Отклоняющееся и противоправное поведение

Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. В качестве нежелательных почти в равной степени оказывались гении и злодеи, очень ле­нивые и сверхтрудолюбивые, нищие и богатые. Резкие откло­нения от средней нормы как в положительную, так и в отри­цательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

Социологи называют отклоняющеесяповедение девиант-ным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не со­ответствующие писаным или неписаным нормам. В некото­рых обществах малейшие отступления от традиций, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все на­ходилось под контролем: длина волос, форма одежды, манера поведения. Так поступали правители Древней Спарты в V веке до н.э. и советские партийные органы в XX веке. В 60—70-е го­ды в школе учителя боролись с «длинноволосыми», насаждая школьную униформу на манер военной, отчитывали на роди­тельских собраниях тех, кто «неправильно» себя вел.

Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с раз­нообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказыва­лась нерезультативной: через какое-то время отклонения воз­рождаются, и веще более яркой форме.

В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а

в хорошую — одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некоторой плоскости. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, не­патриоты, политические эмигранты, предатели, атеисты, пре­ступники, вандалы, циники, бродяги. На другом полюсе распо­ложится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, уче­ные, писатели, художники, музыканты, политические лидеры, миссионеры, передовики труда, здоровые и красивые люди.

Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных ус­ловиях на каждую из этих групп придется примерно по 10— 15% общей численности населения. Напротив, 70% населе­ния страны составляют «твердые середняки» — люди снесущественными отклонениями.

Хотя значительная часть людей ведет себя в согласии с законами, таких людей нельзя считать абсолютно законо­послушными, т.е. социальными конформистами. Так, при опросе жителей Нью-Йорка 99% признались в том, что они совершили один и более незаконных поступков, например скрыто воровали в магазине, обманывали налогового инспекто­ра или постового, не говоря уже о более невинных шалостях — опоздании на работу, переходе улицы или курении в неполо­женных местах. Полную картину девиантного поведения вконкретном обществе составить весьма трудно, поскольку по­лицейская статистика регистрирует незначительную часть происшествий.

Итак, всякое поведение, которое вызываетнеодобрение общественного мнения, называетсядевиантным. Оно ох­ватывает широкий круг явлений — от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант — любой человек, сбившийся с путиили отклонившийся от нормы.При такой постановке следует говорить о формах и размерах отклонения. К видам, или формам, девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство.





В узком понимании под девиантным поведением подра­зумеваются отклонения, которые невлекут за собой уго­ловного наказания, иначе говоря, не являются противоправ­ными. Совокупность противоправныхпоступков, или преступлений, получила в социологии особое название — делинквентное(буквально преступное) поведение. Оба значения — широкое и узкое — одинаково употребляются в социологии.

Одним из важных институтов социального контроля, при­званным бороться с отклонениями, выступает общественное мнение — совокупность представлений, оценоки сужде­ний здравогосмысла, разделяемых большинством населе­ниялибо его частью.Оно есть в производственном коллекти­ве, небольшом поселке, у социального класса, этнической группы и общества в целом. Воздействие общественного мне­ния, пожалуй, самое сильное. После Второй мировой войны вошло в моду курение. Курить в квартире или в офисе счита­лось обычным делом. Но в 1957 году медики доказали, что оно губительно воздействует на организм. Общественное мне­ние резко изменилось: в средствах массовой информации раз­вернулась широкая кампания за здоровый образ жизни. Се­годня курильщики стали объектом всеобщего осуждения. Нездоровое пристрастие может повлиять на социальный ста­тус и престиж, например, в США курильщиков не принима­ют на некоторые работы. С ними борются всем обществом.

Социология пристально изучает общественное мнение. Его исследуют двумя способами: либо опрашивают обычных граждан, а затем обобщают статистические данные, либо оп­рашивают самых активных, лидеров общественного мнения.

Нарушения социальных норм могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосознаваемыми. Все серь­езные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к де-линквентному(преступному) поведению.Алкоголизм и нар­комания — типичный вид девиантного поведения. Алкоголик и наркоман — не только больной человек, но и девиант, он не спо­собен нормально выполнять социальные роли. Самоубийство, т.е. свободное и намеренное прекращение своей жизни, — деви­ация. Но убийство другого человека — преступление.

К преступлениям относятся мошенничество, хищения, изготовление фальшивых документов, взятки, промышлен­ный шпионаж, вандализм, воровство, взлом, автокражи, поджоги, проституция и другие разновидности противоправ­ных действий.

