Раздел 2.Тема 2.5. Учебная дискуссия. Итоги перестройки. Причины и последствия распада СССР.

Вопросы для обсуждения:

1.В связи с 20-летием Августовского (1991 г.) путча в российском обществе было много разговоров о «шести годах, которые изменили страну, изменили мир, изменили нас». Какие аргументы вы могли бы привести «за» и «против» каждого из этих заявлений?

2.Почему и как Советский Союз от сверхдержавы, одного из мировых лидеров, дошел до распада государства? Чем объяснялась и в чем проявилась слабость Советского государства?

3.В ряде учебников мы встречаем высказывания о том, «в самой системе были заложены мощные силы самораспада». Как Вы понимаете это высказывание? Согласны ли Вы с таким мнением?

4.Считаете ли Вы, что распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой ХХ в.? Аргументируйте свой ответ.

5.Как, на Ваш взгляд, дезинтеграционные процессы в СССР отразились на развитии событий в странах Восточной Европы. В чем схожесть и различие перемен, которые произошли в конце 80- начале 90-х гг. ХХ века в СССР и странах Восточной Европы?

6.Был ли у руководства страны шанс сохранить СССР? Свою точку зрения обоснуйте. Приведите конкретные аргументы. Точка зрения и аргументы Е.Т. Гайдара («пытаться сохранить СССР было можно, но сохранить – нельзя»).

Методические рекомендации для подготовки к учебной дискуссии:

В ходе подготовки к занятию необходимо ознакомиться с содержанием материала, отражающего тематику дискуссии в нескольких учебниках по истории России, которые Вам доступны. Сопоставить оценки периода «перестройки», имеющиеся у них. Осуществить экономический, внешнеполитический, культурный анализ, произошедших в ходе «перестройки» событий. Кроме того, используя средства Интернет, ознакомиться с содержанием Закона СССР «О кооперации в СССР» (26.05. 1988), Закона СССР «О собственности в СССР» (26.03. 1990), Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12.06. 1990), Парижской хартии для новой Европы (21.11. 1990), Соглашения о Создании Содружества Независимых Государств (8.12. 1991). Используйте их в ходе дискуссии в качестве аргументов при ответах на тот или иной вопрос.

К занятию один из студентов готовит сообщение на тему:

- «Личность М.С. Горбачева в воспоминаниях современников». Сообщение заслушивается в начале занятия.

В качестве самостоятельного домашнего задания каждый студент в письменной форме (в объеме 2-2,5 страницы):

1. Предлагает проект внешнеполитического курса СССР на 1985-1990 гг. альтернативного «новому политическому мышлению».

Выстроить свое видение данной проблемы обучаемому поможет знакомство с работой М.С. Горбачева: Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. Раздел второй. Новое мышление и мир. М., 1988. См.: Интернет-ресурс: http://www.newparadigma.ru/prcv/Publ/Gorbachev/perestroika.h...

Литература

Основная

- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник (для всех специальностей СПО). М., 2012.

- Герасимов Г.И. История России (1985-2008). Учебное пособие. 2-е изд., М., 2013.

- Безбородов А.Б., Елисеева Н.В., Шестаков В.А. Перестройка и крах СССР. 1985–1993. СПб., 2010.

- Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М., 1988.

Дополнительная

- Волобуев О.В.и др.Россия и мир. Учебник. 10-11 кл. М., 2002. Ч. 2.

- Горбачёв М.С. Понять перестройку… М., 2006.

- История России. ХХ век: 1939 – 2007. М., 2009.

- Гайдар Е. Гибель Империи. (Уроки для современной России). М., 2012.

- Печенев В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985-2003): ист. свидетельства и размышления участника событий. М., 2004.

- Пастухов В.Б. «Перестройка» - второе издание. Революция и контрреволюция в России // Полис. 2011. № 11. С. 7-28.

- Шубин А.В. Преданная демократия. Неформалы и Перестройка (1986-1989). М.: Европа, 2006.

Раздел 3. Тема 3.3. Практикум. Содержание и последствия социально-экономических преобразований в России на рубеже ХХ-ХХI вв.: опыт, проблемы, тенденции.

Предусматривает работу с источниками информации.

Методические рекомендации по подготовке к занятию:

1. Ознакомиться с содержанием разделов учебников, посвященных социально-экономическим преобразованиям в период с 1992 по 2011 гг.

