Проблемы профессиональной подготовки и занятости молодежи
Основной элемент производительных сил общества — рабочая сила — в странах, своей социально-экономической и политической ситуацией подобных Украине, пребывает в крайне сложном положении, претерпевает существенные изменения.
Высокопрофессиональные специалисты, не находя применения своим знаниям и навыкам, все интенсивнее "вымываются" из сферы производства, уходят в коммерцию, другие сферы деятельности. Рабочие более низкой квалификации пополняют армию безработных или становятся полубезработными, пытаются переквалифицироваться. Значительное количество специалистов высокой квалификации (особенно среднего возраста) эмигрирует. Немало и тех, кто люмпенизируется, пополняет слой антисоциальных элементов.
Большое значение в контексте рассматриваемых проблем занятости имеет определение мировоззренческих и ценностных ориентации работающей молодежи. С этой целью, в частности, коллективом ученых в 1992—1995 гг. было проведено специальное исследование среди работающей молодежи г. Киева, Днепропетровской, Запорожской и Волынской областей, которое дало весьма интересные результаты. Так, около 70% из числа опрошенных виде-
ли главную цель своей жизни в повышении уровня личного благосостояния, создании хороших жизненных условий для себя и своей семьи. Характерно, что практически такие же результаты были получены и в результате исследований, проведенных УкрНИИ проблем молодежи и Институтом социологии НАМ Украины в 1996 г. [9, 75].
Среди главных потребностей (и эта тенденция превалирует среди других в ценностных ориентациях молодежи фактически в течение всего периода строительства суверенной Украины) молодежь называет интересную и хорошо оплачиваемую работу, создание необходимых условий для высокопродуктивного труда на производстве.
Центральными проблемами всего трудоспособного населения в странах с трансформирующимися экономиками являются занятость и безработица.
Рыночные реформы в Украине привели к существенным изменениям статуса работающей молодежи.
Как и вся рабочая сила, молодежь признается ныне товаром и продается на специальном рынке рабочей силы. Молодой работник на рынке труда является более мобильным, нежели другие.
Право и свобода выбора современной молодежью сферы и места труда не просто принципиально отличают ее от молодежи бывшего социалистического времени, когда использовались самые разнообразные, в том числе и сугубо административные, меры принуждения к труду. Фактически молодой человек имеет право вообще не работать.
Однако свобода выбора максимально хороша, когда есть из чего выбирать. Молодежь Украины, как и других стран, при достаточно малых возможностях все же выбирает, где работать, чем заниматься. При этом, как уже отмечалось, в течение ряда последних лет крайне непопулярным у молодежи был и остается официальный сектор экономики, а превалирует негосударственный.
Существенные изменения за последние годы претерпела структура занятости молодежи. Удельный вес молодежи в отраслях экономики Украины с 1989 по 1997 г. в целом уменьшился с 25,6 до 17,2%, в том числе: в промышленности — с 30 до 17%; в сельском хозяйстве — с 24 до 17%; на транспорте — с 30 до 15%; в жилищном строительстве — с 23 до 13%; в связи — с 27 до 19%; в лесном хозяйстве — с 25 до 19% [9].
Наряду с уменьшением части молодежи, занятой в официальном секторе экономики, закономерно возросло количество молодежи, которая одновременно занята на нескольких дополнительных работах, т. е. увеличилась и расширилась вторичная занятость. По состоянию на июль 1997 г. 50% молодежи в Украине имела разные виды вторичной занятости [9, 16].
За годы реализации рыночных реформ в Украине существенно изменились взгляды молодых людей и на понятия престижности профессий, различного рода и характера занятий. Молодежь все больше стремится избирать профессии, которые приносят быстрый и сравнительно высокий доход. Оценка значимости профессий часто не совпадает не только с объективными потребностями, но фактически и со способностями молодого человека. Кроме того, у юношей и девушек все больше исчезает уважение к продуктивному труду, их привлекают полулегальные, а то и нелегальные заработки, теневая экономическая деятельность.
Рейтинг профессий в сознании молодежи меняется и в связи с увеличением спроса на такие специальности, как бухгалтеры, финансисты, юристы, работники страхового или банковского дела, налоговые инспекторы.
