Легитимность как характеристика политической власти
Термин «легитимность» возник в начале XIX в. И выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную в отличие от власти узурпатора. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти. Однако потребность в легитимности формировалась задолго до Французской революции. Она выражала предпочтительность общепризнанного порядка над захватом власти силой произволом.
В средние века Ф. Аквинский призывал граждан к повиновению государственной власти. В то же время отводил народу право на воспитание, если правитель злоупотреблял властью. В новое время Дж. Локк также говорил о возможности воспитания в случае несправедливого отношения к народу.
Сегодня легитимность является обязательным признаком цивилизованного общества. Легитимнаявласть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам. Легитимность не означает, что абсолютно все граждане принимают данную власть, так как в любом обществе есть свои правонарушители, анархисты.
В то же время легитимность не означает, что проводимый политический курс поддерживается единогласно, так как в обществе всегда есть недовольные, легальная или нелегальная оппозиция. Легитимность означает, что принимаемые законы и указы выполняются основной частью общества. Особенность легитимности состоит в том, что она является результатом эволюции общества. Довольно часто понятия «легитимность» и «легальность» отождествляются, однако данные понятия существенно отличаются друг от друга.
Если легитимность означает признание большинством народа действующей власти, то легальность означает законность ее существования.Поэтому власть в обществе может быть легальной, но не легитимной. Например, в монархических государствах, где действует закон престолонаследия, монарх может осуществлять свою власть на основе закона и в то же время не пользоваться поддержкой большинства населения государства. В дальнейшем власть монарха может стать легитимной благодаря его умелым действиям, другим факторам.
Власть в обществе может быть легитимной, но нелегальной. Например, в результате революции 1917 г. Власть оказалась в руках пролетариата (большинства населения государства), но приход к власти был незаконным. В дальнейшем данная власть получила статус легальности, т. е. законности. В демократических государствах политическая власть является легальной и легитимной одновременно, поскольку осуществление ее предполагается на основе закона, а легитимность подтверждается демократическими выборами, где побеждает большинство.
Исторически первым типом легитимности власти была власть, основанная на праве наследования престола. Данная легитимность соответствовала
нормам традиционного общества. М. Вебер определил харизматический тип властвования. В данном случае лидер обладает максимальной легитимностью. Харизма предполагает наличие у человека множество особенных качеств, с помощью которых он способен справится с поставленными задачами гораздо лучше других. Образы харизмы М. Вебер видел в Наполеоне, Мао Цзедуне, Сталине, Ленине, Черчилле.
Харизма - тяга к необычному, тайному, ранее не признаваемому. Авторитет харизмы основан на силе дара.
Разновидностью харизматического типа легитимности является вождистски - плебисцитарная легитимность, характерна для недемократических режимов. Основной упор делается на власть лидера, партии, армии. Здесь формально признается право большинства, распространяются некоторые демократические принципы. В основе вождистски - плебисцитарной легитимности лежит признание единственного вождя, партии. В конституционном обществе развит либерально-демократический тип личности. Он основан на свободном волеизъявлении граждан, выборности основных органов власти. Этот тип легитимности характерен для демократических государств.
Ж. Л. Шабо выделял демократический, технократический, идеологический и структурный типы легитимности. Понятие демократической легитимности восходит к английской революции XVII в. Демократическая легитимность - это перенос на все общество механизма принятия решения индивидом: выражение свободной воли, при этом свободная коллективная воля проистекает от свободного суждения. При демократических режимах нередко применяется мажоритарный принцип, т. е. принцип большинства. Демократическая легитимность основывается на мажоритарном принципе, т. е. власть признается большинством в результате победы большинства на выборах. Нельзя сказать, что демократическая легитимность безупречна или защищена от ошибок. Есть немало примеров того, как демократические механизмы с помощью определенных исторических обстоятельств способствовали утверждению авторитаризма тоталитаризма. Следовательно, демократическая легитимность относительна: она нуждается в подпорке другими типами легитимности.
