Особенности развития «лейтенантской прозы» в русской литературе второй половины 20 века (Бондарев, Астафьев)

«Лейтенантская проза» относится к «малой прозе» литературы военных лет. Появлялись книги молодых лейтенантов, отсюда и пошло название. У ее истоков стоял роман В. Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946г., журнал «Знамя»).

Некрасов – сам воевал с 41 по 44 года, был полковым инженером и зам.командира сапёрного батальона. В 74г. Эмигрировал во Францию, умер в 87-г. – в Париже.

Повесть не претендует на широкий охват событий, это первая книга автора, это личный интимный дневник автора.

Гл. Герой – Ю.Керженцев, полковой инженер, закончил архитекторный институт (автобиографичность).

Нет отступления от фронтовой динамики.

Первые главы неорганизованные - передают весь хаос отступления. Чем ближе Сталинград, тем действие концентрированнее, логичнее и стройнее.

Приём дневниковых записей – автор подчёркивает, что он абсолютно правдив, естественен и искренен.

Антитеза Мира и Войны: прошлой жизни и сегодняшнего дня.Показаны два разных Юры Керженцева, война сделала из него другого человека.

Образ дома, Юра вспоминает его обстановку, вещи. Они открывают предысторию героя. Он не был готов к новой жизни. Он сапёр – разрушает, а должен был создавать. Он никогда не собирался становиться военным. Но всё же стал, да ещё и офицером со всеми присущими им качествами. Истоки Юрия в воспитании, в тех корнях, которые были в другой жизни. Ему страшно, что за годы войны он не прочёл ни одной книги.

Внутренний дом, который живёт в человеке, невозможно уничтожить, если фундамент надёжен.

Были пройдены все круги фронтового ада. Некрасов утверждает, отстаивает ценность светлого, доброго, торжество устремлений в человеке, над кот. Не властны даже ужасы войны.

Философское значение, торжество гуманности, вечность общечеловеческих ценностей.

Антифашистское произведение.

Стиль написания строг, прост, открыт, откровенен, никаких излишеств, натуралистических украшений. Интеллигентность во всём, худож. Достоверность.

Границы повествования ограничены, личным опытом автора.

Важнейшая тема пр-ия – приказ №227, «Ни шагу назад!», сзади шли ассабисты с автоматами, которые в случае отступления открывали огонь.

Некрасов прям поднимает мысль о том, что каждый кто участвовал в войне, был способен идти в бой, без всяких отрядов, но власть не доверяла.

Идея – упорности и неприметности героизма.

Тема – взаимоотношений людей на войне, просты, естественны, без сантиментов. Метафоры – бытовые.

Ужасно то, что война и трагедия входят в жизнь совершенно обыденно.

Юрий Васильевич Бондарев.

Среди книг Юрия Бондарева о войне "Горячий снег" занимает особое место, открывая новые подходы к решению нравственных и психологических задач, поставленных ещё в его первых повестях - "Батальоны просят огня" и "Последние залпы". Эти три книги о войне - целостный и развивающийся мир, достигший в "Горячем снеге" наибольшей полноты и образной силы.

"Горячий снег" - это недолгий марш выгрузившейся из эшелонов армии генерала Бессонова и бой, так много решивший в судьбе страны; это стылые морозные зори, два дня и две нескончаемые декабрьские ночи. Нравственно-этическое произведение, где в центре не операции, не бои, а чувствование человеком войны.

В романе батарея Дроздовского поглощает едва ли не всё читательское внимание, действие сосредоточено по преимуществу вокруг небольшого числа персонажей. Кузнецов, Уханов, Рубин и их товарищи - частица великой армии, они - народ, народ в той мере в какой типизированная личность героя выражает духовные, нравственные черты народа. В "Горячем снеге" образ вставшего на войну народа возникает перед нами в ещё небывалой до того у Юрия Бондарева полноте выражения, в богатстве и разнообразии характеров, а вместе с тем и в целостности. Этот образ не исчерпывается ни фигурами молодых лейтенантов -- командиров артиллерийских взводов, ни колоритными фигурами тех, кого традиционно принято считать лицами из народа,-- вроде немного трусливого Чибисова, спокойного и опытного наводчика Евстигнеева или прямолинейного и грубого ездового Рубина; ни старшими офицерами, такими, как командир дивизии полковник Деев или командующий армией генерал Бессонов. Только совокупно понятые и принятые эмоционально как нечто единое, при всей разнице чинов и званий, они составляют образ сражающегося народа. Сила и новизна романа заключается в том, что единство это достигнуто как бы само собой, запечатлено без особых усилий автора -- живой, движущейся жизнью. Образ народа, как итог всей книги, быть может более всего питает эпическое, романное начало повествования. Для Юрия Бондарева характерна устремлённость к трагедии, природа которой близка событиям самой войны.

В романе выражено понимание смерти -- как нарушение высшей справедливости и гармонии. (трагедийность).

Проблемы: - выбора своего пути перед лицом смерти. Герои произведения – молодые офицеры-лейтенанты.

- судьбы – она существует, считает Бондарев, это та слепая неотвратимость, она зависит от жизненного выбора.