Девиантное поведение относительно, ибо имеет отноше­ние только к культурным нормам данной группы. Но делинк­вентное поведение абсолютно по отношению к законам стра­ны. Уличное ограбление представителями социальных низов может, с их точки зрения, считаться нормальным видом зара­ботка или способом установления социальной справедливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма — юридический закон, квалифицирующий ограбление в качестве преступления.

Районы города, где чаще других происходят преступле­ния, называют криминогенными, а категории населения, бо­лее других склонные совершать девиантные или делинквент-ные поступки, — группами риска. К ним относится, в частности, молодежь. Источником такой склонности служит расхождение между степенью биологической и социальной зрелости, между требованиями, предъявляемыми подростком к самому себе, и требованиями, предъявляемыми к нему об­ществом. В силу физиологических особенностей формирую­щегося организма подросток отличается повышенной актив­ностью, но вследствие недостаточной социальной зрелости он, как правило, еще не готов к самоконтролю. Он не умеет про­гнозировать все последствия своих поступков, неправильно понимает свободу и независимость личности. Социологи уста­новили, что человек тем больше усваивает образцы отклоняю­щегося, девиантного поведения, чем чаще с ними сталкивается и чем моложе его возраст.

Понятия:девиантное поведение, делинквентное поведе­ние, группа риска.

Вопросы и задания

1. В чем заключается разница между девиантным и де-линквентным поведением? Приходилось ли вам сталки­ваться с ними?






Глава 4 (10). Культура и духовная жизнь

2. Проанализируйте поведение окружающих вас людей в быту и отметьте поступки, которые считаете девиантными.

3. Что такое подростковая преступность? Чем она отлича­ется от организованной преступности?

*4. Установите периоды в истории России, когда был особен­но сильно развит внешний контроль и особенно слабо — внутренний. Опишите последствия внешней диктатуры, ее методы и формы: какое влияние они оказывали на деви-антное и делинквентное поведение.

*5. Иногда можно слышать такое суждение: России нужна «сильная рука» для того, чтобы покончить с преступно­стью. Что вы думаете по этому поводу?

■ Проблема.Существуют ли различные точки зрения о том, почему некоторые люди становятся преступниками и пре­ступают законы. Сформулируйте свое мнение об этом.

Практикум.Ученые выяснили: между противоправным поведением и Я-концепцией существует тесная связь. Са­мооценка подростков-правонарушителей ниже, чем у под­ростков, не нарушающих законы. Противоправное пове­дение, возможно, является способом компенсации неадекватной Я-концепции юных правонарушителей. Од­но из объяснений заключается в том, что, обладая низкой самооценкой, они следуют девиантным моделям поведе­ния, чтобы уменьшить чувство неприятия самого себя. Ко­гда поведение таких подростков соответствует низкому мнению о самих себе, чувство самоуничижения уменьша­ется. Желая восстановить самоуважение, они присоединя­ются к девиантным группам, где получают одобрение, в котором им отказывает остальная часть общества.

Вы познакомились только с одной точкой зрения. Но существуют и другие подходы. Один из них придется дать вам. При этом необязательно заглядывать в специальную литературу. Просто используйте свой жизненный опыт, людей из своего окружения. Наверняка вам попадались люди с отклоняющимся поведением. Как вы думаете, поче­му они себя так вели и чем мотивировали свои действия?

Этическая основа культуры

Духовная сфера общества охватывает все области человечес­кой деятельности — от постройки дворцов и храмов до созда­ния научных теорий и отправления религиозных ритуалов. Основой духовной сферы общества считается культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание). Под культурой надо понимать исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных цен­ностях. Понятие «культура» употребляется для характерис­тики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культу­ра труда, политическая культура, художественная культура). В более узком смысле культура означает сферу духовной жиз­ни людей.

Она включает предметные результаты деятельности лю­дей (машины, сооружения, результаты познания, произведе-ния искусства, нормы морали и права и т. д.), а также челове­ческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственно­го и эстетического развития, мировоззрение, способы и фор­мы общения людей).

Стержнем культуры выступают ценности. Этот подход к определению культуры предлагают философы, он предпола-



Кравченко, Певцова



гает проникновение (с помощью мышления, понимания) в сущность явлений культуры.

ЦЕННОСТЬ— положительная или отрицательная значи­мость объектов окружающего мира для человека, соци­альной группы, общества в целом.

Критерии и способы оценки этой значимости выражены в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, це­лях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности.

