Итоговый контроль учитывает результатырубежного контроля и проводится в форме устного собеседования
Т. Ф. КАПИТАН
ИСТОРИЯ ПЕЧАТИ ДОНА И СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ХХ ВЕКА
(учебно-методическое пособие)
Ростов-на-Дону
Капитан Т.Ф.
История печати Дона и Северного Кавказа ХХ века: Учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону, 2008. — 60 с.
Учебно-методическое пособие «История печати Дона и Северного Кавказа ХХ века» адресовано студентам 3 курса отделения журналистики. В рамках данного спецкурса рассматривается история региональной прессы в дооктябрьский и советский период, издательская деятельность и публицистика журналистов региона.
Печатается по решению кафедры истории журналистики факультета филологии и журналистики ЮФУ, протокол № 4 от 13 ноября 2008 г.
Содержание спецкурса
1.Введение …………………………………………………………………………..……4
2. Структура учебно-методического пособия………………………………………..5
3. Рабочая программа…………………………………………………………..……….6
4. Модуль 1. Дооктябрьский период в журналистике Дона и Северного Кавказа (1900-1917 гг.)…………….……………………………………………………………..…6
Тема 1. Формирование системы региональной журналистики в конце
XIX – начале ХХ вв. ……………………………………………………………….6
Тема 2. Региональная печать в период первой русской революции
1905-1907 гг.………………………………………………………………….……8
Тема 3. Печать региона между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907-1917 гг.)………………………………………………...…..13
Задания рубежного контроля к модулю 1……………………………………...18
Литература к модулю 1……………………………….………………………….19
Модуль 2. Печать Дона и Северного Кавказа советского периода
(1917-1930 гг.)………………………………………………………………………..…20
Тема 1. Журналистика региона в период установления советской власти… ..20
Тема 2. Печать Дона и Северного Кавказа в восстановительный период… …23
Тема 3. Кризис печати в регионе и пути его преодоления…………………… .25
Задания рубежного контроля к модулю 2………………………………….......30
Литература к модулю 2……………………………………………………….. ...31
6. Модуль 3. Издательская деятельность и публицистика журналистов региона…………………………………………………..32
Тема 1. Деятельность издательства Н. Парамонова «Донская речь»……..….32
Тема 2. Система ценностей в публицистике К. Хетагурова……………….….41
Тема 3. Публицистическая деятельность Я. Абрамова, А. Серафимовича,
К. Тренева…………………………………………………………………….….48
Задания рубежного контроля к модулю 3………………………………….…56
Литература к модулю 3………………………………………….……………...57
7. Темы курсовых и дипломных работ………………………………………59
8. Контрольные вопросы к курсу………………………………………….60
ВВЕДЕНИЕ
Неотъемлемой частью российской периодики является региональная печать, занимающая, в силу присущих ей отличительных черт, особое место в системе СМИ. Печать Дона и Северного Кавказа дооктябрьской поры, а также первых лет Советской власти составляет обширную и своеобразную часть общероссийской прессы. Научное осмысление ее опыта и истории представляет большой интерес не только в теоретическом, но и в практическом плане.
Цель дисциплины – изучить формирование, становление и развитие местной и национальной печати Дона и Северного Кавказа в дооктябрьский и советский периоды. Познакомить с творчеством журналистов, издателей, общественных деятелей.
Спецкурс «История печати Дона и Северного Кавказа ХХ века» предусматривает реализацию следующих задач:
1. Проследить закономерности развития прессы Дона и Северного Кавказа.
2. Выявить особенности формирования местной и национальной печати.
3. Изучить общественно-политические направления изданий региона.
4. Рассмотреть тематику и проблематику газет изучаемого периода.
5. Проанализировать мастерство публицистов Дона и Северного Кавказа в периодической печати.
Принципы отбора, содержания и организации учебного материала.Содержание спецкурса реализуется в лекциях и практических занятиях. Лекции посвящены наиболее важным теоретическим вопросам и актуальным проблемам. Семинарские и практические занятия призваны закрепить знания, полученные на лекциях, и дать студентам возможность самостоятельно изучения и обобщения вопросов истории местной периодики. В целях повышения эффективности самостоятельной работы студентов проводятся консультации.
Текущая аттестация качества знаний.Проверка качества усвоения знаний осуществляется на семинарских и практических занятиях. Периодически студентам даются самостоятельные и контрольные работы, а также предлагаются доклады (реферативные сообщения) по темам, связанным с историей региональной журналистики. Результаты проверяются посредством выполнения заданий рубежного контроля, которые включают вопросы для самопроверки, и проектных заданий.
Итоговый контроль учитывает результатырубежного контроля и проводится в форме устного собеседования.
Форма отчётности – зачёт.
Практическая значимость работы. Учебно-методическое пособие может быть использовано как для самостоятельной работы студентов, так и для аудиторной под руководством преподавателя.