Проблема занятости молодежи

Специфика молодёжного рынка труда

Молодежь формирует особый аспект рынка труда, который отличается от других его составляющих. В самом непосредственном отношении национальный рынок труда молодежи находится под влиянием общего состояния экономики, где количество рабочих мест зависит от налоговой нагрузки на бизнес со стороны государства. На сегодняшний день рынок труда молодежи, как подсистема национального рынка труда, изучен недостаточно, однако заслуживает право на самостоятельное существование, поскольку охватывает значительные специфические слои трудоспособного населения и оказывает существенное влияние на развитие регионов. Структуру молодежи с точки зрения экономической активности и занятости можно представить двумя группами - экономически активной и экономически неактивной молодежью, которая, в свою очередь, также содержит отдельные группы. Экономически активная молодежь включает занятых в формальной экономике, безработных и занятых в теневой экономике. Экономически неактивная молодежь состоит из шести отдельных групп:

- учащихся в учебных заведениях (ученики средних школ, ПТУ, студенты вузов) военнослужащие срочной службы;

- молодых людей, занятых воспитанием детей;

- молодых людей, занятых в городских домашних хозяйствах;

- лица, которые не нуждаются в трудоустройстве;

- маргинальные группы (лица, которые отчаялись найти работу, осужденные, бомжи).

В современных условиях в нашей стране вся занятая молодежь также может быть разделена на две группы: занятых в формальной экономике и занятых в теневой экономике, что является довольно распространенным явлением. Теневая занятость молодежи в основном осуществляется в формах перепродажи товаров, случайных заработков у частных лиц, «экономического туризма», обмена валют и репетиторства . Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно отметить, что молодежь как субъект рынка труда, с одной стороны, является частью общих трудовых ресурсов общества с присущими ей чертами, с другой стороны, она имеет ряд особенностей и определенную специфику, которые надо учитывать

Проблема занятости молодежи

В настоящее время одной из наиболее острых социальных проблем общества является проблема безработицы выпускников профессиональных учебных заведений. Молодежный рынок труда характеризуется негативными тенденциями: растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Трудоустройство молодежи является сложной и актуальной проблемой, так как спрос на молодую рабочую силу, не имеющего опыта работы, дополнительных навыков невелик. Так, все причины невозможности трудоустройства молодежи можно условно разделить на три группы. К первой группе можно отнести сложившиеся стереотипы у работодателей о молодом специалисте. В настоящее время отмечается несоответствие уровня квалификации выпускников требованиям работодателей – отсутствие опыта принятия самостоятельных решений, недостаток знаний, необходимых для работы в рыночных условиях, отсутствие практических навыков по полученной профессии. Вторая группа характеризуется необоснованными представлениями молодежи о путях адаптации в сфере труда и занятости. Это проявляется в выборе будущей профессии, а в дальнейшем — в определении перспектив собственного трудоустройства. Выбор специальности, по которой будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом исходя из идеальных представлений о будущей работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда. К третьей группе относится причина падение престижа производительного труда для значительной части молодых людей. Наибольшим спросом у молодежи пользуются профессии гуманитарной направленности. Таким образом, происходит падение престижа профессий технической направленности. Все эти причины ведут к невозможности трудоустройства молодежи. Решение проблемы трудоустройства ложатся на плечи не только самой молодежи, как заинтересованного объекта в этом, но и на плечи государственных и негосударственных учреждений.

3. Цели государственного регулирования рынка труда:

§ обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;

§ создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

§ активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;

§ пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий.

Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:

§ стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;

§ организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;

§ развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы;

§ содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения;

§ государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения — молодежи, инвалидам;

§ содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;

§ международное сотрудничество в решении проблем занятости; решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;

§ создание рабочих мест в государственном секторе — в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;

§ организация общественных работ.

Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к пассивной формеполитики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:

§ обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;

§ бесплатное медицинское обслуживание.

4. Безработица является типичным социально-экономическим явлением для рыночной формы производственной деятельности, которая выражается в том, что часть экономически активного населения по независящим от нее причинам не имеет работы и заработка. В условиях социально-экономического кризиса в нашей стране уровень благосостояния молодого поколения часто оказывается относительно худшим, чем у других групп населения.
В настоящее время в Российской Федерации государством не создано необходимых условий, обеспечивающих реализацию права молодых граждан на труд. Рост безработицы среди молодежи ведет не только к экономическим потерям для молодого поколения, для личности и семьи молодого гражданина. Снижается научно-технический и профессиональный потенциал предприятий, подрываются основы для будущего экономического роста.Проведенный анализ показал, что главными причинами роста безработицы среди молодежи являются следующие факторы:

  1. Структурные несоответствия профиля выпускников потребностям рынка труда, отсутствие научного прогноза востребованности кадров.
  2. Несоответствие уровня квалификации выпускников требованиям работодателей.
  3. Снижение практических навыков по полученной профессии у молодых специалистов.
  4. Низкая зарплата у молодых специалистов.
  5. Нежелание и отсутствие возможности обучения молодых специалистов на производстве, нескрываемое игнорирование работодателями социальных прав молодых специалистов.
  6. Ошибочный или конъюнктурный выбор профессии, специальности.

5. Дискриминация молодых людей на рынке труда – это актуальная проблема для любой рыночной экономики, тем более для Российской, когда в период перехода
России к рынку безработными становятся невостребованные выпускники ПТУ,
ВУЗов и техникумов – молодые люди имеющие образование, но не имеющие опыта работы по специальности. Можно выделить несколько видов дискриминации на рынке труда.

1)Дискриминация при найме на работу (или, наоборот, при увольнении с работы) происходит тогда, когда ту или иную группу населения при прочих равных условиях, последними берут на работу и первыми увольняют. Отражением такой ситуации будет более высокий уровень безработицы у таких групп населения.

2)Дискриминация при выборе профессии или продвижении по службе происходит, когда какой-нибудь группе населения запрещают или ограничивают доступ к определенным видам деятельности, профессиям, должностям, несмотря на то, что они способны выполнять эти работы. Обратная сторона этого вида дискриминации- концентрация дискриминируемых групп на работах, для которых у них слишком высокая квалификация.

3)Дискриминация по оплате труда возникает в случае более низкой оплаты труда одних работников по сравнению с другими за выполнение одной и той же работы. То есть в том случае, когда различия в оплате труда не связаны с различиями в эффективности труда.

4)Дискриминация при получении образования или профессиональной подготовки может выражаться или в ограничение доступа к получению образования или профессиональной подготовки, или в предоставлении образовательных услуг более низкого качества.

Одни виды дискриминации, как правило, порождают другие, таким образом, еще более усугубляя ее последствия. Тем не менее, воздействие отдельных видов дискриминации могут быть и самостоятельными, имея большую или меньшую актуальность для различных групп работников в зависимости от социально- экономической ситуации.

Наши рекомендации