Среди самых разнообразных проблем человека едва ли не главной является отсутствие работы, гарантий труда. Безработица — самая острая социально-экономическая проблема. Она представляет собой такую систему общественных отношений между людьми, когда некая часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу, а значит, создать себе и своей семье условия для существования.
Иными словами, безработные — это трудоспособные люди, которые не по собственному желанию не имеют работы (трудового дохода), зарегистрированные в государственных службах занятости в качестве тех, кто ищет работу, пытается трудоустроиться. Такое определение, понятно, не совсем точно, ибо без работы оказывается нередко куда больше лиц, нежели официально зарегистрировано в государственных структурах и учреждениях.
Среди всех проблем молодежи, существующих сегодня в нашем обществе, безработица находится на первом месте. Так, по итогам социологических опросов, регулярно проводимых Украинским инсти-
тутом социальных исследований, безработица была названа первой среди других проблем, беспокоящих молодых людей (в 1994 г. — 54% ответов, в 1997 г. — 72%, в 1998 г. — 40% ответов) [1].
По данным статистики, в Украине лица в возрасте до 28 лет составляют 33,8% общего числа безработных. При этом самый большой удельный вес молодежи наблюдается среди безработных, которые работали на местах, где не требуются профессия или специальность (40%) [10, 26]. Многие молодые люди с образованием пополняют ряды "челноков", уличных и базарных торговцев, т. е. происходит ощутимый отток молодежи в сферу нерегламентированной, теневой экономики. Такая тенденция была характерна для Украины также в период нэпа, когда безработица среди взрослого населения с начала 1923 г. по начало 1926 г. возросла на 66,7%, а среди подростков — на 251,6% [5, 110]. Проблема безработицы среди подростков и молодежи связана и с такими социальными явлениями, как пьянство, наркомания, проституция и др. Эти вопросы будут рассмотрены в других лекциях.
По материалам упомянутого опроса, проведенного Украинским институтом социальных исследований, проблема безработицы в 1998 г. больше беспокоила девушек и молодых женщин (73%) и несколько меньше — юношей (68%).
Следует сказать, что безработица в странах переходного периода все же принципиально отличается от той, которая имеет место в высокоразвитых странах. В Украине, в частности, массовое высвобождение работников из сферы производства искусственно сдерживается за счет понижения уровня заработной платы, предоставления убыточным предприятиям субсидий и т. п. И поэтому главной проблемой становится не классическая безработица, а скрытая. Она, как отмечает Ю. И. Павленко, существует в нескольких формах. Первая и, пожалуй, главная — это традиционный излишек рабочей силы, образующийся в результате поддержки государством тех отраслей промышленности, которые являются монополистами на рынке труда и производства [7, //— 12].
Своеобразный социальный портрет безработной молодежи представляется весьма пестрым и неоднозначным.
Более трети безработной молодежи (35,5%) — это, как свидетельствует статистика, те, кто уволился по собственному желанию. Объяснить это можно резким снижением заработной платы в связи
с политикой, проводимой, в первую очередь, государственными предприятиями: они стараются не увольнять работающих, а уменьшать им заработную плату.
Вторую по численности группу безработной молодежи (более 10%) составляют выпускники общеобразовательных школ.
К третьей группе можно отнести тех молодых людей, которые освобождены с места работы в связи с изменениями в организации производства, военнослужащих, молодых работников, уволенных по сокращению численности и штата. В среднем от б до 10% среди безработных составляют выпускники профессиональных учебных заведений и молодые люди, демобилизованные из армии.
Среди безработной молодежи 35,3% имеют высшее образование, 35,9 — профессиональное, 23 — полное среднее и только 0,3% — начальное образование.
Относительно возраста молодых безработных ситуация выглядит так. Около 40% безработной молодежи — в возрасте от 21 до 24 лет, 38% — до 21 года и 28% — в возрасте от 25 до 28 лет [6, 12- 13].
Учитывая, что приведенные данные не совсем точные, так как они основаны на статистике центров занятости, реальные цифры еще больше, а портрет молодого безработного — сложнее. Например, отсутствуют какие-либо данные об уровне скрытой безработицы.
