Земская 1864 г. и городская 1870 г. реформы. Их роль в становлении местного самоуправления.
Проведение крестьянской реформы вызвало изменения и в системе местного управления.
Земская реформа 1864г. была проведена на основе Положения о губернских и уездных земских учреждениях. В ходе реформы создавались органы местного самоуправления: в губерниях и уездах избирались земские собрания и управы. На них возлагались: ведение местных хозяйственных дел; содержание земских зданий и путей сообщения; строительство и содержание школ и больниц; мероприятия по благотворительности; санитарные меры и др. Губернские и уездные земские собрания, а также земские управы были выборными органами. Собрания и управы возглавлялись выборными председателями. Земское собрание и земская управа избирались сроком на три года.
Выборы проходили по трем избирательным куриям:
-курия уездных землевладельцев состояла главным образом из дворян-помещиков, для участия требовался высокий имущественный ценз;
-городская курия для участия в которой необходимо было отвечать достаточно высокому имущественному цензу;
-сельская курия для участия в которой имущественный ценз не был установлен, введена следующая система выборов — крестьяне, собравшиеся на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое избирало земских гласных.
Земская реформа 1864 г. положительно сказалась на развитии местного хозяйства, промышленности, средств связи, системы здравоохранения и народного просвещения. Земские органы способствовали становлению общественно-политической жизни, стали своеобразной политической школой, через которую прошли представители либерального и демократического общественных направлений. Однако реформа не сформировала централизованной системы управления. Деятельность земских органов контролировалась губернаторами и Министерством внутренних дел, которые могли отменять любые их решения. Отсутствие достаточных материальных ресурсов усиливало зависимость земств от правительственных органов.
Городская реформа 1870г. была проведена на основе Городового положения. Положение предусматривало создание следующей системы органов городского самоуправления; городское избирательное собрание, Городская дума и городская управа. Главой думы и управы был городской голова, утверждаемый в своей должности губернатором или министром внутренних дел. Городская дума и управа избирались на срок в четыре года, причем половина состава управы должна была обновляться через каждые два года. Споры между думой и управой разрешал губернатор. Компетенция Городской думы включала вопросы о назначении выборных должностных лиц, установлении городских сборов о приобретении городской недвижимости, ведении местных хозяйственных дел и др. Выборы в Городскую думу проходили на основе имущественного ценза и ценза оседлости. В соответствии с ними все городские избиратели делились на три группы, каждая из которых избирала треть состава городской думы. Избирательным правом обладали лица достигшие 25-летнего возраста, владеющие недвижимостью или торгово-промышленными предприятиями, и другие мелкие собственники, занимающиеся промыслами, торговлей и т. п. Рабочие, низшие служащие, подследственные, лишенные духовного сана и многие другие к выборам не допускались. Голосование было тайным.
Создание новых органов самоуправления положительно сказалось на торгово-промышленном развитии городов, системе здравоохранения и народного просвещения, а также способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни. Вместе с тем органы городского самоуправления, как и земские органы, находились под постоянным контролем государственных административных и полицейских учреждений.
8. Военная реформа 1864 – 1874 гг.
1 января 1874 года был принят Воинский устав, заменивший рекрутскую систему комплектования армии всеобщей воинской повинностью. Отбывать воинскую повинность обязывалось все мужское население страны, внезависимости от сословной принадлежности достигшей призывного возраста – 20 лет ( с 1888 года -21).
Срок службы: -сухопутные войска – 6 лет в строю и 9 лет в запасе
- на флоте – 7 и 3 года соответственно.
От действительной службы освобождались по семейным обстоятельствам ( единственный сын в семье, кормилец у матери, если старший брат отбыл или отбывает службу) и путем жеребьевки.
Большие льготы получили лица окончившие учебные заведения: - высшие вузы – пол года службы,
- профессиональные заведения – 1,5 года,
- среднее – 3 года,
- начальные – 4 года.