Вопрос 2. Методология познания истории. Формации и цивилизации.

Вопрос 3. Периодизация и хронология всемирной и отечественной истории.

Периодизация истории:

 Формационная (рабовладельческая, капиталистическая)

 Цивилизационная (древне греческая, китайская, западная и др.)

Периодизация мировой истории. Возраст человечества насчитывает 2млн. 600 тыс. лет

 Первобытно-общинная формация (2,6 млн. лет – середина IV тыс. до н.э)

 Рабовладельческая формация (сер. IV тыс. до н.э. – 395 год н.э.)

 Феодальная формация (IV – сер. XVIII)

 Капиталистическая формация (сер.XVIII – по наше время)

Периодизация российской истории:

 Первобытно-общинная формация (I век до н.э. – сер. IX века н.э.)

 Феодальная формация (сер IX в.- 1861 год)

 Эпоха раннего социализма (окт. 1917 – 1991)

 Капиталистическая формация (1991 – по наше время)

Вопрос 4. Сущность, формы и функции исторического знания.

Историческое сознание присуще каждому человеку и всему человечеству. Древнейшие сведения о существовании исторической науки относятся к античному времени. Древнейший исторический труд дошедший до нас принадлежит древнегреческому историку Геродоту. Однако в истории Геродота реальные факты переплетаются с фантастическими рассказами. Основы истории как науки заложил древнегреческий историк Фукидид. В его истории исторические факты строго отобраны с позиций научной критики. В труде нет вымысла, а описании реальных событий. История представляет собой непрерывный процесс, протекающий в планетарном масштабе. Это совокупность крупных событий, происходящих в жизни больших масс людей. Историческое знание существует в 2-х основных формах: обыденной (легенды, сказки, былины, мифы); собственно-научной форме. Главной особенностью является стремление выявить и изучить законы исторического развития. Одним из важных понятий исторической науки является понятие народ. У разных народов вырабатывается свою систему этнических и социальных ценностей, но при всех различиях конкретного течения истории существуют и так называется общечеловеческие ценности. К ним относятся: право людей на свободный труд; прав на борьбу на социальную справедливость и достойную жизнь; право на защиту своей земли от иноземных захватчиков. В этих трех моментах и проявляется единство исторического процесса в мировом масштабе. Основными функции исторической науки является: человеко-творческая; познавательная; коммуникативная; ценностная и прогностическая.

Вопрос 9. Образование Древнерусского государства и его место в европейской истории. Критика норманнской теории.

В IX веке у славян было 2 крупных объединения:

1.у полян в среднем Поднепровье с центром в Киеве;

2.у словен в Поволховье с центром в Ладоге. В 862 г. в Ладогу (по летописи — в Новгород, который, однако, тогда еще только возник или вовсе не существовал) призвали варяга Рюрика для прекращения местных распрей.

Его преемник Олег в 882 г. взял Киев и стал контролировать путь «из варяг в греки» (из Балтики в Черное море). 882 г. считается датой образования Древнерусского государства. По «норманнской теории», варяги сыграли в этом решающую роль, но, видимо, они лишь ускорили его создание, обусловленное предшествующим развитием.

Во второй трети X в. сын Рюрика Игорь и его вдова Ольга укрепляют власть Киева над славянами. Правда, в 945 г. Игорь был убит восставшими древлянами, и его вдове Ольге пришлось упорядочить сбор дани. Олег и Игорь воевали с Византией, которой не раз приходилось откупаться от Руси, а сын Игоря Святослав сражался против вятичей, хазар, болгар, Византии. Но этим он оголил рубежи Руси перед кочевниками печенегами, напавшими на Киев в 968 г.

В 972 г. Святослав погиб, возвращаясь из Болгарии. Его сын Владимир укрепил границы Руси и расширил их. В 988 г. он принял христианство в форме православия, что усилило его власть и подняло престиж Руси в Европе.

Наивысшего расцвета Киевская Русь достигла при сыне Владимира Ярославе Мудром (1019-1054). При нем были разгромлены печенеги, издан первый свод законов — Русская Правда.