В широком смысле слова ценностями называются обобщенные, устойчивые представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе, т.е. о том, что отвечает ка­ким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества). Нравствен­ные ценности обязательны. И не просто обязательны, но обяза­тельны безусловно. Это значит, что им необходимо следовать не при каких-то условиях, а всегда. Ими надо руководство­ваться в ртношениях со всеми людьми, а не только с ограни­ченным кругом родственников, друзей, коллег, соотечест­венников.

Их можно также понимать как социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Если обоб­щить все многообразие конкретных проявлений, видов, ти­пов и форм ценностей, свести их к немногим главным, то придется выделить семь фундаментальных ценностей, важ­ных для всех людей и для всех сфер общества. Это Истина, Красота, Добро, Польза, Господство, Справедливость, Свобода.

Мы выделили четыре основные сферы общества и семь фундаментальных ценностей. Между ними возникает соот­ветствие. Основой экономической сферы является Польза. Неважно, в каких частных терминах она выражается: при­быль, выгода и т.д.

В социальной сфере главное — Справедливость.

Равенство, братство, коллективизм, дружба, обмен, со­трудничество основаны на справедливости. Она — их высший лейтмотив и смысл.

Политическая сфера строится вокруг другой фундамен­тальной ценности — Господства.Борьба за власть, лидерство, доминирование, подавление, карьера, конкуренция — все они своим лейтмотивом имеют одно — господство. Формы проявления разные, а суть одна.

Духовная сфера — самая разнородная изо всех четырех. Сюда входят образование, наука, культура и религия. Ониопираются сразу на три ценности — Истину, Красотуи Доб­ро.Религия строится вокруг добра, наука — вокруг истины, культура и искусство — вокруг красоты. Образование нахо­дится на пересечении добра иистины.

Особняком стоит еще одна ценность — Свобода.Она нужна всем людям и во всех четырех сферах. В экономической — пред­принимателям для построения успешного бизнеса. Ограничи­тельные законы и постановления никакой пользы (выгоды) им не дадут. Нужна свобода вероисповедания и в религии. Не меньше свобода творчества ценится в науке, образовании и искусстве. Свобода нужна политикам, в частных делах рядовых граждан. Таким образом, свобода — общее для всех достояние, общая для всех ценность.

Разумеется, сказанное представляет весьма схематичную и одностороннюю картину мира. В жизни все гораздо слож-





нее. Скажем, ученый создает не только истинную, но и полез­ную теорию, а художник старается красотой своих произведе­ний принести еще и добро людям. Один человек стремится не к одной, а к нескольким ценностям. Отдельная сфера общест­ва не может строиться на одной-единственной ценности.

Существуют исключающие друг друга ценности. Их не­трудно обнаружить, если построить соответствующую табли­цу пересечений.

Некоторые, казалось бы, разные ценностимогут сосед­ствовать, вступать в союз. Так, стремление к выгоде может уживаться с господством. Союз крупных политиков и круп­ных бизнесменов дает эффективный результат. Власть поку­пают за большие деньги, а неограниченная власть сулит ог­ромные барыши. Но мало кто из политиков остается до конца жизни честным (истина) и добропорядочным (добро).

Фундаментальные ценности,подобно фундаментальным институтам, служат опорой человеческого общества.

Теперь перейдем к разговору о том, что такое мораль, нрав­ственность и этика. Термин «этика» происходит от древне­греческого слова «ethos» («это»). Древнегреческий философ Аристотель понимал под этическими добродетелями такие свойства характера, которые выражают его душевные качест­ва, а именно умеренность, мужество, щедрость. Для точного перевода аристотелевского понятия «этический» с греческого языка на латинский знаменитый древнеримский оратор и по­литический деятель Цицерон употребил термин «moralis» (мо­ральный). Он образовал его от слова «mos» (mores — мн. число) — латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. В IV веке н.э. в латинском языке появляется термин «moralitas» («мораль»),являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».Оба этих слова вошли в европейские языки.

В русском языке им соответствует понятие «нравствен­ность».Со временем под этикой стали понимать особую от­расль знания, а под моралью (нравственностью) — изучаемый ею предмет. Иногда под нравственностью понимают высокие идеалы, а под моралью — приземленные нормы поведения. Однако чаще слова «этика», «мораль» и«нравственность» употребляются как взаимозаменяемые.

Мораль иногда понимают, с одной стороны, как синоним культуры, с другой — как еще одно обозначение духовной сферы. Ни тот ни другой взгляд нельзя считать правиль­ным. Мораль — только одна из сторон духовной жизни. Не всякие культурные нормы духовны, и не все они сводятся только к морали. В общественной жизни существует множе­ство норм, с духовной жизнью не связанных, например ги­гиена, гимнастика, этикет, зарабатывание денег и т.д. Отсю­да следует, что понятие «культура» шире понятия «духовность», которую правильнее относить к высшим про­явлениям культуры, но не ко всем.

