Моделирование в работе редакции
В редакционной практике применяют несколько видов моделей. Описательная модель – развернутое описание моделируемого объекта или процесса. Графическая модель – чертеж, рисунок, график, схема, на которых показаны основные элементы отображаемого объекта и связи между ними. Иногда используется физическая модель – копия отображаемого объекта в измененном масштабе, позволяющая воспроизвести все его компоненты.
Что моделируют в журналистике? Структуру редакции, работу ее коллектива на всех этапах подготовки и выпуска периодического издания, само издание.
Модель структуры редакции создают в виде схемы, воспроизводящей все элементы редакционного коллектива, все его подразделения. Это позволяет указать связи между элементами редакционной системы, их субординацию – подчиненность и координацию, направление потоков информации, циркулирующей в коллективе.
С помощью такой схемы контролируют контакты всех компонентов редакции, предотвращают дублирование в процессе управления, устанавливают между подразделениями коллектива самые рациональные – прямые и короткие – линии связей. Схема удобна и тем, что допускает любую степень детализации – вплоть до обозначения на ней места и связей конкретных работников – журналистов, технических и коммерческих сотрудников.
Модель структуры редакции может получить и форму описания, в котором фиксируется место каждого подразделения, его роль и обязанности. Такое описание нередко составляет часть памятки или положения об обязанностях сотрудников. Оптимальный вариант модели структуры редакции – соединение схемы с приложенным к ней описанием-комментарием всех ее элементов.
Моделировать можно также все основные этапы подготовки и выпуска номера. Такая модель нередко имеет форму описания, в котором фиксируют этапы этого процесса, роль и обязанности каждого отдела и службы редакции. Еще чаще такая модель представляет собой так называемый сетевой график. В нем указывают основные параметры хода подготовки издания – его номеров и комплекта – недельного, месячного и т.д. А именно: дату – число и день публикации материалов номера, их характер – разделы и рубрики, в которых они должны быть помещены, их размещение на его страницах, жанры и объем будущих публикаций, отделы или журналистов, ответственных за их подготовку.
Такой график имеет форму сетки, в заголовке которой обычно указывают даты и дни выхода номеров, а в боковике – тематические рубрики и полосы номера. В квадратах, образуемых сеткой, обозначают отделы редакции (условными индексами), объем материалов, их жанры и т.д.
В редакциях пользуются сетевыми графиками самой разнообразной формы и структуры, видоизменяя их и приспосабливая к нуждам и особенностям каждого коллектива (рис. 14.4) [5].
Подобные графики можно применять и в редакциях журналов. Естественно, более редкая периодичность их выхода и другие типологические признаки этого издания обусловливают иную форму модели работы коллектива. Так в редакции ежемесячника ее работу часто моделируют на весь год, составляя соответствующий сетевой график.
Сетевой график позволяет управлять работой не только всей редакции, но и каждого ее творческого подразделения. Так моделируют работу любого отдела: график дает руководителю и журналистам представление об их задачах и обязанностях в подготовке очередного номера.
Однако нежелательно, чтобы сетевой график был слишком жестким. Ведь в этом случае при необходимости публикации в номере незапланированных актуальных, сенсационных материалов, неожиданно поступивших в редакцию, приходится переверстывать номер, освобождая место для новых текстов и иллюстраций.
Оптимальные результаты сетевой график дает, если он покрывает не более 60 – 70 % площади газетного номера. Остальная его часть используется или для публикации оперативной информации, неожиданно поступившей в редакцию, или для организации «конкурса» незапланированных материалов.
Рис. 14. 4. Сетевой график газеты(вариант недельного сетевого графика городской газеты, выходящей 5 раз в неделю на четырех полосах формата А2).
Моделирование помогает проведению различных коллективных акций и массовых мероприятий редакции. Полезно, например, разработать модель проведения кампании. Она получит вид описания, в котором разработаны все ее основные компоненты и этапы.
Однако моделирование работы редакции или ее подразделения даст ожидаемые результаты лишь при соблюдении нескольких условий.
Первое из них – достаточная конкретность модели. Слишком общая модель, например сетевой график, в котором отсутствуют основные характеристики работы коллектива, пользы не принесет, так же как излишняя детализация модели, ее перегрузка множеством характеристик. И второе условие – обязательность модели для всех членов коллектива. Контролем выполнения сетевого графика, эффективности модели работы редакции обычно занимается секретариат.
Модель периодического издания формируется с учетом многих факторов, прежде всего – целей и задач издания, его типологической специфики, особенностей аудитории, характеристики редакционного коллектива – его возможностей и др. Эта общая модель состоит из трех главных частей – содержательной, композиционной и графической
Важнейшая из них – содержательная модель издания. Она должна давать ответ на вопрос – что следует публиковать в периодическом издании, какие стороны жизни общества отображать. Содержательная модель определяет цели и задачи издания, содержание его публикаций – главные тематические направления, иногда конкретизируемые в постоянных темах (тогда эту модель называют содержательно-тематической).
На основе содержательной модели издания создается его композиционная модель. Она определяет организацию содержания газеты, ее основные тематические разделы и рубрики. Это означает, во-первых, их распределение во времени – по номерам, выходящим в разные дни недели или в разные недели месяца. И, во-вторых, их размещение в пространстве – на страницах номера, в той или иной части страницы.
Композиционная модель может представлять собой описание. Но чаще ее фиксируют в форме сетевого графика, где указывается номер и его полоса, на которой размещается та или иная рубрика издания.
