Отклоняющееся и противоправное поведение
Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. В качестве нежелательных почти в равной степени оказывались гении и злодеи, очень ленивые и сверхтрудолюбивые, нищие и богатые. Резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.
Социологи называют отклоняющеесяповедение девиант-ным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. В некоторых обществах малейшие отступления от традиций, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манера поведения. Так поступали правители Древней Спарты в V веке до н.э. и советские партийные органы в XX веке. В 60—70-е годы в школе учителя боролись с «длинноволосыми», насаждая школьную униформу на манер военной, отчитывали на родительских собраниях тех, кто «неправильно» себя вел.
Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказывалась нерезультативной: через какое-то время отклонения возрождаются, и веще более яркой форме.
В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а
в хорошую — одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некоторой плоскости. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, непатриоты, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, бродяги. На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники, музыканты, политические лидеры, миссионеры, передовики труда, здоровые и красивые люди.
Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10— 15% общей численности населения. Напротив, 70% населения страны составляют «твердые середняки» — люди снесущественными отклонениями.
Хотя значительная часть людей ведет себя в согласии с законами, таких людей нельзя считать абсолютно законопослушными, т.е. социальными конформистами. Так, при опросе жителей Нью-Йорка 99% признались в том, что они совершили один и более незаконных поступков, например скрыто воровали в магазине, обманывали налогового инспектора или постового, не говоря уже о более невинных шалостях — опоздании на работу, переходе улицы или курении в неположенных местах. Полную картину девиантного поведения вконкретном обществе составить весьма трудно, поскольку полицейская статистика регистрирует незначительную часть происшествий.
Итак, всякое поведение, которое вызываетнеодобрение общественного мнения, называетсядевиантным. Оно охватывает широкий круг явлений — от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант — любой человек, сбившийся с путиили отклонившийся от нормы.При такой постановке следует говорить о формах и размерах отклонения. К видам, или формам, девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство.
В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются отклонения, которые невлекут за собой уголовного наказания, иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправныхпоступков, или преступлений, получила в социологии особое название — делинквентное(буквально преступное) поведение. Оба значения — широкое и узкое — одинаково употребляются в социологии.
Одним из важных институтов социального контроля, призванным бороться с отклонениями, выступает общественное мнение — совокупность представлений, оценоки суждений здравогосмысла, разделяемых большинством населениялибо его частью.Оно есть в производственном коллективе, небольшом поселке, у социального класса, этнической группы и общества в целом. Воздействие общественного мнения, пожалуй, самое сильное. После Второй мировой войны вошло в моду курение. Курить в квартире или в офисе считалось обычным делом. Но в 1957 году медики доказали, что оно губительно воздействует на организм. Общественное мнение резко изменилось: в средствах массовой информации развернулась широкая кампания за здоровый образ жизни. Сегодня курильщики стали объектом всеобщего осуждения. Нездоровое пристрастие может повлиять на социальный статус и престиж, например, в США курильщиков не принимают на некоторые работы. С ними борются всем обществом.
Социология пристально изучает общественное мнение. Его исследуют двумя способами: либо опрашивают обычных граждан, а затем обобщают статистические данные, либо опрашивают самых активных, лидеров общественного мнения.
Нарушения социальных норм могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосознаваемыми. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к де-линквентному(преступному) поведению.Алкоголизм и наркомания — типичный вид девиантного поведения. Алкоголик и наркоман — не только больной человек, но и девиант, он не способен нормально выполнять социальные роли. Самоубийство, т.е. свободное и намеренное прекращение своей жизни, — девиация. Но убийство другого человека — преступление.
К преступлениям относятся мошенничество, хищения, изготовление фальшивых документов, взятки, промышленный шпионаж, вандализм, воровство, взлом, автокражи, поджоги, проституция и другие разновидности противоправных действий.
Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны. Уличное ограбление представителями социальных низов может, с их точки зрения, считаться нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма — юридический закон, квалифицирующий ограбление в качестве преступления.
