Форма правления и государственный режим 1 страница
По форме правления США, как отмечалось, — президентская республика. Прямого указания о том, что данное государство представляет собой республику, в Конституции страны нет. Она гарантирует республиканскую форму правления лишь штатам (разд. 4 ст. IV). Однако наличие избираемого на определенный срок Президента, выполняющего функции не только главы исполнительной власти, но и главы государства, обременение его юридической ответственностью перед парламентом в форме импичмента служат неопровержимыми доказательствами существования в США именно республиканской формы правления. При этом разработанная отцами-основателями (по образу и подобию дуалистической монархии в тогдашней Великобритании) американская модель разделения властей обусловила установление особой разновидности республиканской формы правления, которая в теории получила наименование президентской республики.
В своей твердой приверженности принципу разделения властей отцы-основатели руководствовались опасением концентрации власти в любом ее проявлении. Так, стремясь не допустить централизации власти, творцы Конституции поделили ее между федерацией и штатами. В осуществлении же государственной власти на федеральном уровне участвуют различные органы — Конгресс, Президент и Верховный суд, олицетворяющие три ее ветви со строго разграниченными функциями и механизмами взаимоконтроля. Поскольку наибольшую тенденцию к возвышению имеет власть исполнительная (американцы того времени испытали это на себе в виде злоупотреблений со стороны английских монархов и их губернаторов в колониях), ее сделали выборной, обязанной следовать предписаниям законов, принимаемых Конгрессом. Но творцы Конституции опасались и чрезмерной власти законодательного органа. Поэтому он был разделен на две во многом равноправные палаты и в нормальной ситуации отстранен от выборов Президента. Далее, остерегаясь "тирании большинства" и "выборного деспотизма", разработчики американской Конституции приняли меры и против "сговора" двух выборных органов, уравновесив демократические, "политические" ветви власти невыборной, а значит, не демократической и "не политической" судебной властью в лице прежде всего Верховного суда США.
Указанная схема, в основу которой легли идеи Ш. Монтескье, была дополнена (и этим сделан огромный шаг вперед в развитии теории и практики разделения властей) механизмом взаимоконтроля всех трех ветвей власти. Каждая из них стала как бы "сторожем" других, предостерегая их от попыток злоупотреблений, тирании и стремления к диктатуре, а также пресекая такие попытки. Указанный комплекс институтов взаимоконтроля получил название системы сдержек и противовесов (checks and balances) и впоследствии в различных модификациях чрезвычайно широко распространился в мировом конституционном пространстве.
В американском же, собственно первозданном, варианте конституционная система сдержек и противовесов выражается в том, что Президент "сдерживает" Конгресс правом вето на принятые палатами законы и некоторыми другими, не столь радикальными правомочиями. Конгресс "сдерживает" Президента правом преодоления его вето, возможностью выступить в отношении него в качестве суда посредством импичмента. Последнее правомочие распространяется на всех гражданских должностных лиц вообще, включая судей. Тем самым право импичмента выступает как парламентский противовес и по отношению к судебной власти. Кроме того, Президент и Конгресс (в лице Сената) могут оказывать влияние на Верховный суд, обладая правом совместного формирования его персонального состава. Наконец, Верховный суд "сдерживает" Конгресс и Президента правами признавать их акты неконституционными (это право в Конституции не записано, но возникло в ходе ее применения), разрешения споров между ними, а также толкования Конституции. Использование принципа разделения властей в качестве основополагающей идеи, с которой сообразуется вся конституционная организация государственного механизма, породило концепцию "смешанной конституции" ("mixed constitution"), которая не дает преимуществ ни одной из ветвей власти, а путем сочетания и взаимоконтроля их деятельности делает государственную власть ограниченной в своих притязаниях и наименее опасной для человека. Именно "смешанный" тип конституции, по утверждению американских специалистов, является на сегодня самым желательным и адекватным правовому демократическому государству*.
* См.: Walker Gr. The New Mixed Constitution // Constitutionalism and Politics. Bratislava, 1994. P. 65.
Следует отметить, что система сдержек и противовесов изначально делала невозможным полное, абсолютное размежевание трех ветвей власти. Со временем происходило все большее переплетение их деятельности и полномочий. Так, исключительность права Конгресса законодательствовать существенно поколеблена. С одной стороны, в законотворческой деятельности все более активное участие принимает исполнительная власть: в ежегодных посланиях Президента фактически формулируется программа предстоящей законодательной работы Конгресса; все более широкое распространение приобретают первичное нормотворчество Президента и делегированное законодательство, необходимость которых выводится из конституционных полномочий Президента. С другой стороны, правотворчеством по сути можно, видимо, считать и деятельность Верховного суда по толкованию правовых норм (особенно Конституции и законов), посредством которой формулируются прецеденты, имеющие значение конституционно-правовых и законодательных норм.