Коль скоро многим молодым людям явно недостает средств для удовлетворения своих потребностей за счет основного места работы, они, как правило, ищут дополнительные заработки. По данным исследований Украинского института социальных исследований, из семей, где едва хватает средств на еду и одежду, в течение последних лет устроились на работу 18% молодых людей, начали подрабатывать 9%, расширили приусадебный участок 9%, овладели новой специальностью 7%, занялись незарегистрированным бизнесом 7%, поменяли место работы 5%, повысили свой профессиональный уровень 5%, ничего не предприняли для изменения своего экономического состояния 36%. Последние — это та молодежь, которая ожидает помощи извне, в том числе и со стороны государства.
Каковы же основные источники прибыли молодых людей? Это заработок на основном месте работы (39%), социальные выплаты (22%), прибыль от работы на участке, даче, ферме (21%), а также от продажи продукции, изготовленной или выращенной членами семьи (18%) [9, 21].
Проблемы безработицы, повышения занятости населения (и молодежи) постоянно находятся в центре внимания правительств и государственных органов большинства стран, в том числе и стран переходного, посттоталитарного периода.
В Украине, кроме целого ряда серьезных решений относительно улучшения занятости, Кабинет Министров Украины в свое время принял разработанную Министерством труда Украины специальную Программу занятости населения на 1997—2000 годы. Практической реализацией этой программы в ее так называемой молодежной части занимаются прежде всего центры труда молодежи. При этом они используют следующие формы работы:
а) информационная помощь юношам и девушкам — предоставление сведений о наличии профессий, возможностях их приобретения, повышения квалификации или переквалификации, трудоустройства, о правах и обязанностях работающего, о правах, которые государство предоставляет молодому человеку в период его социального становления;
б) профессиональная ориентация, цель которой — дать молодому человеку определенное, максимально широкое представление о профессиях, помочь лучше определить свои способности и наклонности относительно конкретной профессиональной деятельности. Профориентация ведется центрами социальных служб в школах и других учебных заведениях, по месту работы молодежи. Она включает в себя: профессиональную информацию (о сути, перспективах современных профессий, требованиях к личности, которая собирается ими овладеть, формах и условиях овладения разными профессиями, возможностях профессионально-квалификационного роста и т. п.); профессиональную консультацию (научно организованную систему взаимодействия психолога-консультанта или специалиста-профессионала с личностью, которая нуждается в помощи при выборе или смене профессии, смене рода деятельности на основе индивидуальных психологических характеристик, жизненной ситуации личности, состояния ее здоровья, наклонностей, потребностей рынка труда); профессиональный отбор (систему профдиагностического осмотра личности, направленную на определение пригодности к профессиональной деятельности); профессиональную адаптацию (систему мер, позволяющих личности как можно лучше приспособиться к психологическим и организационно-техническим особенностям профессиональной деятельности на производстве) [13].
Во многих странах мира, где рыночная экономика функционирует давно, проблемы занятости населения, в том числе и молодежи, решаются путем реализации специальных программ профессиональной подготовки, переподготовки,снижения уровня безработицы. Разработка таких программ происходит с учетом рекомендаций Международной организации труда (МОТ) относительно обучения и занятости, которые принимались в 1935, 1962, 1964, 1970 г. Такими рекомендациями указанные программы определяются как программы, имеющие временный характер, рассчитанные на удовлетворение неотложных экономических и социальных потребностей людей.
В рекомендациях МОТ о политике в области занятости, вышедших в 1984 г., появились дополнения весьма существенного порядка к ранее изданным рекомендациям. Так, было рекомендовано правительствам, руководству стран поощрять государственные и частные предприятия и учреждения в отношении найма и профессионального обучения молодежи с помощью методов, которые отвечают, в первую очередь, национальным условиям и особенностям. Здесь же предлагалось применять специальные методы для более легкого перехода от обучения в школе к работе, трудоустройству молодежи после завершения профессиональной подготовки.
В ст. 8 Конвенции 1988 г. о содействии занятости и защите от безработицы подчеркивается, что страны-члены МОТ будут стараться вводить программы, способствующие созданию дополнительных мест и занятости молодежи.
Научно-исследовательский центр НАМ по проблемам занятости населения и рынка труда Украины и Министерство труда Украины со своей стороны рекомендовали разработать следующие программы обеспечения занятости и профессиональной подготовки молодежи.