Районы города, где чаще других происходят преступления, называют криминогенными, а категории населения, более других склонные совершать девиантные или делинквент-ные поступки, — группами риска. К ним относится, в частности, молодежь. Источником такой склонности служит расхождение между степенью биологической и социальной зрелости, между требованиями, предъявляемыми подростком к самому себе, и требованиями, предъявляемыми к нему обществом. В силу физиологических особенностей формирующегося организма подросток отличается повышенной активностью, но вследствие недостаточной социальной зрелости он, как правило, еще не готов к самоконтролю. Он не умеет прогнозировать все последствия своих поступков, неправильно понимает свободу и независимость личности. Социологи установили, что человек тем больше усваивает образцы отклоняющегося, девиантного поведения, чем чаще с ними сталкивается и чем моложе его возраст.
Понятия:девиантное поведение, делинквентное поведение, группа риска.
Вопросы и задания
1. В чем заключается разница между девиантным и де-линквентным поведением? Приходилось ли вам сталкиваться с ними?
Глава 4 (10). Культура и духовная жизнь |
2. Проанализируйте поведение окружающих вас людей в быту и отметьте поступки, которые считаете девиантными.
3. Что такое подростковая преступность? Чем она отличается от организованной преступности?
*4. Установите периоды в истории России, когда был особенно сильно развит внешний контроль и особенно слабо — внутренний. Опишите последствия внешней диктатуры, ее методы и формы: какое влияние они оказывали на деви-антное и делинквентное поведение.
*5. Иногда можно слышать такое суждение: России нужна «сильная рука» для того, чтобы покончить с преступностью. Что вы думаете по этому поводу?
■ Проблема.Существуют ли различные точки зрения о том, почему некоторые люди становятся преступниками и преступают законы. Сформулируйте свое мнение об этом.
Практикум.Ученые выяснили: между противоправным поведением и Я-концепцией существует тесная связь. Самооценка подростков-правонарушителей ниже, чем у подростков, не нарушающих законы. Противоправное поведение, возможно, является способом компенсации неадекватной Я-концепции юных правонарушителей. Одно из объяснений заключается в том, что, обладая низкой самооценкой, они следуют девиантным моделям поведения, чтобы уменьшить чувство неприятия самого себя. Когда поведение таких подростков соответствует низкому мнению о самих себе, чувство самоуничижения уменьшается. Желая восстановить самоуважение, они присоединяются к девиантным группам, где получают одобрение, в котором им отказывает остальная часть общества.
Вы познакомились только с одной точкой зрения. Но существуют и другие подходы. Один из них придется дать вам. При этом необязательно заглядывать в специальную литературу. Просто используйте свой жизненный опыт, людей из своего окружения. Наверняка вам попадались люди с отклоняющимся поведением. Как вы думаете, почему они себя так вели и чем мотивировали свои действия?
Этическая основа культуры
Духовная сфера общества охватывает все области человеческой деятельности — от постройки дворцов и храмов до создания научных теорий и отправления религиозных ритуалов. Основой духовной сферы общества считается культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание). Под культурой надо понимать исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура). В более узком смысле культура означает сферу духовной жизни людей.
Она включает предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведе-ния искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).
Стержнем культуры выступают ценности. Этот подход к определению культуры предлагают философы, он предпола-
Кравченко, Певцова
гает проникновение (с помощью мышления, понимания) в сущность явлений культуры.
ЦЕННОСТЬ— положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.
Критерии и способы оценки этой значимости выражены в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности.
В широком смысле слова ценностями называются обобщенные, устойчивые представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе, т.е. о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества). Нравственные ценности обязательны. И не просто обязательны, но обязательны безусловно. Это значит, что им необходимо следовать не при каких-то условиях, а всегда. Ими надо руководствоваться в ртношениях со всеми людьми, а не только с ограниченным кругом родственников, друзей, коллег, соотечественников.
Их можно также понимать как социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Если обобщить все многообразие конкретных проявлений, видов, типов и форм ценностей, свести их к немногим главным, то придется выделить семь фундаментальных ценностей, важных для всех людей и для всех сфер общества. Это Истина, Красота, Добро, Польза, Господство, Справедливость, Свобода.