Не остается неприкосновенной и сфера деятельности исполнительной власти. Суды посредством системы приказов могут обязывать органы и должностных лиц исполнительной власти выполнить те или иные действия либо воздержаться от их совершения. Воздействие на администрацию осуществляет и Конгресс, принимая резолюции и частные билли (см. о них ниже — п. 2).
Юридические и фактические возможности ветвей власти по взаимовлиянию обусловили их неодинаковое соотношение в различные исторические периоды. Разумеется, речь идет прежде всего о борьбе за лидерство между Конгрессом и Президентом. Истории США известны времена возвышения то одного, то другого в зависимости от сочетания экономических, политических, социальных и иных факторов. Правда, чаще чаша весов склонялась в пользу президентской, то есть исполнительной, власти. Периоды некоторого нарушения равновесия ветвей власти в пользу одной из них не меняют общей оценки президентской республики как формы правления, позволяющей наиболее полно и глубоко осуществить принцип разделения властей и установить баланс между различными ветвями власти. Благодаря этому в США прочно утвердился дуалистический государственный режим. Конечно, здесь сказался и общий сравнительно высокий уровень правовой культуры и политических сил, и должностных лиц государства.
Несмотря на определенную трансформацию юридического содержания и практической реализации принципа разделения властей в процессе исторического развития страны, несмотря на его оценку многими политологами как фактора снижения эффективности центрального правительства, этот принцип продолжает оставаться одним из основополагающих начал и в доктрине, и в практике американского конституционализма. Во многом благодаря этому, как отметил американский исследователь Дуглас Леттер, "ни разу за двухсотлетнюю историю Соединенных Штатов не возникало серьезной угрозы, что какой-либо индивидуум или орган правительства станет настолько доминирующим, что сможет подорвать нашу демократическую систему управления"*.
*Леттер Д. Принцип разделения властей и система сдержек и противовесов в Конституции Соединенных Штатов // Верховенство права. С. 115.
Конгресс США
Это парламент — представительный орган, осуществляющий на федеральном уровне законодательные функции. Конституция признает за ним юридически первое место в системе федеральных органов государственной власти. Именно Конгресс в доктрине, политической и юридической практике признается органом, олицетворяющим США. Об этом свидетельствует то, что его полномочия являются определяющими для разграничения компетенции между Союзом и штатами, а при рассмотрении Верховным судом дел, в которых стороной выступает Конгресс, эта сторона именуется "Соединенные Штаты".
Тем не менее Конституция США достаточно скромно характеризует роль Конгресса в осуществлении законодательной власти, предоставляя ему не законодательную федеральную власть вообще, как это сформулировано ею применительно к Президенту и Верховному суду США в сферах исполнительной и судебной власти соответственно, а "законодательные полномочия", установленные Конституцией (разд. 1 ст. I). Столь осторожная формула вызвана стремлением избежать перекоса власти в сторону законодательной ее ветви, что было актуально для раннего периода истории США: именно парламент априори считался наиболее могущественным органом государства. Отсюда вытекало стремление отцов-основателей ограничить его власть.
Исходя из этого, разработчики Конституции установили пределы компетенции Конгресса, закрепив за ним строго определенный круг полномочий. Однако компетенцию законодательного органа США неверно было бы считать абсолютно ограниченной. Ведь положение разд. 8 ст. I Конституции о том, что Конгресс вправе принимать законы, которые "необходимы и уместны" для осуществления полномочий, предоставленных Конституцией как самому Конгрессу, так и правительству США в целом (имеется в виду весь механизм федеральной власти), а также его отдельным департаментам и должностным лицам, позволяет значительно расширять сферу законотворческой деятельности Конгресса как органа, олицетворяющего Союз. На основе приведенной конституционной нормы была сформулирована доктрина подразумеваемых полномочий Конгресса, то есть тех, которые прямо не упомянуты в Конституции, но имеются ею в виду. Данная концепция получила судебное признание, став официальной после вынесения Верховным судом США в 1819 г. решения по делу Маккаллоч против штата Мэриленд, в котором констатировалось, что все законодательные меры Конгресса являются конституционными, если они направлены на достижение целей, соответствующих не только букве, но и духу Конституции. Такое сочетание позитивного и негативного способов формирования полномочий Конгресса с концепцией его подразумеваемых полномочий позволяет охарактеризовать его компетенцию как относительно ограниченную.