Программа "Занятость подростков" рассчитана на выпускников общеобразовательных школ, "тяжелых" подростков, выпускников 9 классов, которые не получили свидетельства о неполном среднем образовании (имеют справки). В данном случае программа предусматривает помощь подростку прежде всзго в сознательном выборе профессии.
Программа "Вхождение в рынок труда" содержит комплекс мер, содействующих более сознательному выбору профессии старшеклассниками общеобразовательных школ в соответствии со сво-
ими способностями, наклонностями, интересами, состоянием здоровья и пр. Ее реализация предусматривает дать старшеклассникам и первые навыки трудовой деятельности. Определенным образом такая программа должна компенсировать отсутствие ранее существовавших форм общественно-полезного труда школьников в лагерях труда и отдыха, в коллективных хозяйствах, трудовых объединениях старшеклассников, что, в принципе, было не таким уж плохим делом.
Программа "Старт" преследует цель предоставить учащимся выпускных классов общеобразовательных школ — прежде всего из малообеспеченных, бедных, многодетных семей — возможность сознательно избрать профессию и овладеть ею, не прерывая обучения в школе.
Программа "Производственное ученичество" рассчитана на выпускников общеобразовательных школ, которые не имеют профессии и к тому же не желают или не смогли в свое время поступить на профессиональное обучение. Чаще всего такие школьники занимаются поиском работы, в том числе и при помощи служб или центров занятости, социальных служб для молодежи.
Программа "Стажировка" призвана способствовать устройству на работу тех юношей и девушек, которые окончили учебу и получили определенную квалификацию. Это выпускники профтехучилищ, вузов, которым нужна временная работа в роли стажера, чтобы приобрести первые навыки труда, необходимые для работы на постоянном рабочем месте.
Программа "Новый старт". Необходимость такого старта возникает у молодого человека в том случае, когда полученные им знания, профессиональные навыки в силу различных причин остались невостребованными на рынке труда, и молодой человек нуждается в профессиональной переориентации и профессиональном переобучении.
Программа "Временная занятость" рассчитана на молодых людей в возрасте от 16 до 28 лет — выпускников школ, профтехучилищ, высших учебных заведений, которые зарегистрированы в соответствующих органах государственной службы занятости и не получили работу в течение более трех месяцев. В соответствии с программой ставится задача их трудоустройства на временные рабочие места. Одновременно с этим должен вестись поиск, оказываться помощь таким юношам и девушкам в определении на постоянную работу.
Программа "Молодежная инициатива" ставит своей целью создание экономической заинтересованности безработного в производительном, инициативном, творческом труде.
Программа "Профессиональное самоопределение" призвана помочь молодому человеку самому свободно и сознательно избрать конкретную профессию, трудоустроиться. Для этого он должен уметь пользоваться соответствующей информацией, советами и консультациями специалистов и т. п.
По сути, предназначение всех перечисленных и им подобных программ — помочь молодым людям определиться в выборе профессии, а приобретя ее, успешно трудоустроиться и адаптироваться на производстве.
Программы и проекты, направленные на совершенствование занятости, предупреждение и снижение уровня безработицы во многих странах финансируются из частного сектора, взносов добровольных обществ помощи безработным, государственными учреждениями, специализированными учреждениями по профессиональному обучению. И все же основное бремя расходов, как правило, берут на себя предприниматели и частные агентства по трудоустройству, а не государство.
Практика регулирования занятости в таких высокоразвитых странах, как Великобритания, Швеция, США, Канада, Япония и других детально изучена и проанализирована известными украинскими учеными-специалистами в области менеджмента, управления, кадровой политики и кадровой работы Г. В. Щекиным и В. И. Яровым [15].
Некоторые ученые и специалисты по проблемам занятости в целях смягчения ситуации на рынке труда предлагают увеличить срок профессионального обучения, стимулировать молодежь к получению второй, а то и третьей профессии. Если второе еще допустимо, поскольку увеличивает профессиональную мобильность, улучшает адаптацию молодого человека на производстве, то первое весьма сомнительно.
