Постмодернизм как ведущее направление в зарубежной литературе второй половины ХХ века.

В истории культуры происходит смена этапов развития, последний из которых получил название постмодерна. Под ним понимается состояние культуры последних десятилетий «вся сумма культурных настроений и философских тенденций» (О.Б. Вайнштейн) Термин «постмодерн» был впервые употреблен в 1917 году Р. Паннвицем в книге «Кризис европейской культуры». Впоследствии его использовали культурологи Ф. де Онис, Д. Соммервил, Арнольд Тойнби. Этот термин служил для обозначения нового, послевоенного периода развития западноевропейской цивилизации и его признаком оказывалось политическое мышление не в масштабах национальных государств, а в глобальных категориях мирового содружества. По мнению Тойнби, эпоха постмодерна начинается с последней четверти XIX века и продолжается до сих пор.

От термина «постмодерн» было образовано слово «постмодернизм», которое обозначает: 1) новый период в развитии культуры; 2) стиль постнеклассического научного мышления; 3) новый художественный стиль, характерный для различных видов современного искусства; 4) новое художественное направление в литературе, живописи, архитектуре и т.д.; 5) художественно-эстетическую систему, сложившуюся во 2 пол. ХХ века; 6) теоретическую рефлексию (осмысление) этих явлений в философии и эстетике. Этот термин до сих пор не устоялся окончательно и применяется наряду с дублирующими терминами «постструктурализм», «поставангардизм», «трансавангард», «искусство деконструкции».

Философско-теоретическую основу постмодернизма составили концепции, разработанные в рамках постструктурализма. Это направление философской мысли, возникшее в конце 60-70-х гг. во Франции и США как пересмотр структурализма. Философы и ученые пытались пересмотреть отношение к структуре как к закрытому, лишенному изменений образованию, пытались уйти от теорий, претендующих на универсализм, утвердить многообразие и равноправие точек зрения на один предмет. Это вытекает из их борьбы с тоталитарным сознанием, тотальностью во всех ее видах. В этот период проходили активные философские и интеллектуальные дискуссии, для которых особую роль сыграли идеи и концепции, которые высказывали: Жак Лакан, Мишель Фуко, Жиль Делез, Феликс Гваттари, Юлия Кристева, Жак Деррида, Жан Бодрийяр, Ролан Барт, Жан-Франсуа Лиотар, Ихаб Хассан, Умберто Эко.

Жак Лакан, руководитель Парижской фрейдистской школы, психоаналитик, ввел термин «деконструкция», который был потом обоснован Жаком Деррида (1930-2004) в книге «О грамматологии». Деконструкция – это операция, применяемая к традиционной структуре и предполагающая ее разложение на части, для того, чтобы понять, как она работает и реконструировать ее заново. Деконструкция предполагает два шага – переворачивание и реконструкцию, то есть расчленение структуры и воссоздание на ее основе новой структуры. Таким образом, она сохраняет связь с традиционной структурой и одновременно производит на ее основе нечто новое. Деконструкция направлена прежде всего против центра, который организует структуру, того, что объявляется главным, основным, доминирующим, деконструкция разрушает существующую иерархию. Это получило название «принципа децентрации».

Деконструкция, по мнению Деррида, делится на деконструкцию знака (разрушение связи между обозначаемым и обозначающим), деконструкцию оппозиции речь-письмо, деконструкцию метафоры, деконструкцию традиционной модели книги, деконструкцию границ между философией и литературой. В дальнейшем деконструкции исследователи подвергали психоанализ, социологию и литературоведение.

Все это связано с протестом против господствующего рационализма, который сводит человека до функции в различных системах, а также ощущением относительности знаний о мире, пониманием того, что человек о мире знает мало и это знание постоянно изменяется. То, что было главным, может уйти на периферию и наоборот. Поэтому «центра» знаний, общества, системы быть не может. Никто не может быть уверен в окончательной подлинности и истинности своих знаний, поэтому постмодернисты находятся в состоянии «неуверенности» в иерархии и содержании жизненных ценностей, следовательно, все точки зрения равноправны, и никто не может претендовать на истину в конечной инстанции. Также это состояние получило название «постмодернистской чувствительности» - ощущение мира как хаоса, в котором не может быть критериев ценностной и смысловой ориентации, мира в котором происходит «кризис веры».

