Вопрос №34 Земская(1864) и городская(1870) реформы.

Вопрос №34 Земская(1864) и городская(1870) реформы. - student2.ru

Вопрос №34 Земская(1864) и городская(1870) реформы. - student2.ru

Вопрос №35. Судебная реформа.(1864)

В судебных уставах отражён ряд буржуазных принципов судоустройства и судопроизводства: отделение суда от администрации, несменяемость судей и следователей, создание суда присяжных, учреждение адвокатуры, провозглашение гласности, устности и состязательности процесса, свободная оценка доказательств; выборность некоторых судебных органов (мировых судов). Вместе с тем С. р. сохранила ряд элементов прежнего сословного суда: участие в процессе сословных представителей, особая подсудность дел высших должностных лиц, сохранение крестьянских, "инородческих" и духовных судов и др.

Были созданы две системы судов — мировые и общие. Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Создавались мировые суды в городах и уездах. Как правило, каждый уезд составлял мировой округ (всего было создано 108 округов), разделявшийся на мировые участки. Участковые мировые судьи осуществляли правосудие единолично. Выбирались мировые судьи (участковые и почётные) уездными земскими собраниями (в столицах — городскими думами) и утверждались в должности 1-м департаментом Сената. Апелляционной инстанцией для участковых судей был съезд мировых судей, состоявший из всех мировых судей (в том числе и почётных мировых судей) округа. Надзор за органами мировой юстиции осуществляли министр юстиции, судебные палаты и кассационный департамент Сената. В прибалтийских губерниях, на Северном Кавказе и в Закавказье мировые судьи не избирались, а назначались министром юстиции; в Польше в сельской местности мировых судов не было вообще, в городах мировые судьи назначались правительством.

Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты (одна на несколько судебных округов). Окружной суд рассматривал уголовные и гражданские дела, превышавшие подсудность мировых судей, однако из их ведения были изъяты дела о преступлениях по должности, совершенных лицами, имевшими чин выше титулярного советника. Дела о преступлениях или проступках, за которые законом были положены наказания, соединённые с лишением всех прав состояния или всех лично присвоенных прав и преимуществ, слушались с участием присяжных заседателей. Апелляционной инстанцией для окружного суда была судебная палата (апелляция по поводу приговора, вынесенного судом присяжных, не допускалась). Верховным и кассационным судом, а также высшим органом судебного надзора являлся Сенат, где существовало два кассационных департамента — гражданский и уголовный, Сенат мог также рассматривать некоторые дела по первой инстанции.

При окружных судах и судебных палатах состояли судебные следователи, судебные приставы, прокуратура; кроме того, при судебных палатах — совет присяжных поверенных. Судебные следователи проводили предварительное следствие под надзором прокуратуры и подчинялись окружному суду и судебной палате. Прокуратура состояла при общих судах и при Сенате (при окружном суде — прокурор окружного суда и несколько товарищей прокурора, при судебной палате — прокурор судебной палаты и его товарищи, при кассационных департаментах Сената — обер-прокурор и его товарищи). Высшее наблюдение за прокуратурой осуществлял генерал-прокурор (с 1802 им являлся министр юстиции).

С. р. имела прогрессивное значение, ибо новая судебная система заменила собой крайне раздробленную систему судов (суды по сословиям, по роду дел, с множеством инстанций, где дела велись на основе инквизиционного процесса, при закрытых дверях, следственные функции осуществляла полиция, и т. п.). Однако значение С. р. 1864 умалялось рядом положений судебных уставов: изъятием некоторых категорий дел из компетенции суда присяжных (в том числе о государственных преступлениях), сохранением системы поощрений судей местной администрацией, которая представляла их к очередным чинам и орденам, и т. д.

Вопрос №36. Военные реформы(1861 и 1874)

Цель: сокращение армии в мирное время, ее увеличение в военный период за счет создания обученного резерва. Милютин-военный министр.В ходе реформы управнялись военные поселения, созд. Воен.округа(во главе с главнокоманд.-генерал-губерн),реорганиз. воен.мин-во и главный штаб, учрежд. юнкерские и военные училища, реформир. воен-учебн. заведений, соверш. программ высших уч. Заведений, 1867-откр. воен-мор. Академии, создание военных гимназий.Центр. звено-введение с янв. 1874 вместо рекрутских наборов,всеобщая воинск. повин-ть, распростран. на все муж. население, достигш. 20 лет.Срок службы 6 лет-сухопутные войска, 7-на флоте.Для имевш. образ. срок службы сокращался.Гибкая система льгот и отсрочек.Освобождение от армии единственных сыновей.Отмена телесны наказаний, улучш. положения в армии: перевооружение, питание, изм. сист.боевой подготовки.Нет призывов в Ср.Азии, Сибири,Кавказе. Россия получила массовую армию современного типа.

