Тема 3. Формации и цивилизации.

Наиболее распространенными в российской исторической и философской науке подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилизационный.

Первый из них принадлежит марксисткой школе обществознания. Его ключевым понятием является категория «общественно-экономическая формация».

Общественно-экономическая формация –это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой.

Тема 3. Формации и цивилизации. - student2.ru

Структура

Тема 3. Формации и цивилизации. - student2.ru

Тема 3. Формации и цивилизации. - student2.ru Тема 3. Формации и цивилизации. - student2.ru Надстройка –это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него.
СПОСОБ Тема 3. Формации и цивилизации. - student2.ru Тема 3. Формации и цивилизации. - student2.ru Базис –это экономический строй (совокупность производственных отношений, т.е. отношений, не зависящий от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства).

Производительные силы –это средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду.

ПРОИЗВОДСТВА

Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, обусловливая принадлежность того или иного общества.

Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает общественное развитие как закономерную смену общественно-экономических формаций.

Тема 3. Формации и цивилизации. - student2.ru Формации

Первичная Вторичная Третичная Представлены в трудах

(архаическая) (экономическая) К.Маркса

 
  Тема 3. Формации и цивилизации. - student2.ru

Первобытнообщинная Сформировались в советском общество-

Рабовладельческая знании в 30-е гг. 20 века.

Феодальная

Капиталистическая

Коммунистическая (1-социализм; 2-коммунизм)

Ключевым понятием цивилизационного подхода к анализу общественного развития является понятие «цивилизация», которое имеет множество трактовок:

· как определенная стадия в развитии локальных культур (н-р О. Шпенглер);

· как ступень исторического развития (н-р, Л.Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер);

· как синоним культуры (н-р, А. Тойнби);

· как уровень развития того или иного региона либо отдельного этноса.

Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.Известный российский историк М.А.Барг так определил цивилизацию: «…это способ, которым общество разрешает свои материальные, социально-политические и духовно-этические проблемы».

Тема 3. Формации и цивилизации. - student2.ru Тема 3. Формации и цивилизации. - student2.ru Теория цивилизации

Стадиальный подход Цивилизация – единый процесс, проходящий через определенные стадии. 1- доиндустриальная (аграрная, традиционная); 4-3 тыс.лет до н.э. – 60-80-е гг 18 века. 2 – индустриальная (машинная, техногенная); сер 19 века- последняя треть 20 века. 3 – постиндустриальная (информационная); переход совершается в наши дни. Локальный подход Локальная цивилизация – большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития. Современные типы - западная - восточноевропейская - мусульманская -индийская -китайская -японская -латиноамериканская  

Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы – западную и восточную.

ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ВОСТОЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Стремление подчинить себе природу. Для возмещения несовершенства человека создается и используется техника Стремление быть в гармонии с природой. Человек- часть природы (боевые искусства, медицина построены на изучении законов природы).Усовершенствование души и тела.
Приоритет свободной личности, обладающей гражданскими правами. Ценности индивидуальной свободы Подчинение личности обществу. Господство традиций коллективизма
Принцип разделения властей. Сословно-представительные структуры. Парламентаризм Восточная деспотия (неограниченная власть, обожествление монарха)
Господство частной собственности Преобладание государственной и общинной собственности. Принцип власти-собственности (власть рождает собственность, а утративший власть становится, как и все, бесправным)
Стремление к прогрессу, постоянное изменение форм деятельности, использование новаций. Развитие общества носит постепенный, поступательный характер Стремление к воспроизводству самих себя, поддержанию традиционного образа жизни. Развитие общества носит циклический характер  

Таким образом,формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, а цивилизация – на локально-региональном, уникальном, своебразном.

Наши рекомендации