По смерти его правят его сыновья Изяслав, Святослав и Всеволод. В 1068 г. степные кочевники, половцы, разбили их войско, и между братьями начались распри. В 1078 г., после гибели Изяслава в междоусобице, в Киеве сел Всеволод. Когда он умер (1093), распри вновь усилились. Олег Святославич требовал вернуть ему Чернигов, отобранный у него Владимиром Мономахом, сыном Всеволода. В 1097 и 1100гг. князья собирались на съезды, ослабившие усобицы. В 1103-1111 гг. князья во главе со Святополком Киевским и Владимиром Мономахом совершили серию удачных походов против половцев. В 1113-1125 гг. в Киеве княжил Владимир Мономах. При нем и его сыне Мстиславе Великом наблюдался последний расцвет Киевской Руси, после которого началась феодальная раздробленность.

Норманская теория.

На основании сообщения летописи о варягах, некоторые ученые (как руские так и зарубежные) в 18-20 веках создали и отстаивали, так называемую Норманскую теорию происхождения Русского государства. Суть ее заключалась в том, что государство на Руси было привнесено извне приглашенными князьями, норманами и скандинавами, т.е. носителями западной культуры. Они утверждали, что сами Восточные славяне, якобы не могли создать государственного устройства, что говорило об их отсталости и исторической обреченности. Современные ученые убедительно доказали развитие государственности на Руси задолго до "признания варягов".

Антинорманнские теории—отрицается факт варяжского влияния. Данные теории

стремятся доказать, что варяги и сам Рюрик либо славяне (возможно полабские), либо обосновать

самостоятельное возникновение древнерусской государственности без участия «мифического

Рюрика». Также к данной группе концепции можно отнести учёных, считающих, что варяги на

Руси составляли только наёмную часть дружины местных князей.

Концепции, пытающиеся учесть как объективное разложение родоплеменного строя у

восточных славян с одной стороны, так и роль норманнов, бича Европы того времени, которых не

мог не заинтересовать один из главных торговых путей - европейский трансконтинентальный

торговый путь, с другой стороны.

Непосредственное отношение к «варяжской проблеме» имеют научные споры относительно

происхождения термина «Русь», который до наших дней сохранился в топонимах "Беларусь" и

этнонимах «белорусы» и «русские». Термин "Русь" в европейских источниках встречается с 852

г. Выделим основные концепции происхождения данного термина:

1) от реки Рось, протекавшей в землях полян (Киевское княжество);

2) от варягов (летописи упоминают, что Рюрик выходец из варяжского племени русь.

Первоначально летописи противопоставляют термины "русь" и "славяне" князь со всей "русью"

ходил в земли славянские за данью (в полюдье), т.е. славяне платили дань руси (дружине Рюрика

и его приемников);

3) от мощного древнеславянского союза племён в придунайских землях (Руссия

вспоминается в 862г. между "Алеманией" и "Моравией" (зона контакта славян и германцев). В

1154г. арабский учёный Аль-Идрис указывает на существования «Руси, выходящей к

Причерноморью» (Киевская Русь) и «Руси рядом с Венгрией и Моравией».

Вопрос16. Завершающий этап объединения русских земель вокруг Москвы. Образование единого Российского государства.