Мы выделили четыре основные сферы общества и семь фундаментальных ценностей. Между ними возникает соответствие. Основой экономической сферы является Польза. Неважно, в каких частных терминах она выражается: прибыль, выгода и т.д.
В социальной сфере главное — Справедливость.
Равенство, братство, коллективизм, дружба, обмен, сотрудничество основаны на справедливости. Она — их высший лейтмотив и смысл.
Политическая сфера строится вокруг другой фундаментальной ценности — Господства.Борьба за власть, лидерство, доминирование, подавление, карьера, конкуренция — все они своим лейтмотивом имеют одно — господство. Формы проявления разные, а суть одна.
Духовная сфера — самая разнородная изо всех четырех. Сюда входят образование, наука, культура и религия. Ониопираются сразу на три ценности — Истину, Красотуи Добро.Религия строится вокруг добра, наука — вокруг истины, культура и искусство — вокруг красоты. Образование находится на пересечении добра иистины.
Особняком стоит еще одна ценность — Свобода.Она нужна всем людям и во всех четырех сферах. В экономической — предпринимателям для построения успешного бизнеса. Ограничительные законы и постановления никакой пользы (выгоды) им не дадут. Нужна свобода вероисповедания и в религии. Не меньше свобода творчества ценится в науке, образовании и искусстве. Свобода нужна политикам, в частных делах рядовых граждан. Таким образом, свобода — общее для всех достояние, общая для всех ценность.
Разумеется, сказанное представляет весьма схематичную и одностороннюю картину мира. В жизни все гораздо слож-
нее. Скажем, ученый создает не только истинную, но и полезную теорию, а художник старается красотой своих произведений принести еще и добро людям. Один человек стремится не к одной, а к нескольким ценностям. Отдельная сфера общества не может строиться на одной-единственной ценности.
Существуют исключающие друг друга ценности. Их нетрудно обнаружить, если построить соответствующую таблицу пересечений.
Некоторые, казалось бы, разные ценностимогут соседствовать, вступать в союз. Так, стремление к выгоде может уживаться с господством. Союз крупных политиков и крупных бизнесменов дает эффективный результат. Власть покупают за большие деньги, а неограниченная власть сулит огромные барыши. Но мало кто из политиков остается до конца жизни честным (истина) и добропорядочным (добро).
Фундаментальные ценности,подобно фундаментальным институтам, служат опорой человеческого общества.
Теперь перейдем к разговору о том, что такое мораль, нравственность и этика. Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («это»). Древнегреческий философ Аристотель понимал под этическими добродетелями такие свойства характера, которые выражают его душевные качества, а именно умеренность, мужество, щедрость. Для точного перевода аристотелевского понятия «этический» с греческого языка на латинский знаменитый древнеримский оратор и политический деятель Цицерон употребил термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» (mores — мн. число) — латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. В IV веке н.э. в латинском языке появляется термин «moralitas» («мораль»),являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».Оба этих слова вошли в европейские языки.
В русском языке им соответствует понятие «нравственность».Со временем под этикой стали понимать особую отрасль знания, а под моралью (нравственностью) — изучаемый ею предмет. Иногда под нравственностью понимают высокие идеалы, а под моралью — приземленные нормы поведения. Однако чаще слова «этика», «мораль» и«нравственность» употребляются как взаимозаменяемые.
Мораль иногда понимают, с одной стороны, как синоним культуры, с другой — как еще одно обозначение духовной сферы. Ни тот ни другой взгляд нельзя считать правильным. Мораль — только одна из сторон духовной жизни. Не всякие культурные нормы духовны, и не все они сводятся только к морали. В общественной жизни существует множество норм, с духовной жизнью не связанных, например гигиена, гимнастика, этикет, зарабатывание денег и т.д. Отсюда следует, что понятие «культура» шире понятия «духовность», которую правильнее относить к высшим проявлениям культуры, но не ко всем.
Воспитание в человеке моральных норм считают началом его духовности. Оба понятия — «мораль» и «духовность» — тесно связаны между собой. Духовность понимается как обращенность человека к высшим ценностям — к идеалу, как сознательное стремление человека усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу, одухотвориться.
