Тест по дисциплине «Проектирование, прогнозирование и моделирование в социальной работе»

1.Назовите социальные утопии второй половины 19 – первой половины 20 века:

А) Анархизм В) Социализм

Б) Марксизм Г) Коммунизм

2. На какие группы делятся социалистические утопии:

А) Собственно социалистические Б) Либеральные

В) Коммунистические Г) Социал-демократические

3. Причинами презентизма мышления первобытного человека выступали:

А) Особенности психики человека В) Первобытные страхи человека

Б) Потребности человека Г) Примитивизм условий существования

4. Органического неприятия человеком без специальной прогностической подготовки любого представления о качественно ином будущем, расходящемся с привычным ему настоящим – это:

А) Презентизм Б) Футурофобия

В) Ацептия

5. Вставьте пропущенные слова: «Альтернативистика» – поиск путей перехода к цивилизации, альтернативной существующей и способной, в отличие от нее, успешно …

6. В науке определены пять условий спасения планеты от катастрофы; определите их содержание, продолжив фразы:

А) Во-первых, восстановления на качественно новой основе глобального … и зависимого от него материально-сырьевого баланса.

Б) Во-вторых, восстановление на качественно новой основе глобального …, нормализация воспроизводства поколений.

В) В-третьих, восстановление на качественно новой основе ….

Г) В-четвертых, необходимость всеобщего и полного ….

Д) В-пятых, поставить во главу угла системы ценностей…, т.е. самого человека, его благополучие и полноценное развитие.

7. Назовите причины выделения научной фантастики и жанра «размышления о будущем» во второй половине 19 века:

А) Столкновение марксизма с анархизмом и позитивизмом

Б) Расширение научных представлений о прошлом и настоящем человечества

В) Появление метода проектирования и Дельтон-плана

8. Назовите сферу интересов представителей жанра «размышления о будущем»:

А) Конкретные частные перспективы отдельных сторон научно-технического и лишь отчасти (в связи с ним) социального прогресса.

Б) Конкретное будущее энергетики и материально-сырьевой базы производства, промышленности и градостроительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, здравоохранения и народного образования, учреждений культуры и норм права, освоения Земли и космоса.

В)Социальное будущее в целом.

Г) Оценка существующих социальных объектов с целью выявления их сущностных характеристик и свойств и построения прогноза развития.

9. Назовите авторов, чьи работы относятся к жанру «размышления о будущем»:

А) Л.М. Сабсович Б) Н. Мещеряков

В) К.Циолковский Г) А.Толстой

10. Кто в первой половине 20 века выступил инициатором создания многотомного издания о перспективах развития нашей страны:

А) Л.М. Сабсович Б) Н. Мещеряков

В) К.Циолковский Г) М.Горький

11. Соотнесите типы прогнозов и их характеристики, сформулированные В. А. Базаровым-Рудневым:

А) Генетический

Б) Телеологический

а) выявление назревающих проблем путем логического продолжения в будущее тенденций, закономерности которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны;

б) выявление оптимальных путей решения перспективных проблем на основе заранее заданных критериев.

12. Соотнесите этапы (волны) развития общества, сформулированные Э.Тоффлером, и их характеристики:

А) первая волна Б) вторая волна В) третья волна

а) это «информационное общество», складываются новые виды семьи, стили работы, жизни, новые формы политики, экономики и сознания;

б) это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей;

в) результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом;

13. Обозначьте признаки классификации прогнозов:

№ п/п Признаки классификации прогнозов Виды прогнозов
 
  1. краткосрочные,
  2. среднесрочные,
  3. долгосрочные
 
  1. поисковые,
  2. нормативные,
  3. основанные на творческом видении
 
  1. вариантные,
  2. инвариантные
 
  1. точечные,
  2. интервальные

14. Допишите, какой термин представлен: междисциплинарная форма знания в области международных отношений и мировой политики, которая стремится преодолеть кризис гуманитарных наук – это…

15. Перечислите основные направления глобалистических исследований, разрабатываемых Римским клубом.

16. Продолжите мысль: «Основатель Римского клуба А.Печчеи полагал, что успех возможен прежде всего путем…, чего можно добиться путем воспитания «нового гуманизма», включающего глобальность, любовь к справедливости и отвращение к насилию».

17. Соотнесите термины «моделирование в широком смысле» и «моделирование в узком смысле» с определениями:

А) моделирование широком смысле

Б) моделирование в узком смысле

а) специфическое многофункциональное исследование, задача которого -воспроизвести на основании сходства с существующим объектом другой, заменяющий его объект (модель)

б) многоплановый метод исследования, один из путей познания, предполагающий исследование реально существующих предметов, явлений, социальных процессов, органических и неорганических систем.

18. Выпишите структурные компоненты (блоки) модели, выделенные в работах Л.В.Львова:

А) Целевой Б) Содержательный

В) Процессуально-деятельностный Г) Диагностико-оценочный

Д) Аналитический Е) Поисковый

19. Перечислите направления моделирования проблемных ситуаций в социальной сфере.

20. Определите основные понятия теории прогнозирования:

А) крайний срок, до которого прогноз действителен с заданной точностью.

Б) система методов и способов прогнозирования.

В) общая система принципов и результатов человеческой деятельности, процессов познания и философского обоснования способов и приемов организации всего разнообразия видов человеческой деятельности.

Г) обоснованное суждение (заключение) о возможности развития.

Д) процессы (явления, события), на которые направлено исследование с целью разработки прогноза.

Е) один из возможных прогнозов.

Ж) оценка вероятности осуществления прогноза для заданного интервала времени.