Сам по себе аргумент, что государству дешевле дольше обучать профессиям и переобучать, нежели создавать дополнительные новые рабочие места, не очень убедителен. Государство вынуждено будет с каждым годом увеличивать затраты на профессиональную подготовку молодых работников по причине неизбежной необходимости внедрения новых технологических процессов, информационных систем, т. е. осуществления коренного обновления производства.
Одним из реальных и действенных путей гарантированной занятости является государственный заказ на подготовку специалистов, а также переход на прямые договоры заказчиков с учебными заведениями относительно подготовки работников.
Малоприменимы сегодня ранее повсеместно использовавшиеся формы подготовки молодежи к труду, ее государственного трудоустройства и адаптации на производстве. Так, еще недавно существовала система бронирования рабочих мест с учетом количества молодых людей, заканчивающих учебные заведения и трудоустраивающихся. Во многом она себя оправдывала, хотя и сужала рамки свободы выбора, детерминировала работу юноши или девушки там, куда направят. Государство, между тем, это вполне устраивало.
В странах с переходной экономикой проблемы труда молодежи решают создаваемые при государственных органах структуры. Так, в Украине определенный опыт этой работы накопили различные центры труда и занятости молодежи, бюро и службы занятости, центры социальных служб для молодежи. К своей работе по подготовке молодежи к труду они привлекают различные молодежные фонды, биржи, центры, информационные бюро и т. п.
Однако диапазон деятельности многих из перечисленных структур весьма сужен по причине высокого уровня безработицы. Кроме того, молодые безработные не желают обращаться, скажем, в центры занятости из-за того, что помощь по безработице очень мала. Центры занятости, как правило, действуют лишь в больших городах и напрочь отсутствуют в сельской местности и т. д.
С переходом к рынку во многих постсоциалистических, посттоталитарных странах, в частности в Украине, ощутимо дала о себе знать необходимость формирования принципиально иной, новой трудовой морали. Такая потребность продиктована следующими обстоятельствами. В недалеком прошлом достаточно высокий уровень социальной защиты граждан, фактически не отвечавший уровню производительности труда, сформировал весьма легкомысленное отношение к труду как таковому. Да и в первые годы переходного периода ни в Украине, ни в других странах не уделялось должного внимания воспитанию ответственного отношения к труду (и сегодня не уделяется).
Как следствие, особенно в молодежной среде, выработалось и утвердилось преимущественно прагматическое отношение к труду
исключительно как к средству удовлетворения потребностей, и не больше (к тому же только материальных, а не материальных и духовных в их тесном единстве, взаимозависимости).
Весьма мало молодых людей выполняют сегодня в трудовых кол-: лективах какие-либо общественные поручения, а большинство пассивны к изменениям, происходящим в их коллективе, да и в стране в целом. Свыше половины из числа опрошенных ожидают более быстрого и полного перехода к рынку, желают успешно заниматься предпринимательской деятельностью [8, 27]. Но ведь не все трудятся поодиночке. Большинство работающих заняты коллективным трудом, а значит, обязаны не просто производить, но и общаться, проявлять свою гражданскую позицию, определенную активность.
Учитывая весьма прагматичное отношение молодежи Украины к труду, можно считать, что оно и в дальнейшем будет в значительной мере оставаться основой неуважительного отношения к этому важнейшему средству обеспечения жизнедеятельности человека.
Возможно, слишком резко и безапелляционно, но все же достаточно точно по поводу сегодняшнего труда молодежи, отношения к нему высказались в 1990 г. украинские ученые, авторы монографии "Социальный облик молодежи". "Еще не так давно, — писали они, — участие в труде, не в пример нынешним поколениям, практиковалось с ранних лет... Теперь же значительный период жизни человека оказывается потребительским и накопительским. Труд как источник средств существования маячит где-то далеко впереди. Работа за вознаграждение недоступна подросткам. Забюрократи-зирована процедура оформления на временную работу студентов вузов и техникумов. Созданные здесь препятствия превращают ее в неосуществимые благие намерения. Современную политику в этой области нельзя определить иначе, как политику культивирования иждивенчества. Она закрепилась даже в официальном языке: молодежи все должны дать — образование, профессию, место работы, жилье" [11, 53]. К сожалению, в современной Украине эта ситуация мало изменилась.