К основным признакам морали относят:
Всеобщность нравственных требований (т.е. требования морали обращены ко всем людям, молодым и старым, мужчинам и женщинам, богатым и бедным, католикам и православным ит.д.).
Добровольность выполнения требований (в отличие от права, где выполнение норм носит обязательный характер, в морали соблюдение требований поддерживается только сознательностью людей и авторитетом общественного мнения).
Ценности различаются по содержанию: наслаждение, польза, слава, власть, безопасность, красота, истина, добро, счастье и т.д. Ценности различаются по знаку — на положительные иотрицательные: наслаждение — страдание, польза — вред, слава — позор, власть — подчинение, безопас-нооть — опасность, красота — безобразие, истина — ложь, добро — зло, счастье — несчастье и т.д. Одни ценности принято относить к практическим, другие — к духовным.
Понятия:культура, ценность, мораль, этика, нравственность.
Вопросы и задания
1. Какие фундаментальные ценности вам известны? К каким сферам общества они относятся?
2. Назовите основные признаки морали и дайте им краткую характеристику.
*3. Многие виды животных (львы, ядовитые змеи), а также осы, пчелы вооружены столь основательно, что драка между ними привела бы к гибели по крайней мере одной особи. Поэтому у них природа выработала запрет на применение оружия во внутривидовых «разборках» — споры разрешаются на турнирах. Более 50 лет назад австрийский зоолог, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц назвал это естественной моралью.
Проанализировав поведение многих видов, он пришел к выводу, что сила моральных запретов прямо пропорциональна силе оружия. Человек и его предки были слабо вооружены от природы — даже кусаться толком не могли. Поэтому естественная мораль у человека была изначально слаба. Но в процессе исторического развития человек стал самым вооруженным видом на Земле. Можно ли, на ваш взгляд, общественную мораль назвать искусственной? Чем она отличается от естественной? Как вы понимаете выражение о том, что «сила моральных запретов прямо пропорциональна силе оружия»?
*4. Чем различаются два моральных поступка: «попустительство злу» и «потворство злу»?
*5. Старинная китайская притча рассказывает о юноше, который обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики, с тем чтобы наставить на путь истины. «— Умеешь ли ты лгать? — спросил мудрец. — Конечно, нет! — ответил юноша. — А воровать? — Нет. — А убивать? — Нет...
— Так иди, — воскликнул учитель, — и познай все это. А познав, не делай!» Как бы вы прокомментировали притчу с позиций этики?
*6. Как вы прокомментируете выражение известного французского философа-экзистенциалиста Ж.П. Сартра (1944): «Никогда мы не были так свободны, как в период оккупации»? В 1942 году в блокадном Ленинграде Ольга Берггольц
писала: «В грязи, во мраке, в голоде, в печали, / Где смерть, как тень, тащилась по пятам, / Такими мы счастливыми бывали, такой свободой бурною дышали, / Что внуки позавидовали б нам». Каким образом связаны два высказывания?
■ Проблема.Является ли свобода «осознанной необходимостью»?
§ 13(§ 34). Нравственные чувства и моральное поведение
Нравственность начинается с умения контролировать свои душевные порывы. Не все душевные порывы человеку надлежит усмирять. Если он в порыве чувств бросается спасать ребенка из огня, жертвует собой, делится с неимущим последней крошкой, то подобные желания, даже если они противоречат его рассудочной выгоде и самосохранению, обществом всегда приветствовались. Почему разум в подобных ситуациях молчит и допускает порывы чувств, угрожающих жизни человека? Видимо, потому, что эти порывы давно уже оправданы индивидом, глубоко укоренились в нем, стали частью его мировоззрения. Он идет на это с полным осознанием последствий и риска. Напротив, слепые страсти, поднимающиеся из глубин подсознания, порывы, за которые человеку, быть может, придется краснеть, не поддерживаются разумом, противоречат его мировоззрению, но от этого не теряют своей силы. Мало кто захочет прослыть рабом своих низменных страстей. Когда о нас отзываются как о человеке слова, господине своих страстей, мы получаем дополнительный заряд эмоций и укрепляемся в правильности своих убеждений.
