Искусство второй половины 19 века. Реализм в литературе и живописи. Новые темы и новые герои. Жанры. Выдающиеся мастера и произведения. «Товарищество передвижных художественных выставок».

События Крымской войны 1853 - 1856 гг., ее неудачи, поражение, несмотря на героические усилия русских солдат, обнажили кризис самодержавно-крепостнического строя, главного виновника отсталости страны, бедствий и страданий народа. По всей стране идут выступления крестьян, испытывающих гнет и эксплуатацию крепостников-помещиков, главным среди которых был сам царь. Начиная с 1850 г. бунты и возмущения принимают угрожающий для существующего строя размах. В России назревала революционная ситуация. Всюду спорили, везде говорили о политике, о настоящем и будущем России. Необходимость социальных реформ, социального обновления стала очевидной для правящих кругов. Наконец 19 февраля 1861 г. Александр II издал указ об отмене ненавистного народу крепостного права.

Оживилась и художественная жизнь России. Появились горячие ниспровергатели старых принципов и правил в искусстве. Представители нового метода в искусстве - критического реализма, распространившегося в России во второй половине XIX в., призывали бороться с угнетением и деспотизмом, с безнравственностью современного им социального строя. Громовым ударом прозвучала в 1855 г. диссертация Н. Г. Чернышевского "Эстетические отношения искусства к действительности", где отрицалось превосходство искусства над жизнью и были сформулированы основные требования нового поколения к искусству.

Поколение борцов-революционеров, живших мечтой о переустройстве мира, видело смысл искусства не в восполнении недостатка прекрасного в жизни, а в отражении самой жизни во всей широте и многогранности ее проявлений. “Прекрасное есть жизнь”, - утверждал Чернышевский, но художник должен уметь объяснить ее, вынести о ней свое суждение, свой приговор. Деятельность художника, считали революционеры-демократы Белинский, Добролюбов, Чернышевский, лишь тогда может получить общественное признание, когда он сделал свое искусство учебником жизни.

Газеты и журналы запестрели многочисленными карикатурами, обличавшими угнетение и бесправие крестьян, низкопоклонство и взяточничество чиновников. Русская графика никогда еще не была столь смела и злободневна. Особую известность приобрели бытовые рисунки Петра Михайловича Шмелькова (1819 - 1890). Карандашом и акварелью изображал он юмористические сцены из жизни купцов, чиновников, мещан, остро и точно передавая социальные особенности их поведения и облика.

Среди живописцев первыми пошли по пути критического реализма московские художники - выпускники Московского училища живописи и ваяния (с 1866 г. - Училище живописи, ваяния и зодчества). Находящееся в отдалении от царского двора и его постоянного надзора, Московское училище стояло ближе к жизни народа и его нуждам, чем Петербургская академия художеств. В Училище был открыт доступ детям крестьян, мещан, мелких чиновников, т.е. разночинцам. Малоискушенные в тайнах науки о прекрасном, они приходили в Москву из глубин России, часто без гроша в кармане, но с горячим желанием овладеть мастерством и рассказать с помощью кисти и резца о переполнявших их души наблюдениях.

Крупнейшим представителем московской группы художников, творческим методом которых стал критический реализм, был Василий Григорьевич Перов, подлинный продолжатель обличительных традиций П. А. Федотова. В своих картинах Перов обличал всю несправедливость и порочность царского режима, фальшь и лицемерие церковных обрядов, грубость купечества, отдавая симпатии тем, кто страдает от произвола властей, кто слаб и угнетен.

ем временем в Петербурге началась открытая борьба молодых художников с Академией - оплотом и цитаделью устаревших эстетических взглядов. В 1863 г. 14 лучших выпускников Петербургской академии художеств, допущенных к конкурсу на большую золотую медаль, потребовали от академического начальства права свободного выбора темы конкурсной картины, так как намеревались написать картины на острые социальные темы, обличающие самодержавие, тогда как им были заданы один мифологический сюжет и один, для пейзажистов, классический ландшафтный сюжет. Получив отказ, "бунтари" вышли из состава Академии и организовали свою Артель художников по примеру общин, описанных Чернышевским в романе "Что делать?". Это событие вошло в историю искусства под названием "бунт четырнадцати". Это была первая открытая демонстрация новых революционных сил в русском искусстве.