В социализации молодежи, подготовке ее к труду, к жизни в условиях формирования рыночных отношений важную роль играет вовлечение ее в предпринимательскую деятельность. Анализ практики рыночных трансформаций в таких странах, как Чехия, Польша, Венгрия и других свидетельствует о том, что успех в пре-
одолении кризисных явлений в экономике в значительной мере обес-печивается именно за счет развития и расширения предпринимательства.
Количественные показатели, характеризующие темпы и состояние развития предпринимательства, свидетельствуют о том, что медленно увеличивается количество предприятий негосударственной формы собственности и экономически самостоятельных, профессионально действующих работников.
С точки зрения качественных характеристик предпринимательство в Украине зачастую не ориентируется на производство, а носит сугубо коммерческий характер, связано лишь, с предоставлением торго-во-посреднических услуг.
Что касается отношения отдельных социальных и возрастных групп граждан к предпринимательской деятельности, то оно также различно. Наибольший интерес к предпринимательству проявляют молодые люди в возрасте до 28—30 лет. Однако среди опрашиваемых юношей и девушек до 30 лет не более 10% называют себя предпринимателями. Столько же считают, что предпринимательство в Украине имеет хорошие условия и перспективы развития.
Приведенные данные наглядно подтверждают, что сложилась не лучшая ситуация с привлечением молодежи в предпринимательство. Тем более, что практически каждый второй из опрошенных молодых людей считает, что при существующих политико-правовых условиях и государственной политике предпринимательство в Украине будет развиваться наиболее интенсивно в сфере теневой экономики, т. е. как теневое предпринимательство. В свою очередь, предпринимательство вообще привлекательно для молодежи (для 57,6% опрошенных) возможностью не только иметь высокие доходы, но и действовать самостоятельно (54,6%); реализовать собственные способности (45,5%); заниматься интересным, любимым делом (34,4%).
И все же сегодня личностные интересы самообеспечения являются доминирующими в желании стать предпринимателем по сравнению с общественными, а тем более нравственными и коммуникативными. Так, привлекательность предпринимателя в плане возможности приносить пользу обществу отметили всего 9% из числа опрошенных молодых людей в возрасте до 30 лет, возможности помогать людям — также 9%, влиять на деятельность людей и организаций — лишь 6% [2].
исключительно как к средству удовлетворения потребностей, и не больше (к тому же только материальных, а не материальных и духовных в их тесном единстве, взаимозависимости).
Весьма мало молодых людей выполняют сегодня в трудовых коллективах какие-либо общественные поручения, а большинство пассивны к изменениям, происходящим в их коллективе, да и в стране в целом. Свыше половины из числа опрошенных ожидают более быстрого и полного перехода к рынку, желают успешно заниматься предпринимательской деятельностью [8, 27]. Но ведь не все трудятся поодиночке. Большинство работающих заняты коллективным трудом, а значит, обязаны не просто производить, но и общаться, проявлять свою гражданскую позицию, определенную активность.
Учитывая весьма прагматичное отношение молодежи Украины к труду, можно считать, что оно и в дальнейшем будет в значительной мере оставаться основой неуважительного отношения к этому важнейшему средству обеспечения жизнедеятельности человека.
Возможно, слишком резко и безапелляционно, но все же достаточно точно по поводу сегодняшнего труда молодежи, отношения к нему высказались в 1990 г. украинские ученые, авторы монографии "Социальный облик молодежи". "Еще не так давно, — писали они, — участие в труде, не в пример нынешним поколениям, практиковалось с ранних лет... Теперь же значительный период жизни человека оказывается потребительским и накопительским. Труд как источник средств существования маячит где-то далеко впереди. Работа за вознаграждение недоступна подросткам. Забюрократи-зирована процедура оформления на временную работу студентов вузов и техникумов. Созданные здесь препятствия превращают ее в неосуществимые благие намерения. Современную политику в этой области нельзя определить иначе, как политику культивирования иждивенчества. Она закрепилась даже в официальном языке: молодежи все должны дать — образование, профессию, место работы, жилье" [11, 53]. К сожалению, в современной Украине эта ситуация мало изменилась.