"Йельский манифест"

Окончательно постмодернизм как эстетическое направление сформировался и оформился в 1979 году с появлением «Йельского манифеста» - сборника научных статей йельской школы постмодернизма. Кроме этой школы в истории литературоведения выделяют «герменевтическое направление», «левый деконструктивизм», «феминистскую критику».

Американский исследователь И. Хассанвыделил следующие признаки постмодернизма в статье «Растерзанный Орфей»: 1)неопределенность, включающая в себя все виды неясностей, двусмысленностей, перестановок; 2) фрагментарность: художник-постмодернист занимается деконструкцией, предпочитает коллаж, монтаж, используя готовый или расчлененный литературный текст; 3) деканонизация, относящаяся ко всем канонам и официальным условностям; 4) безличность, поверхностность: постмодернизм отказывается от традиционного «я», усиливает стирание личности, подчеркивает множественность «я»; 5) непредставимое, непредставляемое, ирреалистичность; 6) ирония; 7) гибридизация или мутантное изменение жанров, порождающее неясные формы; 8) карнавализация, «веселая относительность» предметов, участие в диком беспорядке жизни, имманентность смеха; 9) перформанс, при котором театр становится действующей нормой для деканонизации общества; 10) конструктивизм– «постмодернизм конструирует реальность».

Симулякр и ризома

Постмодернистская эстетика рассматривает художественную культуру как машину, которая моделирует бесконечное множество возможных миров, опираясь при этом на понятие «симулякр». Симулякр (от лат. simulacrum – «изображение», «подобие», «видимость» - ключевое понятие постмодернистской эстетики, занимающее место, в классических системах принадлежащее художественному образу. Этот термин восходит к философии Платона, который использует его как обозначение «копии копии». Симулякр – образ отсутствующей действительности, поверхностный объект, за которым не стоит какая-либо реальность. Он не копирует ни вещи, ни идеи вещей, не поддается однозначной бинарной логике. Наиболее глубокая разработка понятия «симулякр» была сделана Жилем Делёзом (1925-1995) и Жаном Бодрийяром (1929-2007).

Делёз считает, что симулякр – это знак, который отрицает и оригинал (вещь) и копию (изображение вещи, обладающее тождеством). Симулякр – «изображение, лишенное сходства, образ, лишенный подобия». Он строится на несоответствии, различии, хотя и производит впечатление подобия. Симулякр включает в себя наблюдателя и его точку зрения, он меняется и деформируется при изменении этой точки зрения.

Один из важнейших принципов постмодернизма получил название «ризома». Ризома (от лат. rhizoma – корневище) – это тип современной культуры. Жиль Делёз и Феликс Гваттари в книге «Ризома» (1976) выделяют два типа культуры: культуру «древесную» и культуру «корневища».

«Первый тип культуры тяготеет к классическим образцам, вдохновляется теорией мимесиса. Искусство здесь подражает природе, отражает мир, явялется его графической записью, калькой, фотографией. Символом этого искусства может служить дерево, являющее собой образ мира. Воплощением древесного художественного мира служит книга. При помощи книги мировой хаос превращается в эстетический космос».

Современности же соответствует другой тип культуры – культура корневища. На место древесной модели мира (вертикальная связь между небом и землей, однонаправленность, детерминированность восхождения, деление на левое-правое и высокое-низкое) выдвигается модель ризоматическая (ризома – особая грибница, являющаяся корнем самой себя). Ризоматическая культура воплощает нелинейный тип эстетических связей. «Если мир – хаос, то книга станет не космосом, не деревом, но корневищем… Все ее точки будут связаны между собой, но связи эти бесструктурны, множественны, запутанны, они то и дело неожиданно обрываются. Книга эта будет не калькой, а картой мира, в ней исчезнет смысловой центр».