Герои антиподы: Дроздовский и Кузнецов. Разные по характеру, из одного училища, молодые ребята.

Дроздовский – находчивый, в училище был перспективным парнем, из-за этого возможно не гладко складывались его отношения с людьми, его недолюбвливали, особенно однокашники. Он честолюбив. Он спешит воспользоваться властью. Его пьянит мысль о том, что в его руках жизни людей. Послал Сергуненкова на бессмысленную смерть. Но Дроздовский не чувствует вины за этот поступок. Вопрос ответственности.

Уханов – получил звания, но он независим, у него есть сила и чувство собственного достоинства. За это он не нравится Дроздовскому.

Отношения Д. с единственной женщиной в части также плохо влияют на его отношения с соратниками. Тема женщины на войне. Бандарев говорит о дисгармонии, конфликте женщины и войны. Женщинам архисложно на войне. Если мужчина имел женщину в условиях войны, то ему крупно повезло.

Смерть Зои стала тем стрессом, кот. Обнажила страхи каждого. Дроздовский растерялся после этого. Командование берёт как раз Кузнецов, кот. Тоже любил Зою. Становится решимым, сильным и ведёт за собой бойцов, оставшихся в живых.

Образ генерала Бессонова. С ним связана идея преемственности поколений.

В финале генерал награждает Кузнецова и остальных бойцов орденами со своей груди. Кузнецов к концу боя превращается в мужчину. На войне взрослеют очень быстро.

Виктор Астафьев «Пастух и Пастушка»

“Пастух и пастушка” — маленькая повесть, рассказывающая о Великой Отечественной войне. Виктор Петрович Астафьев работал над ней с 1967 по 1974 год. Повесть писалась в то время, когда литература стремилась сосредоточить внимание читателей на конкретном человеке. Задачей писателя стало изображение чувств человека и его жизни до мельчайших подробностей.

Только любовь помогает людям пережить тяжелые душевные травмы, страх и боль.

Повесть состоит из четырех частей: "Бой", "Свидание", "Прощание", "Успение". Каждая часть имеет свой эпиграф. К первой части "Бой" эпиграфом взяты слова, услышанные автором в санитарном поезде.

Здесь изображается бой, как нечто некрасивое, отвратительное. Не воспринимает её как что-то героическое, это вещь несправедливая, человек втянут в неё.

Герои - два несчастных старика, жертвы бомбардировок советских самолётов. Таких жертв война уносит множество.

Вопрос возраста со временем на войне. Девушка Люся принимается как опытная женщина, хотя ей 20 лет.

Сила сопротивления – любовь. Старики, убитые держатся за руки.

Зовут главного героя Борис Костяев. Он командир взвода. Борис — молодой человек девятнадцати лет, родившийся в семье сельского учителя. Внешность у него привлекательная: высокий худощавый блондин. С товарищами строг, в бою решителен и порой безрассуден. Зачастую он без надобности вылезал из окопа, кричал "Ура", рвался в бой, под пули, рискуя жизнью, в то время как бывалые солдаты выжидали.

Описанию внешности и краткому рассказу о жизни героев Астафьев уделяет немало внимания. Так, рассказывая о Хведоре Хвомиче, сельском трактористе, Астафьев подробно описал его телогрейку, надетую прямо на нижнюю рубаху, прикрученные онучами к ногам опорки. Всю семью его истребили немцы. Солдат Ланцет в детстве на клиросе пел, в крупном издательстве работал, а во время войны пить много стал, а ведь он мог бы сделать неплохую карьеру.

Любовь двоих становится лейтмотивом повести. Солдату необходимо высокое чувство, вера в то, что его ждут. Не хватало этого чувства и Борису. Да, он защищал Родину, боролся за ее освобождение, за спокойную и счастливую жизнь русского народа. Но подсознательно он чувствовал необходимость сильной, бескорыстной женской любви. Не каждому человеку выпадает в жизни такое чувство. Но Борис заслужил его своей отвагой, верностью родной земле и силой воли, ведь нет ничего страшней, чем привыкнуть к смерти.

Они познакомились в избушке, где ночевала часть взвода. Люсе шел 21 -й год, волею судьбы она оказалась в деревушке, занятой полком. Тяжелая судьба солдата развела Бориса с Люсей, но в памяти его потом всплывали моменты счастья рядом с ней, ее длинная русая коса, коротенькое желтое платьице.

Между Борисом и Люсей – любовь. Это некое чувство, противопоставленное смерит. Люся олицетворяет всех женщин мира. Образ Люси перерастает в символ.

Идея - прямое обращение к матерям.

Единственная сила, способная противостоять войне – женщина, считает Астафьев. Но как показывает практика, это не так.

Любая война – безнравственна. Это горе и смерть. Человек, прошедший войну – ранен навсегда.

Активно выступает в повести прием контраста: идиллическая картина из античных времен — стадо овец на зеленой лужайке, прекрасная пастушка и пастух и — убитые старик и старуха с изможденными лицами, вместе прожившие суровую жизнь и вместе погибшие.

Наши рекомендации