2. Используя, в том числе и средства массовой информации, необходимо составить две таблицы:

- таблица №1: «Социально-экономическая ситуация в 90-е гг. в России» и таблица №2: «Социально-экономическое развитие России в 2000-2011 гг.», самостоятельно выбрав основания для характеристики социально-экономического развития России в указанные годы.

3. Подготовить сообщение на тему: «Коллективный портрет «российских экономических младореформаторов».

Порядок проведения занятия.

1. Выступление одного из студентов с сообщением на тему: «Коллективный портрет «российских экономических младореформаторов».

2. Изучение документов:

- Указа Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. N 297 «О мерах по либерализации цен»;

- Указа Президента РФ от 29 января 1992 г. N 65«О свободе торговли»;

- Указа Президента РФ от 14 августа 1992 г. N 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации».

По завершении изучения документов студент формулирует ответы на следующие вопросы:

а. Докажите, что экономическая реформа методом «шоковой терапии» была действительно радикальной.

б. Укажите цели, методы, последствия для экономического и социального развития России, вышеперечисленных документов.

в. Укажите тенденции развития социально-экономической ситуации, сложившейся в 90-е годы в России, опираясь на материалы таблицы, подготовленной к занятию. Какие результаты предполагались и какова была реальность социально-экономического курса?

3. Сопоставление статистических сведений, характеризующих социально-экономическое развитие России в 90-е годы со статистической информацией о социально-экономическом развитии России в 2000-2011 гг. Оформление на основе сопоставления таблицы №3: «Приобретения и потери суверенной России в области экономики за последнее десятилетие».

Литература

Основная

- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник (для всех специальностей СПО). М., 2012.

- Безбородов А.Б., Елисеева Н.В.История России в новейшее время. 1985-2009 гг: учебник. М., 2011.

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. См.: Интернет-ресурс: hht://www.government.ru/content/ governmentactiviti?rfgovernmentdecision/?archivi/2008/11/17/2982752.htm

- Россия. ХХ век: документы и материалы /Под ред. А. Безбородова. В 2-х кн. М., 2004.

Дополнительная

- Абалкин Л.И., Мильнер Б.З., Медведев В.А. и др. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. М., 1997.

- Гайдар Е. Гибель Империи. (Уроки для современной России). М., 2012.

- Кочегарова Т.М. О некоторых проблемах модернизации России // Сегодня и завтра российской экономики. 2011. № 42.

- Лопатников Л.И. От плана к рынку. Очерки новейшей экономической истории России. СПб., 2010.

- Россия и страны мира. 2008. Статистический сборник. М., 2008.

- Симонян Р.Х. Некоторые социально-экономические последствия реформ 1990-х годов // Сегодня и завтра российской экономики. 2011. №35.

- Симонян Р.Х. Социально-экономическая политика в современной России: её истоки и некоторые итоги // Новая и новейшая история. 2011. № 5.

- Травин Д.Я. Очерки новейшей истории России. Книга первая. СПб., 2010.

- Экономические реформы в России в 90-е годы. Путь в ХХI век: Стратегические проблемы и перспективы российской экономики /Отв. ред. Д.С. Львов. М., 1999.

Тема 3.6. Семинар. Проблемы государственного строительства

Суверенной России.

Вопросы для обсуждения:

  1. Проблемы и противоречия становления российской государственности (1992-2000 гг.).
  2. Политическая модернизация в начале ХХI в.: задачи, содержание, тенденции.

Методические рекомендации по подготовке к семинару:

В ходе подготовки ответа на первый вопрос обратите внимание на следующие проблемы:

- этапы в противостоянии исполнительной и законодательной ветвей власти. Октябрьские события 1993 г. в Москве. Их последствия. Президентские указы: «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 г.; «О поддержке мер Правительства Москвы и Московского областного Совета Народных депутатов по реформе органов государственной власти и местного самоуправления в г. Москве и Московской области» от 24 октября 1993 г.; «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» от 26 октября 1993 г.;

- новые органы власти, которые были сформированы в России в ходе политической реформы? Объясните, почему Верховный Совет не мог одобрить проект новой Конституции. Чем была продиктована необходимость принятия новой Конституции РФ? Объясните причину опасности оттягивания факта принятия Конституции;

- время возобновления деятельности Государственной думы. Ее основные функции. Результаты парламентских выборов 1999 г. и президентских выборов 2000 г.? Их влияние на общественно-политическую обстановку в стране. Особенности и этапы развития многопартийности в России. Почему становление нового Российского государства было столь трудным?