Культура корневища символизирует рождение нового типа чтения: «главным для читателя становится не понимать содержание книги, но пользоваться ей как механизмом, экспериментировать с ней», книга становится средством игры автора и читателя. При этом роль читателя меняется. Он уже не пассивная, а активная сторона, которая может интерпретировать содержание книги как захочет. Постмодернисты провозглашают смерть автора в традиционном понимании, отказ от всевидящего и всеслышащего авторского сознания, подобного Богу в произведении. Автор становится равен читателю,более того, читатель начинает доминировать. «Пусть умрет автор, пусть родится читатель». Автор не имеет права учить читателя, так как он до конца не уверен в правильности своих собственных знаний о мире. Место автора в произведении постмодернизма занимает рассказчик – нарратор (лат. narrare – рассказывать), точка зрения которого также ограничена. Но искусство наррации – повествования для постмодернистов играет огромную роль, так как оно должно подчеркивать отсутствие автора.

Произведение и текст

На этой основе постмодернисты вводят вместо понятия «произведение» понятие «текст», причем текстом оказывается не только книга, но и любой другой объект духовной и материальной культуры. Французский семиолог и культуролог Ролан Барт сопоставляет традиционное произведение и текст.

Произведение Текст
Замкнуто, отсылает к определенному означаемому.   Малосимволично.     Моноистично.     Интенционально (обладает единством), целостно.     Произведение можно перечитывать.   Претендует на оригинальность.     Метафорически можно сравнить с разрастающимся и развивающимся организмом.   Статично.   Принадлежит автору, обусловлено действительностью жизни и культуры.     Это объект потребления.   Имеет отторгающий характер, разделяет письмо и чтение.     Написано на одном языке.     Эстетический продукт. Структура. Пассивный объект. Открыт в бесконечность означающего, что предполагает игру, порождение означающего. Всецело символичен, это сама «множественность смыслов».   Характеризуется смысловой множественностью.   Неинтенционален (единством не обладает), его можно дробить, рассыпать, переворачивать с ног на голову.   Прочтение текста – одноразовый акт. Принципиально вторичен, соткан из цитат, отсылок, отзвуков различных языков культуры. Текст подобен ячеистой сети, забрасываемой в море смыслов Книги культуры.   Динамичен. Это процесс порождения смыслов. НЕ имеет автора. Только «призрак автора» может появиться в тексте в качестве одного из голосов-персонажей.   Это объект удовольствия, игры.   Имеет объединяющий характер, объединяет процесс чтения и письма, заставляет читателя участвовать в создании текста.   Является многоязычным, объединяет все языки культуры, причем ни один язык не оказывается доминирующим.   Знаковая деятельность. Структурообразующий процесс. Работа и игра.

Постмодернизм часто называют «всеядным», так как он вбирает в себя все, что есть в культуре, дистанцируется от ситуации линейной эволюции, связи в постмодернизме образуются бессистемно. Постмодернизм – самый последний этап развития культуры и литературы, поэтому он использует все накопленные в истории средства, приемы и образы. Литература воспринимается как бесконечный интертекст или гипертекст. Постмодернисты не признают деления литературы на массовую и элитарную, используют язык массовой культуры в качестве одного из означающих сложившейся культурной ситуации, рассчитывают на его семиотическое восприятие.

Так как постмодернисты открыто цитируют различные произведения и культурные коды, утвердилось мнение о вторичности, неоригинальности этого направления. Возник вопрос о проблеме новаторства в постмодернистской литературе, возможности создать оригинальное, неподражательное произведение. По мнению теоретиков постмодернизма, Р. Барта и Ю. Кристевой, степень оригинальности художника зависит от степени свободы варьирования тех элементов из которых состоит интертекст. Новаторство – это открытие новых способов варьирования и комбинирования различных элементов, унаследованных современниками.

http://yanko.lib.ru/books/cultur/skoropanova-russ-postmodern-lit.htm

http://lit.lib.ru/k/kachalow_a/simulacres_et_simulation.shtml

Конец формы

Наши рекомендации