Во главе "бунта четырнадцати" и Петербургской артели художников стоял Иван Николаевич Крамской, в будущем крупнейший русский портретист и автор ряда выдающихся монументальных произведений. Вся деятельность Крамского была направлена
на сплочение русских демократических художников-реалистов, стремившихся поставить искусство на службу народу.
К концу 60-х годов XIX в. новые эстетические идеи так завладели умами русских художников, что появилась потребность в создании новой, более широкой, чем Петербургская артель художников, организации, которая бы объединила художников-реалистов всей России и целеустремленно руководила их действиями.

Так возникла идея учреждения Товарищества передвижных художественных выставок, предложенная живописцем Григорием Григорьевичем Мясоедовым (1834 - 1911).

Эту идею горячо поддержали Н.Н. Ге, В.Г. Перов и И.Н. Крамской, а затем она была одобрена большинством прогрессивно настроенных художников Москвы и Петербурга. Товарищество должно было не только устраивать выставки картин в Москве и Петербурге, но и перевозить их (передвигать) по другим городам России, знакомя тем самым широкие слои русского общества с достижениями нового искусства и возбуждая в народе интерес и любовь к живописи. Эта идея была очень созвучна прогрессивным идеалам эпохи конца 1860-х и 1870-х годов, эпохи начала "хождения в народ" русской интеллигенции, т.е. зарождения широкого революционно-просветительского движения народников.

В 1870 г. члены-учредители подписали Устав Товарищества, а в конце 1871 г. состоялась первая передвижная выставка. С этого времени началось триумфальное шествие русского демократического искусства, его неслыханное до сих пор "вторжение" в жизнь и сознание русского общества. Продажа картин, проводившаяся на передвижных выставках Товарищества, давала художникам средства к существованию.

Новое демократическое искусство поставило своей целью рассказать о страдании и мужестве народа, о революционной деятельности передовой русской интеллигенции, революционного народничества. Это было лучшее время в истории Товарищества, когда все наиболее талантливые художники шли под его знамена. За это время (по 1897 г.) передвижники, как стали называть членов Товарищества, устроили 25 выставок в Петербурге, Москве, Киеве, Харькове, Одессе и ряде других городов огромной России. (Всего за 53 года существования Товарищества их было 48.) Пожалуй, никогда еще живопись не была столь популярна и действенна. Она не только воспитывала вкус, но и формировала общественные взгляды русской интеллигенции. Молодежь нередко воспринимала картины передвижников как призыв к свержению самодержавия, она находила в них ответы на важнейшие вопросы современности. Никогда еще звание художника в России не было столь почетно и уважаемо, и никогда еще искусство в России не оказывало столь активного революционизирующего влияния на общество, как это было во времена передвижников.

Большую поддержку оказал молодым художникам Павел Михайлович Третьяков (1832 - 1898), создатель первого в России музея национального искусства. Он покупал лучшие произведения передвижников для своей галереи. Страстным защитником идей и принципов Товарищества передвижников был известный художественный критик В.В. Стасов, друг и наставник многих художников. В своих многочисленных журнальных статьях и обзорах выставок Стасов со свойственной ему горячностью и эмоциональностью пропагандировал лучшие произведения передвижников, объясняя публике цели и задачи нового художественного направления.

Одно из ведущих мест в творчестве передвижников занимала жанровая живопись (живопись бытового жанра), наиболее тесно связанная с современностью. Жизнь русских крестьян, мещан, интеллигенции с ее противоречиями и конфликтами, темными и свежими сторонами отобразили в своих картинах И.Е. Репин, Н.А. Ярошенко, К.А. Савицкий, Г.Г. Мясоедов, В.В. Максимов, В.Е. Маковский и другие художники-жанристы.

Лучшие жанристы-передвижники стремились в своих картинах на современные темы к большим социальным и жизненным обобщениям, к глубокому психологизму образов. Показывая тяготы народной жизни, вскрывая глубокие классовые противоречия, и они, однако, видели в народе не только забитых, страдающих людей, но и исполинов с могучими духовными и физическими силами, не нашедшими еще себе достойного применения. Таким мы видим народ на картинах "Бурлаки на Волге" Ильи Ефимовича Репина, "Богатыри" Виктора Михайловича Васнецова. Жанровые картины у передвижников стали больше по размерам, монументальнее по композиции, в них появилось так называемое хоровое изображение народных масс

Таковы, например, картины Константина Аполлоновича Савицкого "Ремонтные работы на железной дороге" (1874), "Встреча иконы" (1878), "На войну" (1880 - 1888) и др. Во всех этих полотнах реалистически запечатлены драмы из народной жизни, яркие народные типы и характеры.