Воспитание в человеке моральных норм считают началом его духовности. Оба понятия — «мораль» и «духовность» — тесно связаны между собой. Духовность понимается как обращенность человека к высшим ценностям — к идеалу, как сознательное стремление человека усовершенство­вать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу, одухо­твориться.

К основным признакам морали относят:

Всеобщность нравственных требований (т.е. требования морали обращены ко всем людям, молодым и старым, мужчи­нам и женщинам, богатым и бедным, католикам и православ­ным ит.д.).

Добровольность выполнения требований (в отличие от права, где выполнение норм носит обязательный характер, в морали соблюдение требований поддерживается только со­знательностью людей и авторитетом общественного мнения).

Ценности различаются по содержанию: наслаждение, польза, слава, власть, безопасность, красота, истина, добро, счастье и т.д. Ценности различаются по знаку — на положи­тельные иотрицательные: наслаждение — страдание, поль­за — вред, слава — позор, власть — подчинение, безопас-нооть — опасность, красота — безобразие, истина — ложь, добро — зло, счастье — несчастье и т.д. Одни ценности при­нято относить к практическим, другие — к духовным.

Понятия:культура, ценность, мораль, этика, нравст­венность.





Вопросы и задания

1. Какие фундаментальные ценности вам известны? К ка­ким сферам общества они относятся?

2. Назовите основные признаки морали и дайте им крат­кую характеристику.

*3. Многие виды животных (львы, ядовитые змеи), а так­же осы, пчелы вооружены столь основательно, что драка между ними привела бы к гибели по крайней мере одной особи. Поэтому у них природа выработала запрет на при­менение оружия во внутривидовых «разборках» — споры разрешаются на турнирах. Более 50 лет назад австрий­ский зоолог, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц назвал это естественной моралью.

Проанализировав поведение многих видов, он пришел к выводу, что сила моральных запретов прямо пропорцио­нальна силе оружия. Человек и его предки были слабо во­оружены от природы — даже кусаться толком не могли. Поэтому естественная мораль у человека была изначально слаба. Но в процессе исторического развития человек стал самым вооруженным видом на Земле. Можно ли, на ваш взгляд, общественную мораль назвать искусственной? Чем она отличается от естественной? Как вы понимаете выражение о том, что «сила моральных запретов прямо пропорциональна силе оружия»?

*4. Чем различаются два моральных поступка: «попусти­тельство злу» и «потворство злу»?

*5. Старинная китайская притча рассказывает о юноше, ко­торый обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики, с тем чтобы наставить на путь истины. «— Умеешь ли ты лгать? — спросил мудрец. — Конечно, нет! — ответил юноша. — А воровать? — Нет. — А уби­вать? — Нет...

— Так иди, — воскликнул учитель, — и познай все это. А познав, не делай!» Как бы вы прокомментировали притчу с позиций этики?

*6. Как вы прокомментируете выражение известного фран­цузского философа-экзистенциалиста Ж.П. Сартра (1944): «Никогда мы не были так свободны, как в период оккупа­ции»? В 1942 году в блокадном Ленинграде Ольга Берггольц

писала: «В грязи, во мраке, в голоде, в печали, / Где смерть, как тень, тащилась по пятам, / Такими мы счастливыми бы­вали, такой свободой бурною дышали, / Что внуки позави­довали б нам». Каким образом связаны два высказывания?

■ Проблема.Является ли свобода «осознанной необходи­мостью»?

§ 13(§ 34). Нравственные чувства и моральное поведение

Нравственность начинается с умения контролировать свои душевные порывы. Не все душевные порывы человеку над­лежит усмирять. Если он в порыве чувств бросается спасать ребенка из огня, жертвует собой, делится с неимущим по­следней крошкой, то подобные желания, даже если они про­тиворечат его рассудочной выгоде и самосохранению, обще­ством всегда приветствовались. Почему разум в подобных ситуациях молчит и допускает порывы чувств, угрожающих жизни человека? Видимо, потому, что эти порывы давно уже оправданы индивидом, глубоко укоренились в нем, ста­ли частью его мировоззрения. Он идет на это с полным осо­знанием последствий и риска. Напротив, слепые страсти, поднимающиеся из глубин подсознания, порывы, за кото­рые человеку, быть может, придется краснеть, не поддержи­ваются разумом, противоречат его мировоззрению, но от этого не теряют своей силы. Мало кто захочет прослыть ра­бом своих низменных страстей. Когда о нас отзываются как о человеке слова, господине своих страстей, мы получаем дополнительный заряд эмоций и укрепляемся в правильно­сти своих убеждений.