Российское централизованное государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях Киевской Руси, ее южные и юго-западные земли были включены в состав Польши, Литвы, Венгрии. Его образование было ускорено необходимостью борьбы с Золотой Ордой, а впоследствии с Казанским, Крымским, Сибирским, Астраханским, Казахским ханствами, Литвой и Польшей. Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана3(1462-1505) и Василия3(1505-1533). Создана система управления государством. С начала к Москве при Иване3 были присоединены Ярославское и Ростовское княжество. Новгород : Боярство во главе с посадницей Марфой Борецкой опасаясь войны с Москвой, заранее заключила военный союз с Литовским королем Казимиром4. Иван3 расценил, как измену боевые действия против Новгорода. В 1471г. в решающей битве на реке Шелони Новгородск. войска разбиты (числ. превосходство моск.) - среди Новг. не было единства ,многие симпот. Моск. И воевали неохотно, Новгород заявил о признании власти Москвы и выплатил контрибуцию 14,5 тыс.руб. В 1477г.-новый поход, Новгород окончательно потерял независимость, клятва верности Ивану3, увезли вечевой колокол-символ независимости Новгорода. В 1485г. путем подписания договора к Москве отошла Тверь. Титул Ивана3-“государь всея руси”,дал понять Литве, что претендует на те древнерусские земли, кот. после монг. нашествия захвачены Литвой. В период 1500 до 1503 гг. – русско-литовская война. Иван3 выиграл войну, к Москве отошли города: Чернигов и Новгород-Северский. Полное завершение объединенит. процесса относ. к княжению сына Ивана3-Василию3. В 1510г.- подчинил Москве Псков. В 1514г.-Смоленск. В 1521-Рязань собир. русск. земель вокруг Москвы завершилось, возникло единое Российское гос-во. Оставшаяся в руках Литвы и Польши террит. западн. и юго-западной Руси будет присоед. к Москве в 17в., в конце 18в., в середине 20в. В 1478г. Иван3 прекратил выплату ордынского выхода,тотары явились в Москву с ханской грамотой, Иван3 ее разорвал, через 2 года в 1480г. татарск. войско во главе с ханом Ахматом появ. у границ Руси. Иван3 вывел русск дружины вдоль реки Угры.- поражение татар,иго прекратилось. В конце 18 века Крым покарен. Необходимо было наладить управление огромной страной,удалось Ивану3. В 1497г.-обнар. 1 общерусск. свод законов “великокняжеский судебник”.Софья Полеолог (жена0 привезла с собой много греческих книг- в них прочитано название Русского гос-ва- Россия, из Византии заимствован герб.

Вопрос 17. Россия при Иване IV (1533-1584 гг.)

Иван IV стал великим князем в 1533 г. в 3 года. Регентшей была его мать Елена Глинская, а после ее смерти в 1538 г. началось боярское правление, сопровождавшееся борьбой боярских группировок. В 1547 г. Иван IV венчался на царство. В 1547 же в Москве произошло восстание против Глинских, родичей царя, притеснявших народ. Оно дало толчок серии реформ — налоговой, военной (среди прочего создано стрелецкое войско), созданию приказов (будущих министерств), проведенных Избранной радой — кругом приближенных царя (А. М. Курбский, А. Ф. Адашев, Сильвестр). Был издан новый Судебник (1550), в 1549 г. созван первый Земский собор — съезд представителей основных сословий России. Проводимые реформы укрепили централизованное государство.

В начале 1560-х гг. усилились трения царя с боярами. Россия терпела неудачи в Ливонской войне и борьбе с Крымом. Царь подозревал бояр в измене, в 1560 г. разогнал Избранную раду, а в 1564 г. ввёл опричнину — режим, при котором частью страны управлял без ведома Боярской Думы (другая часть называлась земщиной). Начался бессмысленный террор против знати и вообще всех подозреваемых. Погиб даже двоюродный брат царя Владимир Старицкий. В 1570 г. Иван Грозный разгромил Новгород, обвиняя горожан в измене. Погибли тысячи невинных людей. Разделение страны ослабило ее оборону. В 1571 г. крымцы сожгли Москву. В1572 г. царь отменил опричнину, но казни продолжались. В 1581 г. в припадке гнева Иван убил сына.

В начале 1580-х гг. царь «временно» отменил переходы крестьян от помещиков в Юрьев день, положив начало крепостному праву. Итоги правления Ивана Грозного — начало формирования абсолютизма в России и «великое разорение». Недовольство общества и отсутствие дееспособных наследников обусловило Смуту в начале XVII в.

В 1549 г. - состоялся первый в истории "Земский собор" - ставший высшим представительным органом при царе. Состоял он из знатных бояр, дворян и дьяков. Они реформируют армию: появляется постоянный хорошо вооруженный полк стрельцов. Они получали хлебное и денежное жалованье. В 1550 г. был принят новый свод законов, заменивший судебник Ивана III. Реформам подверглась церковь, были попытки конфискации монастырских земель. Все земли были описаны и обложены налогами. В управленческом аппарате также произошли изменения - учереждены приказы (посольский - межд.связи, разрядный - войско). Было принято уложение о службе (устанавливался единый порядок о военной службе) - каждый должен был за свой счет обеспечивать себя лошадью и оружием. Во время походов военным платили жалованье. Все эти реформы укрепляли государственное управление, военную систему государства и заметно способствовало его централизации. Проводимая политика должна была отвечать интересам всех слоев общества. Так же как и Иван III, - Иван IV вел политику централизации государства вокруг Москвы.

