Основная характеристика государства Древнего Китая
Государство Древнего Китая образовалось на территории среднего и нижнего течения реки Хуан-Хе (Желтая река) и равнины, расположенной в заливе Бохай. Начиная с 3-го тысячелетия до нашей эры, формировалось древнекитайская народность. В3веке до нашей эры образовался общий древнекитайский язык, язык народности хань. Изучение истории Китая в Европе начинается с 13века (с путешествия Марко Поло). Буржуазные историки собрали огромный материал по истории Китая, хотя в некотором плане искаженный. Большое значение для изучения истории Китая имеет труды Бигурино, Васильева, Пржевальского, китайских ученых и советских востоковедов.
Периодизация истории государства и права Древнего Китая. Она связана с имевшимися существенными изменениями, которые происходили в общественном строе.
Период Шан (Инь)- 18-12в.в. до нашей эры;
Период Чжоу- 12в. до н.э. - 221г.;
Период усиления царства Цинь- 246г. до нашей эры- 207г. до нашей эры;
Период Хань (206-220г. г. до нашей эры).
Впервые три периода государство Древнего Китая было рабовладельческим, в четвертом- оно начинает перерастать в феодальное.
Шань-Инское государство
Господствующий класс инского общества складывается в основном из потомков родовой знати, возглавляемый семейством вана (правителя), из жреческой аристократии, из чиновников и военачальников. Светской аристократии присваивались титулы в зависимости от занимаемой должности, при этом решающее значение имела близость к царю. Титулы "бо" (дед) и "цзы" (сын) присваивались ближайшим родственникам царя, назначенным на государственные должности.
Основная масса свободного населения Шан-инской державы - крестьяне-общинники. Особенности китайской общины было то, что общинное поле делилось на 9 участков, один из которых называли "общественным полем" и обрабатывался сообща. Полученный от него урожай направлялся царю. Остальной урожай принадлежал общинникам.
Отличительной чертой древнекитайского общества при династии Шан (инь) было то, что рабы жили семьями. Рабовладение носило патриархальный характер. Рабами владеет не только государство, но и частные лица. Рабов клеймили, безнаказанно убивали, сжигали в качестве искупительной жертвы. В могильниках Шан-инской династии царей обнаружены сотни скелетов заживо погребенных людей (или умерщвленных).
Государственный строй
Шан-инское государство имело форму деспотии. Политическая власть находилась в руках царей-воинов. Признанных "силой неба", т. е. обожествленных, они был и верховными жрецами государства. Управителями областей были родственники царя, более мелкие должности занимали мелкие профессиональные чиновники.
Государство Чжоу
Правовое положение основных сословий было несколько иным, чем в предшествующем Шан-инском государстве. Политическое преобладание находилось в руках чжоунской аристократии, которая юридически закрепляет за собой обширные захваченные земли. Часть Шан-инской аристократии была привлечена на службу, получила поместье и вошла в состав господствующего класса. Существенно ухудшилось положение мелких общинников. Раздача земель чжоунской аристократии превратила их в безземельных арендаторов, работающих на землевладельцев. Их наравне с рабами привлекают на полевые работы, на строительство укреплений, заставляют отбывать воинскую повинность.
Широкие размеры приобретает использование рабского труда. Рабов было много, об этом свидетельствуют надписи о покупке и дарении сотен тысяч рабов. 5рабов стоили столько же, сколько одна лошадь, с добавление 1мотка шелка.
Государственный строй
При царе в период Чжоу состоял его ближайший помощник (Сян) в достаточно широкой компетенции, подобно арабскому визирю. Затем шли "3 Старца"- три ближайших советника и помощника царя, каждый из которых руководил одним из трех ведомств. Этим 3сановникам были подчинены 6 чиновников более низкого ранга. Чиновникам были подчинены 9правителей областей.
Местное управление осуществлялось огромным чиновническим аппаратом, формируемым из местной знати.
Государством управляли 3 ведомства:
А) финансовое, которым управлял "сыту" (один из старцев);
Б) военное ведомство, во главе которого стоял "сыму"(один из старцев);
В) общественных работ - во главе с "сыкуном".
Важное значение имело ведомство, управлявшее делами религиозного культа, к которому принадлежали Верховный жрец культа царских предков, "верховный гадатель".
Государство Чжоу состояло, помимо основной территории, из обширных завоеванных земель. Во главе которых стояли наместники в большинстве своем члены царствующего дома. Удаленные от столицы они имели широкие полномочия, свои вооруженные силы.
Центральная власть требовала от наместников, по крайней мере, двух обязанностей:
а) ежегодной явки ко двору для выражения верности сану;
б) уплаты налогов, накладываемых на провинцию.
Общинное самоуправление было заменено административным управлением. Административное деление было следующим:
· 5 семейств составляли пятидворку, во главе со старостой;
· 5 пятидворок организовывались в "ли" (деревня);
· 4 "ли" объединялись в "цзу" (клан);
· 5 "цзу"- в "дан" (группу), и так вплоть до округа и области.