Технократическая легитимность. Классическая философия называла политику искусством, требующим определенных технических навыков и обретения знаний. С точки зрения тех, кто осуществляет власть или надеется ее добиться, политика принимает характер ремесла. Представляется, что умение властвовать естественно и связано с доступом к власти и с содержанием процесса осуществления власти. В те времена, когда только закладывались человеческие сообщества, когда достичь власти можно было силой, владение оружием, армиями людьми ценилось более всего; личные способности в военном ремесле дополнялись стратегическим мышлением; человек овладевал словом. В последующие периоды особый упор делался на культуре устного и письменного общения, истории и права. В XX в. Экономика и основные общественные науки стали обязательными для образования тех, из кого состоит руководящая элита. Во второй половине XX в. необходимым становится и развитие актерских качеств для массового аудиовизуального общения. Сен-Симон в 1819 г. Представил первую версию подобной легитимности, утверждая, что истинную политическую власть государства представляют лучшие физики, химики, психологи, банкиры, сельскохозяйственные и промышленные производители. Те, кто делает вид «политиков», - лишь видимость этой власти. В 1940 г. Дж. Бернхем вводит тезис о двойной политической власти. С одной стороны, политиканы - это власть фиктивная, но терпимая в той мере, пока она немешает истинной власти технократов. Технократы предпочитают делать и решать, не объявляя ни о чем.
Идеологическая легитимность. Функционирование человеческого разума направлено на понимание действительности через представления. Сама действительность сковывает человека в его действиях. Идеологический уровень легитимации проявляется также в мире доверия масс знаниям, профессионализму управляющих. Невыполнимость обещании подрываетдоверие к власти, а значит, подрывает идеологическую легитимность. Лидеру и всей правящей элите многое прощается, если проводимая политика в целом соответствует менталитету народа.
Структурная легитимность характерна для устойчивых обществ. Люди признают власть потому, что она сформирована на основе существующих правил. Человек в своих моральных и социальных действиях должен быть подвержен естественным природным законам. На практике свобода и воля человека способны отходить от этих законов или противоречить им. Политики, как и рядовые граждане общества, способны осуществить «противоестественный» выбор. Из выделенных типов легитимности именно демократическая легитимность имеет тенденцию к распространению в мировом масштабе. Однако независимо от типа каждая политическая власть стремится к самосохранению. Для этого она должна быть эффективной.
Эти качества можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним качествамШабо относит:
- нравственное поведение, т. е. соответствие жизни личности публично пропагандируемым идеям;
- компетенцию, вводящую в дело те факторы, которые обозначены понятием технократической легитимности, т. е. владение политическим «ремеслом»;
- харизму,т.е. политический деятель должен пользоваться благоволением со стороны управляемых.
К внешним качествамправителей Шабо относит:
- способность обеспечить жизнь управляемых. Здесь в первую очередь речь идет о выживании какой-либо конкретной человеческой группы;
- способность представлять коллективную волю. Имеется ввиду способность при смещении ритуалов и символов определить народную волю;
- идею и политическую программу. Это способность обнадеживать, намечать цели, открывать перспективы, которая может быть обнаружена только в открытых обществах.
Для легитимности власти огромное значение имеет пропаганда ценностей, на которых основывается проводимая политика. В данном случае пропагандой является всякая информация, направленная на формирование убеждения. Правящая группа ограничивает информацию о своей деятельности и ее результатах. Ограничение информации сводится к блокированию тех источников, которые содержит нежелательную для распространения информацию.
Таким образом, предотвращается или уменьшается повод для волнения, сомнений в народных массах. В свою очередь народные массы привыкают к одной правительственной информации. В тоталитарных государствах активно используется монополия на информацию.
В политической легитимации большую роль играет качество политической элиты. Легитимность - непостоянная характеристика власти. Лишь постоянное воспроизводство легитимности делает власть прочной и надежной.