Мораль ближе расположена к умеренности и аскетичнос-ти, к тому полюсу нашего духовного мира, где всегда располагаемся мудрость — особо чтимая людьми добродетель. Подавлять в себе страх и чревоугодие, нравственную разнузданность и алчность всегда было почетно и мудро одновременно. Но подавлять в себе богатство эмоциональной жизни считается моральным пороком. Когда мы переживаем с литературными или экранными героями, когда испытываем глубокое чувство влюбленности или искренне сопереживаем
ближнему, наши чувства являются просветленными. Они очищают и возвышают душу. Греки называли подобное состояние катарсисом (очищением).
Мораль является сугубо человеческим качеством. Она не свойственна животным, ибо они лишены разума, хотя не лишены эмоций и чувств. Она присуща только человеку. Мораль удерживает в гармонии два противоположных начала — темное и светлое, низменное и возвышенное, разумное и чувственное.
Разумное или, точнее сказать, рассудочное начало в человеке не всегда со знаком плюс. Убийца хладнокровно намечает свою жертву и осуществляет коварный замысел. Совершенно рассудочно иногда делают служебную карьеру, не брезгуя сомнительными средствами. Значит, и разум и чувства одинаково могут быть плохими и хорошими, нравственными и безнравственными. Благодаря исследованиям специалистов по этике мы сегодня знаем, что скрывалось раньше под покровом неведомого.
Разумное поведение только тогда является нравственным, когда оно руководствуется искренними чувствами. И наоборот. Чувственное поведение только тогда превращается в нравственное, когда им руководит разум.
Чувстваи разумне могут жить врозь. Когда они действуют поодиночке, очень велика опасность скатиться в пропасть аморальности. Между ними должен быть крепкий союз.
Всегда считалось, что мужчина воплощает разумное, а женщина — эмоциональное начало. Когда они разъединены, заложенные в них качества доходят до крайнего предела, и только их союз порождает гармонию и нравственность. Но основана она не на стремлении подавить противоположный пол с его свойствами, а на взаимном уважении. Контроль друг над другом происходит незаметно, косвенно, его даже контролем назвать нельзя.
Нравственность формируется только изнутри — через самоконтроль и только добровольно. Принуждением нельзя добиться возвышенных чувств и правильных поступков. Человека надо мотивировать к тому, чтобы он совершил их по собственной воле.
В сфере морали нет или почти нет таких категорий, как «много», «мало», «совсем», «чуть-чуть». Там, как в черно-белом кино, присутствуют два полюса: или ты крадешь (неважно сколько), или воздерживаешься, т.е. усмиряешь свою алчность. Поэтому и говорят: стоит один раз переступить нравственный принцип, как дальше покатишься под откос. Переступить черту означает сделать нравственный надлом в своей личности.
Психологи давно заметили, что человек до совершения проступка (преступления) — один, а после — совершенно другой. Способность не переступить роковую черту свойственна, на самом деле, очень многим людям. Считается, что большинство населения в любой стране — люди в сущности своей не только добрые, но и нравственные. Но дело в том, что для истинно нравственного индивида черты вообще не существует. Он к ней даже не приближается. Она как бы за пределами его образа жизни.
Моральное поведение напоминает блуждание по бесконечному лабиринту, где на каждом шагу приходится вступать то в компромисс с самим собой, то натыкаться на парадоксы и противоречия, которые человек не всегда в состоянии решить. Взять хотя бы правило двойной морали: от других мы требуем большего, чем от самих себя, и себе мы
позволяем такое, чего не прощаем окружающим. Но если моральные законы абсолютны, то как они могут быть разными для себя и для других?
Нравственная личность поступает иначе: к себе она предъявляет более высокие требования, чем к другим. Такой человек многое прощает окружающим, но не прощает себе. И делает то и другое не только по истинному убеждению, но и по зову сердца. Но есть люди, которые относятся к другим с такой же строгостью, как и к себе. Они даже наслаждаются своей особой принципиальностью. Когда их спрашивают, почему они так суровы с другими, они отвечают: потому что мы строги к себе. И добавляют: строги, но справедливы.