Изучение нового материала
ТЕМА. ГОЛОСОВАНИЕ, ВЫБОРЫ, РЕФЕРЕНДУМ.
Эпиграф: У каждого народа те правители, каких он заслуживает (Хилер Беллок (1870 – 1953), английский политический деятель)
Тип урока - изучение нового материала.
Технология проблемного обучения.
Оборудование:учебник А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание 9 класс» М. «Русское слово» 2008 г., презентация по теме урока, компьютер, интерактивная доска, папка с дидактическими материалами.
ЦЕЛИ:
- формировать у учащихся представления о голосовании, как одной из форм участия граждан в политической жизни страны;
- способствовать формированию элементарных умений грамотного поведения в политической сфере общества;
- совершенствовать умение вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, понимать динамику исторического процесса;
- содействовать воспитанию ответственности, законопослушания и патриотического отношения к судьбе своей страны.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Мотивация
Ребята! Мы сегодня продолжим изучение раздела «Политика».
Каким образом любой гражданин России может принять участие в политической жизни страны?
Возможные варианты ответов учащихся:
1. Граждане могут участвовать в собраниях, митингах.
2. Агитация за ту или иную политическую партию.
3. Обращение в парламент, местные законодательные органы с предложениями, проектами.
4. Участие в выборах.
5. Организация и участие в политических и общественных движениях.
6. Работа в качестве партийного деятеля.
7. Членство в политическом клубе или организации.
8. Денежные пожертвования в пользу партии.
Просмотр видеоролика.
Обсуждение ролика: прокомментируйте, выскажите свою точку зрения.
Просмотрев видеоролик, скажите, какой теме будет посвящен наш сегодняшний урок? Сформулируйте тему.
Тема сегодняшнего урока «Голосование, выборы, референдум». Сегодня мы будем говорить об избирательном праве, о демократических выборах.
Постановка проблемного вопроса и способов его решения.
Как вы считаете, какую проблему на уроке мы попытаемся решить?
Учащиеся самостоятельно формулируют проблемный вопрос и способы его решения, сверяют с вариантом учителя.
Проблема – является ли голосование человека на выборах его участием в управлении страной?
Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства.
Выборы – арена для политической борьбы. Для того чтобы эта борьба не принесла вред обществу, ее ограничили определенными рамками, которые установлены законами, содержащими нормы избирательного права.
Итак, избирательное право –найдите определение в словаре учебника
это совокупность правовых норм, устанавливающих принципы и порядок проведения выборов.
2. Основы избирательного законодательства зафиксированы в следующих нормативных документах:
- Конституция РФ
- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан»
- ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»
- ФЗ «О выборах президента РФ»
Мы сегодня будем работать с двумя нормативными документами – Конституцией РФ и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан».
Работа с нормативными документами (Конституция РФ, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ»)
1) Избирательное право – право граждан избирать и быть избранными.
Свое избирательное право граждане могут осуществлять в разных формах.
Задание: познакомьтесь с текстом Конституции РФ и ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» и ответьте на следующие вопросы:
Раздаточный материал:
- что такое активное избирательное право и пассивное избирательное право?
- скольки лет должны достигнуть граждане, чтобы получить возможность осуществить свое активное избирательное право?
- кто может назвать возраст, достигнув которого можно выдвигать свою кандидатуру в депутаты, на пост Президента?
- как вы думаете, какие еще требования предъявляются к кандидатам на выборах?
Индивидуальное задание – заполнить схему: