Вопрос №47: Правительство РФ: порядок формирования, состав, полномочия.
Исполнительную власть в РФ осуществляет правительство. Оно является федеральным органом власти общей компетенции, т.к. в процессе его деятельности воплощаются все функции государства. Правительство обеспечивает на практике исполнение КРФ, ФКЗ, ФЗ, нормативных указов президента.
Статус правительства определён в следующих источниках:
1. КРФ (ст.114)
2. ФКЗ «О правительстве» + другие ФЗ и нормативные указы президента.
Правительство – это коллегиальный орган. В его состав входят:
– председатель (премьер)
– его заместители (например, Жуков)
– федеральные министры
и они все вместе образуют кабинет министров.
*В нашем правительстве:
v председатель – Михаил Фрадков
v министр обороны – Сергей Иванов
v министр иностранных дел – Сергей Лавров
v министр здравоохранения и социального развития – Зурабов
v министр внутренних дел – Нургалиев
v министр по чрезвычайным ситуациям – Шойгу
v министр экономики и торговли - Греф
v министр образования и науки - Фурсенко
Председателя правительства назначает президент при согласии Гос. Думы. Предложение о его кандидатуре вносится в двухнедельный срок после вступления в должность президента, или в двухнедельный срок после отставки правительства, или в течение одной недели, если Гос. Дума отклонит предложенную президентом кандидатуру.
*Если отклонит три раза подряд, то президент распустит Гос. Думу и назначит выборы новой (ст.111).
Заместители и федеральные министры назначаются президентом по представлению председателя правительства (согласие Думы уже не требуется).
Лица, входящие в правительство, не могут заниматься никакой иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской, творческой + не могут занимать никаких должностей в разных общественных объединениях, в том числе и политических партиях.
Член правительства не может быть депутатом Гос. Думы или Совета Федерации.
Правительство действует 4 года, т.е. в пределах срока полномочий президента. Оно слагает свои полномочия перед новым президентом. Однако КРФ предусмотрела возможность досрочной отставки правительства:
1. правительство само подаёт в отставку и президент её принимает (хотя может и отклонить)
2. президент по собственной инициативе отправляет правительство в отставку (Ельцин – 5 раз)
3. Гос. Дума выражает правительству недоверие и президент в итоге объявляет об отставке правительства
4. председатель правительства ставит вопрос о доверии правительству перед Гос. Думой, а последняя отказывает правительству в доверии и на основании этого президент может принять решение об отставке правительства (но может вместо правительства распустить Гос. Думу) – ст.117.
В случае отставки, правительство будет продолжать выполнять свои функции до формирования нового правительства.
Наряду с коллективной отставкой правительства возможна и персональная отставка некоторых его министров (от должности их освобождает президент).
Рассмотрим взаимоотношения правительства с президентом и Гос. Думой:
a) с президентом:
Хотя по КРФ наш президент – глава государства, он осуществляет некоторые полномочия как руководитель исполнительной власти (ведь РФ ориентируется на смешанную форму правления):
– президент определяет основные направления внутренней и внешней политики, а правительство обязано эту политику реализовывать
– и президент, и правительство осуществляют контроль за исполнением КРФ, ФЗ, актов президента и правительства на всей территории РФ
– президент имеет право председательствовать на заседаниях правительства, может отменять распоряжения и постановления правительства, если они противоречат КРФ, ФЗ и указам президента.
b) с Гос. Думой:
КРФ предусматривает осуществление Гос. Думой парламентского контроля над правительством:
– Гос. Дума рассматривает вопрос о доверии ему
– вместе с Советом Федерации образуют Счётную палату, чтобы следить за исполнением федерального бюджета
– слушает отчёты правительства об исполнении федерального бюджета
– Гос. Дума назначает уполномоченного по правам человека, который контролирует правительство в сфере соблюдения прав и свобод граждан
– Гос. Дума осуществляет депутатские запросы, проводит депутатские расследования, в том числе и в отношении членов правительства.
Вывод: таким образом Гос. Дума воздействует на правительство, но имеется и обратная связь:
– Гос. Дума не имеет права принимать финансовые законопроекты без предварительного заключения правительства
– именно правительство разрабатывает федеральный гос. бюджет и представляет его Гос. Думе на утверждение.