Мораль ближе расположена к умеренности и аскетичнос-ти, к тому полюсу нашего духовного мира, где всегда распола­гаемся мудрость — особо чтимая людьми добродетель. По­давлять в себе страх и чревоугодие, нравственную разнузданность и алчность всегда было почетно и мудро одно­временно. Но подавлять в себе богатство эмоциональной жиз­ни считается моральным пороком. Когда мы переживаем с литературными или экранными героями, когда испытываем глубокое чувство влюбленности или искренне сопереживаем





ближнему, наши чувства являются просветленными. Они очищают и возвышают душу. Греки называли подобное состо­яние катарсисом (очищением).

Мораль является сугубо человеческим качеством. Она не свойственна животным, ибо они лишены разума, хотя не ли­шены эмоций и чувств. Она присуща только человеку. Мо­раль удерживает в гармонии два противоположных нача­ла — темное и светлое, низменное и возвышенное, разумное и чувственное.

Разумное или, точнее сказать, рассудочное начало в чело­веке не всегда со знаком плюс. Убийца хладнокровно намеча­ет свою жертву и осуществляет коварный замысел. Совер­шенно рассудочно иногда делают служебную карьеру, не брезгуя сомнительными средствами. Значит, и разум и чувст­ва одинаково могут быть плохими и хорошими, нравственны­ми и безнравственными. Благодаря исследованиям специали­стов по этике мы сегодня знаем, что скрывалось раньше под покровом неведомого.

Разумное поведение только тогда является нравствен­ным, когда оно руководствуется искренними чувствами. И наоборот. Чувственное поведение только тогда превра­щается в нравственное, когда им руководит разум.

Чувстваи разумне могут жить врозь. Когда они действу­ют поодиночке, очень велика опасность скатиться в пропасть аморальности. Между ними должен быть крепкий союз.

Всегда считалось, что мужчина воплощает разумное, а женщина — эмоциональное начало. Когда они разъедине­ны, заложенные в них качества доходят до крайнего преде­ла, и только их союз порождает гармонию и нравственность. Но основана она не на стремлении подавить противополож­ный пол с его свойствами, а на взаимном уважении. Кон­троль друг над другом происходит незаметно, косвенно, его даже контролем назвать нельзя.

Нравственность формируется только изнутри — через са­моконтроль и только добровольно. Принуждением нельзя до­биться возвышенных чувств и правильных поступков. Чело­века надо мотивировать к тому, чтобы он совершил их по собственной воле.

В сфере морали нет или почти нет таких категорий, как «много», «мало», «совсем», «чуть-чуть». Там, как в чер­но-белом кино, присутствуют два полюса: или ты крадешь (неважно сколько), или воздерживаешься, т.е. усмиряешь свою алчность. Поэтому и говорят: стоит один раз пересту­пить нравственный принцип, как дальше покатишься под откос. Переступить черту означает сделать нравственный надлом в своей личности.

Психологи давно заметили, что человек до совершения проступка (преступления) — один, а после — совершенно другой. Способность не переступить роковую черту свойст­венна, на самом деле, очень многим людям. Считается, что большинство населения в любой стране — люди в сущности своей не только добрые, но и нравственные. Но дело в том, что для истинно нравственного индивида черты вообще не су­ществует. Он к ней даже не приближается. Она как бы за пре­делами его образа жизни.

Моральное поведение напоминает блуждание по беско­нечному лабиринту, где на каждом шагу приходится всту­пать то в компромисс с самим собой, то натыкаться на пара­доксы и противоречия, которые человек не всегда в состоянии решить. Взять хотя бы правило двойной морали: от других мы требуем большего, чем от самих себя, и себе мы





позволяем такое, чего не прощаем окружающим. Но если мо­ральные законы абсолютны, то как они могут быть разными для себя и для других?

Нравственная личность поступает иначе: к себе она предъявляет более высокие требования, чем к другим. Такой человек многое прощает окружающим, но не прощает себе. И делает то и другое не только по истинному убеждению, но и по зову сердца. Но есть люди, которые относятся к другим с такой же строгостью, как и к себе. Они даже наслаждаются своей особой принципиальностью. Когда их спрашивают, по­чему они так суровы с другими, они отвечают: потому что мы строги к себе. И добавляют: строги, но справедливы.

Наши рекомендации