В ходе подготовки ответа на второй вопрос обратите внимание на следующее:

- содержание реформ политической системы с 2000 по 2012 гг. Объясните, с какой целью были предприняты реформы по усилению роли федерального Центра. Уясните содержание административной, военной реформ, реформы судебной системы. Особенности партийного строительства. Отношение власти и олигархии. Изменения в избирательной системе.Назовите основные достижения россиян в становлении новой российской государственности.

Кроме того, в ходе подготовки к семинару следует подготовить:

- сообщение на тему: «Политический портрет Б.Н. Ельцина»;

- сообщение на тему: «Политический портрет В.В. Путина»;

- в качестве учебного индивидуального задания в письменной форме (объемом 1,5-2 страницы) выполнить следующую работу: проанализируйте Конституцию России как первой в истории страны демократической конституции. Укажите статьи Конституции РФ, которые отражают противоречия переходного времени и являются результатом политических компромиссов. Аргументируйте свой ответ.

Литература

Основная

- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник (для всех специальностей СПО). М., 2012.

- Безбородов А.Б., Елисеева Н.В.История России в новейшее время. 1985-2009 гг.: учебник. М., 2011.

- Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ – начала ХХI века. М., 2007.

- Россия. ХХ век: документы и материалы /Под ред. А. Безбородова. В 2-х кн. М., 2004.

Дополнительная

- Бирюков Н.И., Сергеев В.М. Становление институтов представительной власти в современной России. М., 2004.

- Гайдар Е. Гибель Империи. (Уроки для современной России). М., 2012.

- Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. М., 2005.

- Кобринский А.Л. Проблемы государственного строительства в Российской Федерации. М., 2001.

- Травин Д.Я. Очерки новейшей истории России. Книга первая. СПб., 2010.

- Разуваева Н.Н. История России: конец ХХ века: курс лекций. Уфа, 2010.

Тема 3.9. Обсуждение ключевых проблем, поставленных в лекциях, в форме управляемой дискуссии. Сущность и причины локальных национальных, религиозных конфликтов на постсоветском пространстве и пути их разрешения.

Вопросы для обсуждения:

  1. Назовите примеры локальных национальных и религиозных конфликтов, которые имели место на постсоветском пространстве, в том числе и Российской Федерации, в 90-е годы ХХ в. Обоснуйте свой выбор, перечислите критерии, по которым Вы классифицируете, перечисленные конфликты.
  2. Какие, на Ваш взгляд, причины привели к возникновению локальных национальных и религиозных конфликтов на постсоветском пространстве? Почему по мере ослабления центральной государственной власти происходило усиление межнациональных конфликтов?
  3. Была ли, с Вашей точки зрения, у российских политических лидеров возможность избежать обострения национальных конфликтов в России?
  4. В чем причины кризиса в Чеченской республике?
  5. Была ли, с Вашей точки зрения, возможность избежать этого кризиса или смягчить его проявления? Обоснуйте свой ответ, опираясь на конкретные события.
  6. Какие проблемы этнополитического характера, существующие сегодня во взаимоотношениях между федеральным центром и субъектами РФ, Вы можете назвать?
  7. Что Вы знаете о националистических движениях в современной России. Чем объясняется своеобразие русского национализма?
  8. В чем заключается принципиальная разница в разрешении национальных конфликтов в условиях демократического и авторитарного политических режимов?
  9. Можно ли считать проблемы Ольстера в Великобритании, Басков в Испании, Квебека в Канаде и пр. схожими с проблемами на территории СНГ?
  10. Какие эволюционные методы представляются возможными при решении этнополитических проблем? Как Вы понимаете значение понятия «толерантность»? Насколько толерантно сегодня российское общество при решении национальных и религиозных проблем?

Методические рекомендации по подготовке к дискуссии:

В ходе подготовки к занятию студенту необходимо:

- ознакомится с содержанием вопросов темы дискуссии, изложенных в рекомендованной основной и дополнительной литературе;

- доработать конспект лекций по данной теме;

- разобраться со значением понятий: «этнополитический конфликт», «религиозный конфликт», «толерантность», «национализм», «националистическое движение»;

- выписать в конспект основные события, характеризующие кризис в Чеченской республике, примеры проявления национальной и религиозной нетерпимости, правовые акты, направленные на недопущение национальной и религиозной розни в Российской Федерации.