В социализации молодежи, подготовке ее к труду, к жизни в условиях формирования рыночных отношений важную роль играет вовлечение ее в предпринимательскую деятельность. Анализ практики рыночных трансформаций в таких странах, как Чехия, Польша, Венгрия и других свидетельствует о том, что успех в пре-
одолении кризисных явлений в экономике в значительной мере обес-печивается именно за счет развития и расширения предпринимательства.
Количественные показатели, характеризующие темпы и состояние развития предпринимательства, свидетельствуют о том, что медленно увеличивается количество предприятий негосударственной формы собственности и экономически самостоятельных, профессионально действующих работников.
С точки зрения качественных характеристик предпринимательство в Украине зачастую не ориентируется на производство, а носит сугубо коммерческий характер, связано лишь с предоставлением торго-во-посреднических услуг.
Что касается отношения отдельных социальных и возрастных групп граждан к предпринимательской деятельности, то оно также различно. Наибольший интерес к предпринимательству проявляют молодые люди в возрасте до 28—30 лет. Однако среди опрашиваемых юношей и девушек до 30 лет не более 10% называют себя предпринимателями. Столько же считают, что предпринимательство в Украине имеет хорошие условия и перспективы развития.
Приведенные данные наглядно подтверждают, что сложилась не лучшая ситуация с привлечением молодежи в предпринимательство. Тем более, что практически каждый второй из опрошенных молодых людей считает, что при существующих политико-правовых условиях и государственной политике предпринимательство в Украине будет развиваться наиболее интенсивно в сфере теневой экономики, т. е. как теневое предпринимательство. В свою очередь, предпринимательство вообще привлекательно для молодежи (для 57,6% опрошенных) возможностью не только иметь высокие доходы, но и действовать самостоятельно (54,6%); реализовать собственные способности (45,5%); заниматься интересным, любимым делом (34,4%).
И все же сегодня личностные интересы самообеспечения являются доминирующими в желании стать предпринимателем по сравнению с общественными, а тем более нравственными и коммуникативными. Так, привлекательность предпринимателя в плане возможности приносить пользу обществу отметили всего 9% из числа опрошенных молодых людей в возрасте до 30 лет, возможности помогать людям — также 9%, влиять на деятельность людей и организаций — лишь 6% [2].
Изучение состояния подготовки и Включения молодежи в предпринимательскую деятельность в Украине и других странах переходного периода наводит на мысль о необходимости государственной поддержки тех, кто собирается начать, начал такую деятельность и занимается ею, и прежде всего молодых людей.
Можно назвать несколько составляющих, которые включает в себя такая поддержка: экономизация процесса обучения и профессиональной подготовки молодежи; научно-методическое обеспечение предпринимательства (издание специальных книг, брошюр, методических пособий, рекомендаций); нелосредственная поддержка государством деятельности отдельных предпринимателей, малых предприятий, фирм путем введения возможных налоговых и кредитных льгот, государственных заказов на продукцию, выпускаемую молодыми предпринимателями; совершенствование механизма патентования и обеспечения доступности патентной информации; поддержка молодых предпринимателей и фирм в их выходе на внешний рынок. К этому можно добавить стимулирование участия молодых хозяйственников в приватизации малых и средних предприятий, процессе акционирования, поддержку деятельности различных ассоциаций, объединений, фондов молодых предпринимателей и т. п.
Основными группами молодежи, требующими поддержки в их предпринимательской деятельности, являются выпускники различных учебных заведений экономического и технического профилей, уволенные в запас военнослужащие, безработные или находящиеся в длительных отпусках по решению администрации, молодые коммерсанты, занятые в неформальном секторе, теневой экономике.
Отдельно необходимо сказать о финансовой поддержке предпринимательства, которая необходима для обучения и подготовки молодежи к предпринимательской деятельности (кроме длительного обучения в различных учебных заведениях нужны также различные краткосрочные курсы, семинары, тренинги, деловые игры), а также на этапе формирования начального капитала фирмы или отдельного предпринимателя (в форме целевых кредитов, льготных лизингов, аренды помещений, оборудования и т. п.).
1. Труд как основная сфера жизнедеятельности является основным средством удовлетворения самых разнообразных потребностей человека, обеспечения жизни всего человеческого сообщества.