Графическая модель газеты строится на основе композиционной модели. Она фиксирует все важнейшие характеристики дизайна издания, главные элементы его графической формы – особенности верстки, иллюстрирования, основные текстовые и титульные шрифты и др. С помощью графического моделирования достигается постоянство художественно-технического оформления издания, его привычного для читателя дизайна.
Эта модель также получает форму описания. Нередко, однако, она фиксируется и в виде макетов-стандартов каждой полосы газеты, которые собирают в особый альбом или закладывают в память компьютеров сотрудников редакционного секретариата. Применение таких стандартных макетов упрощает управление процессом выпуска газеты.
О содержательной, композиционной и графической модели газеты подробно поговорим далее.
Долговременная модель периодического издания ежегодно оптимизируется – в нее вносятся некоторые изменения, добавления, но «ядро» ее остается неизменным.
Более оперативная модель номера представляет собой описание его содержания, структуры, композиции и внешней формы. Для создания этой модели могут использоваться стандартные бланки – модели номера каждого дня недели.
14.6. Планирование
В систему редакционного планирования входит ряд планов, различающихся целями и задачами, характером, периодом их действия, структурой и другими параметрами. Так, перспективные планы определяют деятельность коллектива и характер издания на длительный период – от нескольких месяцев до полугодия и даже года. На их основе разрабатываются остальные планы: рабочие – на месяц и долее, оперативные – недельные и планы конкретных номеров и др.
Однако сегодня выдвижение на первый план оперативной новостной информации привело к отказу большинства редакций от перспективного планирования. От прежней системы редакционного планирования остались лишь оперативные планы – недельные, очередных номеров, а также – в некоторых редакциях – планы индивидуальной работы журналистов.
В результате столь осуждавшийся прежде метод подготовки газетных номеров, заполняющихся материалами «с колес» — доставляемых корреспондентами в самый последний момент перед формированием полос, стал во многих редакциях основным. Это привело к утверждению в газетах «фактологической журналистики», к отказу от подготовки и публикации аналитических и проблемных материалов, к исчезновению в газетной периодике ряда жанров публицистики — очерка, обозрения, проблемной статьи и других.
Однако вскоре оказалось, что отказ руководителей многих редакций от перспективного планирования приводит к отрицательным последствиям – исчезновению в газетах аналитических и проблемных публикаций, к жанровому обеднению, что, в конечном счете, снижает конкурентоспособность издания. Стало очевидным, что редакция даже ежедневной газеты не может успешно решать встающие перед ней задачи, не представляя себе своей перспективы хотя бы на ближайший период – несколько недель или месяц вперед.
При составлении плана прежде всего определяют объект, субъект и период планирования.
Устанавливая объект планирования, решают, каким будет содержание плана, какая информация должна быть опубликована в периодическом издании. Содержание плана при этом формируется по двум направлениям: тематическому и организационному. Первое из них определяет тематику, характер, жанровые особенности будущих публикаций. Второе - организационные мероприятия, необходимые для обеспечения содержания издания, а также ответственность отделов и журналистов за подготовку материалов.
Устанавливая субъект планирования, решают, кто будет создавать план. Субъектами планирования могут быть руководители редакции – главный редактор, его заместители, редакционная коллегия. Они определяют направление плана, его цели и главные задачи. Они же принимают и окончательное решение, утверждая план, который становится основой работы всего коллектива. Секретариат редакции формирует общередакционные планы, которые затем представляет руководству на рассмотрение. Секретариат разрабатывает и некоторые специальные планы – газетных кампаний и др. Субъектом планирования является и каждый отдел редакции, где создается план его работы. Наконец, каждый журналист активно участвует в составлении плана своего труда.
С точки зрения периода планирования, все редакционные планы разделяются на долгосрочные, среднесрочные и оперативные. Долгосрочный план определяет лишь период – перспективу. В других планах время конкретизируется – до определенных дат и сроков – сдачи материала, выпуска номера и т.д.
Немалую роль в этой системе могут играть специальные планы –тематических, целевых номеров и др. С помощью методов программно-целевого планирования создают планы коллективных редакционных акций, прежде всего кампаний, целевые программы освещения важных тематических направлений, например выборных кампаний, и др.
Разумеется, чем ниже периодичность выпуска газеты, тем длительнее период планирования. В еженедельнике он составляет уже от недель до месяца, в двухнедельнике — от месяца до полугора, и т.д.
Определение оптимальной системы планирования, соответствующей современным требованиям и конкретным условиям, в которых выходит газета, — одна из задач, которые приходится решать специалистам в области редакционного менеджмента.
Конкретность редакционного рабочего плана обеспечивает ясное представление о его целях и реальных задачах, поставленных как перед подразделениями коллектива, так и перед отдельными журналистами. Конкретизация, детализация плана усиливается с понижением уровня планирования и его субъекта. Наименее детализирован перспективный план, в нем подчас ограничиваются указанием основных тематических направлений публикаций. Более конкретны рабочие, особенно оперативные планы – недельный и отдельного номера.
Все редакционные планы строятся на рубриках периодического издания, особенно на постоянных и долговременных, они обозначают его главные направления, тематические разделы.
Процесс планирования как метода управления редакцией включает контроль, проверку выполнения намеченных планов.
С выходом средств массовой информации на информационный рынок в систему планирования деятельности газетной редакции вошел новый элемент – бизнес-план. Он определяет все стороны организации работы редакции как коммерческого предприятия, направленной на получение доходов и укрепление его финансовой базы.