Большой интерес представляют полотна передвижников, показывающие жизнь и героическую борьбу русской интеллигенции - революционеров-народников. Им посвящены картины И.Е. Репина "Отказ от исповеди" (1879 - 1885), "Арест пропагандиста" (1880 - 1892), "Не ждали" (1884 - 1888). Образы революционной интеллигенции созданы и в картинах Владимира Егоровича Маковского (1846 - 1920) "Вечеринка" (1875 - 1897), "Допрос революционерки" (1904), и в картинах Николая Александровича Ярошенко (1846 - 1898) "Студент" (1881), "Заключенный" (1878), "Курсистка" (1883).

Подобно русским писателям-реалистам, передвижники создавали порой настоящие эпопеи о русском народе и российской действительности. Картина "Крестный ход в Бурской губернии" И.Е. Репина -одна из них.

В корне изменили передвижники и характер исторической живописи. Картины на исторические сюжеты, которые раньше считались отвлеченными и условными, теперь звучали остро и современно, рождая споры и размышления. Более всего интересовала передвижников русская история, и особенно те события, которые позволяли ставить и решать актуальные по тем временам вопросы: о роли народных масс в историческом процессе, о значении личности в истории, об истоках и свойствах национального народного характера.

Наиболее яркие и образные ответы на эти вопросы даны в картинах крупнейшего представителя исторической живописи XIX в. Василия Ивановича Сурикова "Утро стрелецкой казни", "Меншиков в Березове", "Боярыня Морозова" и других.

Видное место в общем ряду достижений исторической живописи передвижников занимают картины Репина "Иван Грозный и сын его Иван", "Царевна Софья", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".

Но первым, кто решительно повернул русскую историческую живопись к современности и реализму, был Николай Николаевич Ге (1831 - 1894). В его картине "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" (1871 русская публика едва ли не впервые увидела изображение исторического события во всей правде характеров, ситуаций, в неоспоримой достоверности костюмов и обстановки. В столкновении отца и сына, Петра и Алексея, увидел Ге выражение основного исторического конфликта рубежа XVII и XVIII столетий - конфликта между прогрессивной силой, энергией петровских преобразований и рутиной старых, неподвижных и косных устоев жизни.

Одна из самых интересных страниц в истории искусства передвижников - портретная живопись. Выдающиеся художники работали в этом жанре: Крамской, Перов, Ге, Репин, Ярошенко, Суриков и многие другие. Несмотря на богатые традиции и достижения в этой области искусства, накопленные художниками предшествующих эпох, передвижники создали свой, особый тип портретного изображения. Глубокий психологизм, т.е. умение показать характер человека во всей его сложности и многоплановости, и одновременно строгая простота, почти аскетизм средств выражения отличают его. Портретисты искали и находили подлинно народные характеры в образах лучших представителей русского народа - писателей, ученых, художников, музыкантов, общественных деятелей. Портреты Толстого, Некрасова, Достоевского, Островского, Мусоргского, Стрепетовой, созданные Крамским, Перовым, Репиным и Ярошенко, не только воссоздают образы выдающихся современников, но и несут на себе печать раздумий художников о национальной типичности и народности их характеров.

Высокие патриотические идеалы любви и уважения к родной стране и ее народу нашли яркое выражение в пейзажной живописи передвижников. Горячо любя русскую природу и воспринимая ее как среду, в которой формируются эстетические вкусы и духовные наклонности русского народа, художники показывали эту природу по-разному.

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 - 1897) любил в природе простое и скромное, но отмеченное печатью лирической задушевности. Его знаменитая картина "Грачи прилетели" (1871) поражает такого рода соединением "обыкновенности" мотива с редкостной поэтичностью его истолкования. Казалось бы, что может быть прекрасного в обычных, ничем не примечательных деревенских задворках с сугробами снега у заборов и тонкими, кривыми, как бы случайно здесь выросшими березками? Но как красива картина, как трогательно-нежен едва уловимый ритм тянущихся ввысь березок! Рассматривая этот пейзаж, невольно проникаешься ощущением его особой, национальной неповторимости и глубинной народности.

Иные пейзажные мотивы и образы влекли современника Саврасова художника Ивана Ивановича Шишкина (1832 - 1898). В его картинах "Рожь" (1878), "Лесные дали" (1884), "Афанасьевская корабельная роща близ Елабуги" (1898) запечатлены красота русского леса, захватывающий размах необозримых российских просторов и далей. Как и все творчество Шишкина, эти картины посвящены утверждению величия и неповторимой прелести русской природы.

Наши рекомендации