2. Молодежь — это экономически наиболее активная часть населения, поддерживающая рыночные реформы, хотя она и ощущает немало трудностей. Так, по данным исследования, проведенного по единой методике в Украине, России и Беларуси в сентябре 1998 г., на вопрос: "Как вы считаете, что лично Вам дал переход к рыночной экономике?" — были получены такие ответы (в %):
Украина | Россия | Беларусь | |
Возможность зарабатывать без ограничений | |||
Простор для предпринимательства | |||
Перспективы жить в свободном обществе | |||
Возможность приобрести все, чего желаешь |
Однако были даны и такие ответы:
. | Украина | Россия | Беларусь |
Снижение жизненного уровня | |||
Возможность стать безработным | |||
Потеря социальных гарантий и помощи (в бесплатном предоставлении жилья, медицинского обслуживания, обучения) [14, 7] |
Хотя большая часть молодежи и связывает со становлением рыночных отношений названные выше негативные явления и последствия, государство должно поддержать тех юных граждан, которые поддерживают рыночные реформы и связывают с ними свое будущее.
3. Анализ состояния занятости и безработицы в Украине свидетельствует:
• напряжение на рынке труда в значительной мере усиливается за счет увеличения доли молодых безработных и женщин;
• в последние годы значительно усложнился процесс первоначального трудоустройства, особенно юношей и девушек, окончивших учебные заведения;
• постоянно возрастает, являясь весьма большим, количество молодежи в сфере нерегламентированной деятельности;
• наименее конкурентоспособной на рынке труда остается молодежь, которая впервые избирает профессию и вступает в трудовую жизнь.
Есть много форм и методов решения проблем занятости, снижения и уменьшения безработицы, используемых как государством, так и общественностью.
В решении проблем занятости молодежи в странах, в которых осуществляется переход к рыночным отношениям, необходимо активнее использовать опыт других стран, где реализуются специальные программы профессиональной подготовки и обеспечения занятости молодежи. Конкретные рекомендации относительно сути и практики осуществления таких программ (начиная еще с 1935 г.) неоднократно разрабатывались Международной Организацией Труда. Среди центральных проблем, без решения которых в Украине сегодня невозможно успешно реализовать рыночные реформы (это подтверждает и практика других стран переходного периода), можно назвать две:
• совершенствование правовой базы и механизма приватизации в целях ускорения передачи экономики в частные руки при одновременном и обязательном формировании цивилизованного собственника;
• реанимация рабочей силы и в целом возобновление интеллектуального потенциала производства в рамках нового типа производственных отношений. Центральной здесь является задача улучшения образовательной и профессиональной подготовки рабочих и специалистов высшей квалификации, их переподготовки и повышения квалификации.
4. Практика решения проблем занятости молодежи во многих странах, в том числе и в Украине, подтверждает, что это проблемы комплексного характера, затрагивающие в тесном единстве обучение, профессиональную подготовку, повышение квалификации, переобучение и переподготовку, смену рода деятельности. Поэтому надо совершенствовать правовую и нормативную базы, реализовать специальные программы и проекты, искать разнообразные пути улучшения механизма временной финансовой поддержки безработных.
5. Особое значение во всей экономической политике государства в условиях перехода к рынку имеют вопросы приватизации и разгосударствления собственности, развития цивилизованного предпринимательства. Последнее в первую очередь относится к молодежи, коль скоро рыночные преобразования в целом и процессы приватизации и предпринимательской деятельности одобряются и поддерживаются ею куда ощутимее, нежели другими социальными группами в обществе.
Некоторые специалисты в области профессионального выбора, обучения профессии и вступления человека в трудовую жизнь считают, что период молодости сопряжен с двумя весьма важными и ответственными фазами: 1) допроизводственной, требующей приобретения знаний и профессии; 2) началом трудовой деятельности. Во второй фазе есть две "болевые точки": шок первого трудоустройства и шок перемены труда. И в той, и в другой ситуации молодому человеку обязательно нужна помощь старших, общества, государства.
Речь идет не только об определенных гарантиях, поддержке со стороны государства образования, профессиональной подготовки, трудоустройства юношей и девушек, но и о морально-нравственной, психологической поддержке молодых граждан. ,