Вопрос №37. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства(март-октябрь 1917)

В декларации Временного правительства от 3 марта 1917 г. были провозглашены гражданские свободы, распространенные и на военнослужащих, амнистия осужденным, по политическим делам, отмена национальных и религиозных ограничений и др. Одновременно был санкционирован арест Николая II, ряда высших чиновников и генералов. Для расследования их действий 4 марта учреждается Чрезвычайная следственная комиссия.

По соглашению с Петроградским Советом была проведена радикальная демократизация армии. Она осуществлялась на основе приказа № 1 Петроградского Совета от 1 марта 1917 г. по гарнизону Петроградского военного округа. Петросовет постановил во всех подразделениях, частях и на кораблях выбрать солдатские комитеты, избрать по одному представителю от рот в Совет рабочих депутатов. Приказ № 1 отменял титулование офицеров, которым не разрешалось выдавать оружие, находившееся в распоряжении и под контролем ротных и батальонных комитетов.

Несмотря на то что действие приказа распространялось только на войска Петроградского гарнизона, он получил повсеместное распространение. В армии были упразднены военно-полевые суды, введен институт комиссаров для контроля за деятельностью офицеров, уволено в резерв около 150 высших чинов, в том числе 70 начальников дивизий. Указом от 12 марта правительство отменило смертную казнь, а также учредило военно-революционные суды.

7 марта Временное правительство восстановило автономию Финляндии, но выступило против ее полной самостоятельности. Однако 5 июля сейм Финляндии принял "Закон о власти", который ограничивал компетенцию Временного правительства вопросами военной и внешней политики. Этот закон был принят в соответствии с резолюцией I Всероссийского съезда Советов, но Временное правительство ответило на него роспуском сейма.

8 мае-июне велась острая ,борьба между российским правительством и Центральнрй Радой Украины, созданной 4 марта в Киеве. В первом универсале Центральной Рады от 10 июня, вопреки желанию Временного правительства, была провозглашена автономия Украины. После переговоров министров А. Ф. Керенского, М. И. Терещенко и И. Г. Церетели с Центральной Радой Временное правительство 2 июля приняло Декларацию, в которой признавалась с некоторыми оговорками автономия Украины.

С февраля по октябрь 1917 г. социально-экономические проблемы решались весьма осторожно, особенно вопрос о земле. Большинство общественных организаций были едины в том, что земля должна перейти в руки трудящихся, а законодательно вопрос о земельном переустройстве должно решить Учредительное собрание. Однако при определении самой сути земельной реформы возникли непримиримые противоречия: либеральные круги отстаивали частную собственность на землю, а радикалы требовали передачи всей земли в общее народное достояние для уравнительного пользования без всякого выкупа.

В стране продолжал углубляться продовольственный кризис, возникший еще в 1915 г. В январе-феврале 1917 г. население России получило всего около 25% намеченного количества продовольствия, а армия - не более 43%. Для преодоления продовольственного кризиса Временное правительство образовало в марте продовольственные комитеты, а 25 марта ввело хлебную монополию и карточную систему на продовольственные продукты (1 фунт в день). В сложном положении находился и транспорт, где широко насаждались выборные советы и комитеты. Циркуляром Министерства путей сообщения от 27 мая им были предоставлены полномочия по общественному контролю.

Этот рост был обусловлен многими причинами, в том числе уменьшением валового продукта, чрезмерным повышением заработной платы, субсидированием предприятий, снижением поступлений от земельного налога, налога на городское недвижимое имущество. Все это вело к падению курса рубля. С целью переустройства финансовой системы на демократических началах вводилось прямое обложение имущих классов, а в августе усилилось косвенное обложение и была введена монополия на чай, сахар, спички. Одной из сложных проблем, которую пришлось решать Временному правительству и Петроградскому Совету, был вопрос об участии России в мировой войне. 14 марта 1917 г. Петроградский Совет принял манифест "К народам всего мира", в котором было заявлено об отказе от захватнических целей в войне, от аннексий и контрибуций, но признавалась революционная война с Германией. В обращении Временного правительства к гражданам России от 27 марта отмечалось, что оно будет полностью соблюдать обязательства в отношении союзников, вести оборону от вторгнувшегося в пределы России врага, добиваться прочного мира на основе самоопределения народов.

Наши рекомендации