между Советским Союзом и западноевропейскими странами с США.

В середине 70-х гг. с Соединенными Штатами были заключены принципиально важные договоры по ограничению стратегических вооружений. Это соглашение ОСВ-1,в котором ограничивалась численность противоракетного вооружения, меж­континентальных ракет наземного базирования и ракет дальнего действия на под­водных лодках. Следующее подписанное соглашение касалось противоракетной обороны (ПРО).Таким образом, эти договора означали достижение некоего парите­та в ядерном оснащении обеих стран, что давало надежду на долгосрочную стабили­зацию отношений.

Уже к концу 70-х гг. началось резкое обострение отношений между СССР и странами западного блока. Вторжение Советских войск в Афганистан в 1979 году и последовавшая за этим международная реакция показала недолговечность ста­билизации внешнеполитической ситуации. Неудача в Афганистане стала крупнейшим поражением СССР в холодной войне (глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками — с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х гг). В 1989 году было принято решение в выводе войск.

Наши рекомендации