Литература

Основная

- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник (для всех специальностей СПО). М., 2012.

- Безбородов А.Б., Елисеева Н.В.История России в новейшее время. 1985-2009 гг.: учебник. М., 2011.

- Герасимов Г.И. История России (1985-2008). Учебное пособие. М., 2013.

Дополнительная

- Абдулатипов Р.Г. Российская нация: Этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях. М., 2005.

- Алиев А.К., Арухов З.С., Ханбабаев К.М. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе. М., 2007.

- Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. В 3-х ч. СПб., 2004. См.: Интернет-ресурс: virmk.narod.ru›U DISCIPLINA…posobie/BARANOV…28.htm

- Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ – начала ХХI века. М., 2007.

- Здравомыслов В.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. 2-е изд. Часть. 2. М., 1999.

- Маркедонов С. Беловежское наследие. Проблема российского сепаратизма после распада СССР // Россия в глобальной политике. 2012. № 6.

- Нуруллаев А.А., Нуруллаев Ал. А. Религиозно-политический экстремизм // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2003. № 4. С. 83.

- Толерантность против ксенофобий / Под ред. В.И. Мукомеля и Э.А. Паина. М., 2005.

Тема 3.12. Практическое занятие. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.

Порядок проведения:

Заслушивание индивидуальных проектно-исследовательских работ студентов. Примерные темы работ:

1. «Роль отечественной современной науки в укреплении государственных традиций».

2. «Роль религиозных институтов современной России в сохранении духовно-нравственного здоровья общества: следование традиции или дань моде?»

3. «Традиции национальных культур народов России и влияние на них идей «массовой культуры».

4. «Современная молодежь и культурные традиции: «конфликт отцов и детей» или трансформация нравственных ценностей и норм в рамках освоения «массовой культуры».

5. «Духовные ценности и ориентиры россиян в период социально-экономических и политических преобразований».

6. «Пути и средства формирования духовных ценностей общества современной России».

Методические рекомендации по подготовке к занятию:

Индивидуальная проектно-исследовательская работа представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее ав­торское видение проблемы, оригинальное ее толко­вание или решение. Она направлена на развитие у студентов навыков сбора информации, умений работы с текстами по истории, в том числе и их конспектирования. Она предполагает сбор, обработку, систематизацию и обобщение информации по выбранной из предложенного списка проблем. Проектно-исследовательская работа должна отвечать общим требованиям, предъявляемым к подобного рода работам (соблюдение норм и правил цитирования, ссылок на различные источники, объем до 5-6 страниц листа А-4, размер шрифта 14, полуторный интервал, список, использованной литературы). Плагиат исключается.

Проектно-исследовательская работа выполняется каждым студентом. Тему работы выбирает самостоятельно. В отдельных случаях студент может представить и другую (не представленную в УМК) тему по обсуждаемой проблеме после согласования с преподавателем. Представление данной работы проводится автором в устной форме на занятии, с обяза­тельной демонстрацией фрагментов работы при помощи презентации. Студенты, не выступившие на занятии, сдают свою работу преподавателю для проверки и последующей оценки.

Литература

- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник (для всех специальностей СПО). М., 2012.

- Безбородов А.Б., Елисеева Н.В.История России в новейшее время. 1985-2009 гг.: учебник. М., 2011.

- Герасимов Г.И. История России (1985-2008). Учебное пособие. М., 2013.

- Аналитический доклад ИС РАН в сотрудничестве с Фондом Ф. Эберта "Молодежь новой России: ценностные приоритеты". М., 2007. См. Интернет-ресурс: http://isras.ru/analytical_report_Youth.html 7.

- Выступления Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с молодежью в Ледовом дворце в Санкт-Петербурге 2 июня 2009. См.: Интернет-ресурс: http://www/religare.ru/2_65619/html 6.

- Остановить духовно-нравственный развал в современном обществе. 25.01. 2013. Интернет ресурс: http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/25/ostanovit_duhovnonravs...

- Религия в самосознании народа. Религиозный фактор в идентификационных процессах. М., 2008.

- Чернявская Ю.В. Народная культура и национальные традиции. М., 1998.

Наши рекомендации