С нарушениями письменной речи и оцениванию их работ по русскому языку»
С нарушениями письменной речи и оцениванию их работ по русскому языку»
Раздел 1
Методические подходы в комплексной работе с детьми,
Снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам и контрольных работ по русскому языку.
Основные рекомендации учителю в добукварный и букварный период предусматривают:
- развитие двигательных ощущений и осознанность выполнения графических движений руки;
- формирование зрительно-двигательного образа буквы;
- формирование пространственного восприятия, зрительной памяти;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
- формирование фонетико-фонематического слуха с обязательным проговариванием вслух при письме;
Начало формы
Конец формы
- исключение безотрывного письма, формирование графического образа буквы по элементам;
- использование визуального, аудиального, кинестетического каналов восприятия при обучении
Освобождение обучающихся от контрольных срезов по выполнению норм техники чтения.
Раздел 2
Критерии (нормы) оценок письменных работ по русскому языку в 1-9 классах VII, V вида и для обучающихся общеобразовательных школ с индивидуальным подходом по русскому языку
Начальная школа
класс | Объем контрольного диктанта и списывания на конец года | Объем словарного диктанта |
7-8 | ||
8-10 | ||
10-12 | ||
12-15 |
Тексты для изложения и сочинения увеличиваются на 15-20 слов. Сочинения и изложения носят обучающий характер.
Выставление оценок за контрольный диктант:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором допущено два исправления или две негрубые ошибки; работа написана аккуратно
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических, 3 пунктуационных и 3 логопедических ошибок; работа выполнена аккуратно, но допущены исправления
Оценка «3»ставится за диктант, если в нем допущено 3-5 орфографических, 4 пунктуационных и 4 логопедических ошибки или 7 орфографических и 4 логопедических ошибки; допущены исправления
Оценка «2»ставится за диктант, в котором более 8 орфографических, 8 логопедических ошибок, допущены исправления
Негрубые ошибки:
- исключение из правил;
- повторение одной и той же буквы;
- недописанное слово;
- перенос слов;
- единичный пропуск буквы на конце слова;
- дважды написанное одно и то же слово в предложении
3 негрубые ошибки + 1 ошибка
Однотипные ошибки:
Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за
отдельную ошибку.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «ножи» дважды написано
в конце «ы»). Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за
ошибку.
За ошибку в диктанте не считаются:
- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в
предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с
обучающимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию
слово на доске);
- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения написано с заглавной буквы;
- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Оценка за грамматические знания:
«5» - все верно;
«4» - не менее ¾ верно;
«3» - не менее ½ верно;
«2» - не выполнено больше половины задания.
Оценка за словарный диктант (оценивается строже контрольного диктанта):
«5» - нет ошибок;
«4» - 1-2 ошибки или 1 исправление (1-ый класс);
1 ошибка или 1 исправление (2-4-е классы);
«3» - 3 ошибки и 1 исправление (1-ый класс);
2 ошибки и 1 исправление (2-4-е классы);
«2» - 4 ошибки (1-ый класс);
3 ошибки (2-4-е классы).
Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.
Оценка дополнительного задания к диктанту.
Показатели для оценки дополнительного задания к диктанту
Оценка | «5» | «4» | «3» | «2» |
Уровень выполнения задания | Все задания выполнены верно | Правильно выполнены не менее ¾ всех заданий | Правильно выполнено не менее ½ заданий | Не выполнено более половины заданий |
Требования к объему сочинений и изложений
Примерный объем текста | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Подробное изложение (количество слов) | 100-130 | 130-170 | 170-220 | 220-300 | 300-350 |
Классное сочинение (количество страниц) | 0,5 - 1 | 1 – 1,5 | 1,5 - 2 | 2 - 3 | 3 - 4 |
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление; вторая – за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по русскому языку.
Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые в свою очередь делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
· употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
· неразличение (смещение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень;, учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
· нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
· употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
· пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов ( например, характерная черта характера; приближался все ближе и ближе.
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:
· неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кати было два парня: Левин и Вронский;
· неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи (например, рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей);
· смешение лексики разных исторических эпох;
· употребление штампов;
· речевые ошибки в построении текста.
Речевые ошибки в построении текста:
· бедность и однообразие синтаксических конструкций;
· нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм ( например, когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед);
· стилистически неоправданное построение слов;
· неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи ( например, Иванов закинул удочку и она клюнула);
· неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки
Грамматические ошибки – это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок:
· словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т. п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические;
· морфологические, связанные с ненормативным образованием форм, слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичаны; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок, ложит и т. д.).
· синтаксические
а) ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении ( например, браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б) ошибки в структуре простого предложения:
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например, солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны)
- нарушение границы предложения ( например, Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке);
- разрушение ряда однородных членов ( например, настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн);
- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами ( например, причалившая лодка к берегу. На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени);
- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего ( например, Кусты, они покрывали берег реки);
- пропуски необходимых слов, (например, Владик прибил доску и побежал в волейбол.
в) Ошибки в структуре сложного предложения:
- смешение сочинительной связи ( например, Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами);
- отрыв придаточного от определяемого слова ( например, Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе);
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки ( например, терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная).
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании « браконьерам, промышляющих в лесах» не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании «умчался в синею даль» ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.
с нарушениями письменной речи и оцениванию их работ по русскому языку»
Раздел 1