Вопрос 33. Крымская война.

В крымской войне участвовали Россия, Османская империя, Англия, Франция и Сардиния. Для России первостепенное значение имел режим черноморских проливов. На основе ряда соглашений с европейскими государствами проливы попали под международный контроль и были закрыть для всех военных флотов.

Для давления на Турцию в 1853 году русские войска были введены в Молдову и Валахию. В ответ турецкий султан объявил России войну. Его поддержали Англия и Франция.

Синопское сражение - ноябрь1583 года. Адмирал Нахимов разгромил турецкий флот в Синопской бухте и подавил береговые батареи. В Балтийском море появилась Англо-Французская эскадра.

В 1854 году русские войска проиграли сражение на реке Альма. В октябре 1854 года союзники осадили Севастополь. Гарнизон крепости проявил невиданный героизм. Основная часть русской армии предпринимала отвлекающие операции: сражение под Инкерманом, наступление на Евпаторию, сражение на Черной речке. Но эти военные действия не помогли севастопольцам. В августе 1855 года начался последний штурм Севастополя. После падения Малахова кургана продолжение обороны было затруднено.

На кавказском театре военные действия развивались более успешно для России. Турция вторглась в Закавказье, но потерпела крупное поражение. В ноябре 1855 года пала турецкая крепость Карс. Начались переговоры сторон. В конце марта 1856 года был подписан Парижский мир. Россия не понесла значительных территориальных потерь. У нее была отторгнута лишь южная часть Бесарабии. Однако она потеряла право покровительства Дунайским княжествам и Сербии. России запретили иметь на Черном море военно-морские силы, военные арсеналы и крепости. Роль России на Балканах и Ближнем востоке была сведена на нет.

Война с одной стороны обнажила слабость России, но с другой – продемонстрировала героизм русского народа. Поражение подвело печальный итог николаевскому правлению, всколыхнула вся российскую общественность, и заставило правительство вплотную заняться реформирование государства.

Три основных фактора обусловили появление и развитие непосредственно “восточного вопроса” : 1)
упадок, некогда могущественной, Османской империи; 2) рост национально-освободительного движения народов
против османского ига; 3) обострение противоречий между европейскими странами на Ближнем Востоке,
вызванных борьбой за раздел мира.
Напротив того, Австрия не могла в этом вопросе быть искренней союзницей России, так же, как и
западные державы, всего для себя опасаясь от поглощения Востока русской империей. Таким образом, Россия
была изолирована. И хотя главный исторический интерес борьбы заключался в задаче устранить консервативную
гегемонию России, четыре десятилетия тяготившую над Европой, тем не менее, консервативные державы
оставили Россию одинокой и тем подготовили торжество либеральных держав и, стало быть, либеральных
принципов. И в Англии и во Франции война с северным консервативным колоссом была популярна, причем
война из-за какого-нибудь западного вопроса (итальянского, венгерского, польского) могла только сплотить
консервативные державы. Война из-за восточного вопроса их разъединяла. Нужен был повод.
Таким предлогом послужили пререкания из-за святых мест в Палестине, начавшиеся еще в 1850 году. Спор
шел между православной и католической церковью о “палестинских святынях” , находившихся на территории
Османской империи. Речь шла о том, какой из церквей принадлежит право владеть христианскими памятниками
в Иерусалиме и его окрестностях. Россия защищала православное духовенство, а Франция покровительствовала
католикам. Кроме того, Турция, в которой проживало достаточно много христиан, отказывалась обеспечить их
равноправие с мусульманами.
Таким образом, так как у России не было союзников, Крымская война началась в обстановке
дипломатической изоляции России, которой предстояла борьба с коалицией наиболее технически развитых
государств.