З) информация не только о состоянии системы, но и о тенденциях ее развития, об альтернативах, различных путях достижения цели, о возможных состояниях в будущем.

И) сведения, знания, представления, которые получены во время прогностического исследования, обобщены и сформулированы.

К) совокупность данных, влияющих на развитие объекта (принимаемые решения, новые документы, непосредственные события и т.д.) с учетом процессов в смежных, непрофильных областях.

21. Восстановите полный цикл прогнозного исследования:

А. Определение цели и задач;

Б. Выдвижение гипотез;

В. Изучение проблемной ситуации в теории и на практике;

Г. Проведение опытно-экспериментальной проверки гипотез и верификации результатов исследования;

Д. Анализ предпрогнозного и прогнозного фона;

Е. Выбор методов и приемов исследования;

Ж. Формулировка выводов и предложений.

22. Соотнесите методы прогнозирования с их характеристикой:

А) метод, означающий расчленение общей цели на более конкретные, которые позволяют видеть множество частных целей, их субординацию в единстве с общей задачей, с решением главной цели.

Б) методы прогнозирования, ориентированные на построение специфических аналоговых моделей реальных объектов и процессов.

В) метод, используемый в непосредственных предплановых исследованиях, а также для верификации прогнозов.

Г) построение математических моделей в целях обучения и верификации решений как результатов прогнозного исследования.

Д) оценка ведущего специалиста-лидера, эксперта в данной области анализа и исследования.

Е) предвидение, осуществляемое наиболее компетентными экспертами.

Ж) перенесение во времени или из других областей знания выявленных закономерностей, тенденций развития схожих событий.

З) установление причинно-следственных связей известных фактов.

И) предполагает несколько этапов автономного опроса экспертов, объединенных в группы.

К) коллективная оценка, регламентированная особыми правилами, основанная на стимулировании творческой деятельности экспертов путем совместного обсуждения проблемы.

а) Мозговая атака

б) Каузальное моделирование

в) Интуитивные методы

г) Ассоциативные методы

д) Историческая аналогия

е) Дерево целей

ж) Индивидуальное предсказание эксперта

з) Игры

и) Имитирование
к) Метод Дельфи

23. Перечислите компоненты проектной культуры.

24. Определите (допишите) функции проектного мышления по их характеристикам:

А) определяет общие концептуальные подходы и позиции в проектной деятельности

Б) обеспечивает самостоятельное получение знаний, необходимых для выработки стратегии и тактики реализации проекта, облегчает работу с источниками информации; дает возможность самостоятельного выхода за пределы известного знания, создает предпосылки к непрерывному самообразованию.

В) помогает систематизировать информацию на единой концептуальной основе, в единой логике; свертывать, хранить, передавать ее другим.

Г) позволяет обобщать, синтезировать знание об объекте проектирования из разных областей, обеспечивая выход на новый уровень осмысления теоретических и практических проблем.

Д) обеспечивает опережающее видение ситуации проектирования, тех трудностей и противоречий, которые могут возникнуть в проектной деятельности.

Е) помогает в выработке целей и принципов проектной деятельности, определяет целенаправленность и устойчивость действий

Ж) делает возможной коррекцию своих действий в проекте, позволяет осознанно совершенствовать ход проектирования.

З) обеспечивает выдвижение новых проблем

И) позволяет выработать критерии и показатели оценки проектных продуктов.

1. а, б

2. А, в

3. а,б,в

4. б

5. справиться с глобальными проблемами современности

6.

А) топливно-энергетического

Б) демографического баланса

В) экологического баланса.

Г) разоружения.

Д) гуманность.

7. а

8.а,б

9. а,б,в

10. г.

11. А-а, Б-б

12. А-б, Б-в, В-а

13.

Временной охват (горизонт прогнозирования)
Типы прогнозирования
Степень вероятности будущих событий
Способ представления результатов прогноза

14. глобалистика

15. Основные направления глобалистических исследований

• Построение первых компьютерных моделей мира;

• Критика негативных тенденций западной цивилизации;

• Поиск путей гуманизации человека и мира;

• Осуждение гонки вооружений;

• Призыв к мировой общественности объединить усилия;

• Прекратить межнациональные распри;

• Сохранить окружающую среду.

16. изменения качеств человека.

17. А-б, Б-а

18. А,б,в,г

19.

l Уровень жизни пенсионеров;

l Женщина и семья в условиях социальных реформ;

l Духовно-нравственное поведение личности в условиях рыночных отношений;

l Здоровье населения в условиях экологической опасности;

l Переквалификация работников из различных социальных групп в условиях рыночных отношений;

l Экономика здоровья человека;

l Профессиональная модель социального работника;

l Нравственная модель социального работника;

l Моделирование экологии человека.

20.

А) Горизонт прогноза

Б) Методика прогнозирования

В) Методология прогнозирования.

Г) Прогноз

Д) Объект прогнозирования

Е) Вариант прогноза

Ж) Достоверность прогноза

З) Прогнозирующая информация

И) Прогнозная информация

К) Прогнозный фон

21. в, д, а, б, е, г, ж

22.

А - е

Б - г

В - з

Г - и

Д - ж

Е - в

Ж - д

З - б

И - к

К - а

23. Ценностно-значимые образы проектируемой предметной среды; Творческие и научные концепции, выражающие творческую волю проектировщика; Ценности, необходимые для того, чтобы сложилось ценностное отношение к реализации проектного процесса

24.

А) Мировоззренческая

Б) Исследовательская

В) Информационно-организующая

Г) Интегрирующая

Д) Прогностическая

Е) Ориентировочно-регулятивная

Ж) Конструктивно-преобразующая

З) Поисково-эвристическая

И) Оценочно-селективная

Наши рекомендации