Освобождение крестьян.

С момента публикации законов 19 февраля 1861 г. помещичьи крестьяне перестали считаться собственностью – отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по произволу владельцев. Правительство объявило бывших крепостных "свободными сельскими обывателями", присвоило им гражданские права – свободу вступления в брак, самостоятельное заключение договоров и ведение судебных дел, приобретение недвижимого имущества на свое имя и пр.

Реформы 60-70-х годов – крупное явление в истории России. Новые, современные органы самоуправления и суда способствовали росту производительных сил страны, развитию гражданского самосознания населения, распространению просвещения, улучшению качества жизни. Россия подключилась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности населения и его волеизъявления. В местном управлении были сильны пережитки крепостничества, оставались нетронутыми многие дворянские привилегии. Реформы 60-70-х годов не коснулись верхних этажей власти. Сохранялись самодержавие и полицейский строй, унаследованные от прошлых эпох.

Вопрос 2. Методология познания истории. Формации и цивилизации.

Методологической основой исторической науки является социология, она базируется на научной материальности, честном понимании истории. В этом случае развитие человеческого общества рассматривается как естественный процесс, подчиненный определенным общественным законам.

Наиболее разработанными в отечественной исторической и философской науке подходами к объяснению сущности и особенностей исторического процесса являются формационный и цивилизационный. Первый из них принадлежит к марксистской школе обществознания. Его ключевым понятием является категория «общественно-экономическаяформация». Под формацией понимается исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ.
В структуре каждой формации выделяют экономический базис и надстройка. Базис (иначе он назывался производственными отношениями) — совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ (главным среди них являются отношения собственности на средства производства). Надстройка понимается как совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом. Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, определяя формационную принадлежность того или иного общества. Производственные отношения (экономический базис общества) и производительные силы составляют способ производства, понимаемый часто как синоним общественно-экономической формации. В понятие «производительные силы» входят люди как производители материальных благ с их знаниями, умениями и трудовым опытом и средства производства (орудия, предмет и средства труда). Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, перехода к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает исторический процесс как закономерную, объективно обусловленную, естественно-историческую смену общественно-экономических формаций.
В некоторых трудах самого К. Маркса выделены только две большие формации — первичная (архаическая) и вторичная (экономическая), которая включает в себя все общества, основанные на частной собственности. Третью формацию будет представлять коммунизм. В других работах классиков марксизма под общественно-экономической формацией понимается конкретная ступень развития способа производства с соответствующей ему надстройкой. Именно на их основе в советском обществознании к 1930-м гг. сформировалась и получила характер непререкаемой догмы так называемая «пятичленка». Согласно этой концепции все общества проходят в своем развитии поочередно пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм. Формационный подход основывается на нескольких постулатах:
1) представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно поступательном, всемирно-историческом и телеологическом (направленном к цели — строительству коммунизма) процессе. Формационный подход практически отрицает национальную специфику и своеобразие отдельных государств, акцентируя внимание на том общем, что было характерно для всех обществ;
2) решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений;
3) необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;
4) неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.
На современном этапе развития обществознания в нашей стране теория общественно-экономических формаций переживает острый кризис, многие авторы выдвинули на первый план цивилизационный подход к анализу исторического процесса.
Понятие «цивилизация» — одно из самых сложных в современном обществознании; предложено множество его определений. Сам термин происходит от латинского слова «гражданский». В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством, дикостью. Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Известный российский историк М. А. Барг так определил цивилизацию: «...это способ, которым данное общество разрешает свои материальные, социально-политические и духовно-этические проблемы». Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии (как общества одной формации), а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
Различными историками выделяется множество локальных цивилизаций, которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западноевропейская цивилизации). С течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодаря которому одна цивилизация отличается от другой, сохраняется.
Абсолютизировать уникальность каждой цивилизации не следует: все они проходят через общие для мирового исторического процесса этапы. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений, традиций и обычаев. Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти человека, приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством.
Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация — на локально-региональном, уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключают друг друга. В современном обществознании идут поиски в направлении их взаимного синтеза.

Наши рекомендации