Конкретные полномочия Конгресса США, установленные в разд. 8 ст. I Конституции, а также поправкой XVI к Конституции, закрепляются за Конгрессом как за единым целостным органом без разграничения по палатам. Данные полномочия реализуются посредством принятия законов и иных актов при формально одинаковом, но раздельном участии палат. Компетенция Конгресса США охватывает целый ряд сфер его деятельности.
В финансовой сфере Конгресс имеет право устанавливать и взимать федеральные налоги и иные сборы единообразно на всей территории США, определять размер государственных федеральных расходов, от имени США делать займы и выплачивать долги, производить денежную эмиссию, регулировать стоимость валюты США, устанавливать наказания за подделку государственных денежных ценных бумаг и монет.
Следует отметить, что формально в данной сфере государственной деятельности Конституция устанавливает монополию полномочий Конгресса: за Президентом никаких финансовых правомочий не закреплено. Однако с 1921 г. подготовка бюджета, а позднее и наиболее крупных финансовых биллей была поручена исполнительной власти, то есть инициатива в этой важной области государственного управления перешла к Президенту. Впрочем, и Конгресс сохранил здесь реальную влиятельность. Принимаемые им финансовые (денежные — money bills) билли, предусматривающие увеличение, сокращение либо недопущение ассигнований, запрашиваемых исполнительной властью, нередко значительно изменяют цели и объемы таких ассигнований по сравнению с запрашиваемыми.
К полномочиям в области экономики и культуры Конституция относит права Конгресса принимать единообразные законы по вопросам о банкротстве, регулировать торговлю (commerce — точнее коммерческие отношения) с иностранными государствами и между отдельными штатами, создавать почтовые службы, содействовать развитию науки и полезных ремесел, устанавливать единицы мер и весов, регулировать патентное и авторское право.
В сфере внешней политики, обороны и безопасности Конгресс имеет право объявлять войну, формировать и содержать армию и военно-морской флот, издавать правила по их организации и управлению ими, создавать милицию для обеспечения правопорядка, подавления мятежей и отражения вторжений.
Обратим внимание читателя на то, что, хотя право решать вопрос о вступлении США в военные действия Конституция безоговорочно относит к компетенции Конгресса, фактически оно в большинстве случаев осуществляется Президентом страны. За всю историю США только пять из приблизительно 200 войн, в которых они участвовали, были объявлены Конгрессом. Во всех остальных случаях палаты Конгресса лишь санкционировали правомерность уже идущих военных операций. Примерами могут служить начало военных действий по распоряжению Президентов Дуайта Эйзенхауэра в Ливане, Джона Кеннеди на Кубе, Линдона Джонсона в Доминиканской Республике, Джеймса Картера в Иране, Рональда Рейгана в Гренаде, Ливии и Персидском заливе, Джорджа Буша в Панаме и Ираке. Юридическим основанием для перераспределения ролей Конгресса и Президента в сфере принятия решений об использовании Вооруженных сил стали решения Верховного суда США начала XIX в., которыми признано право Президента как Главнокомандующего армией и флотом США без санкции Конгресса использовать Вооруженные силы для отражения внезапного нападения на страну, а с получением последующей санкции — вести "ограниченные, частичные и неполноценные (imperfect)" войны*. Окончательное размежевание компетенции Конгресса и Президента в рассматриваемой области произошло с принятием Резолюции о военных полномочиях 1973 г. В соответствии с ней Президент может направлять Вооруженные силы для участия в военных действиях по собственному волеизъявлению только в том случае, если последние являются "неизбежными" и только после предварительных консультаций с Конгрессом. В течение 48 часов после принятия решения Президент обязан уведомить об этом Конгресс, представив доклад в письменном виде. Если в течение 60 дней Конгресс не дает официального разрешения на их продолжение, Президент обязан отозвать войска из района военных действий. В крайних случаях "для обеспечения безопасности вывода" американских Вооруженных сил этот срок может быть продлен еще на 30 дней. Однако если палаты примут совпадающую резолюцию о прекращении военных действий в любое время этого общего срока, Президент обязан подчиниться.
* Fisher L. The Constitution between Friends: Congress, the President and the Law. N. Y., 1987. P. 287.
В сфере определения правового положения человека и гражданина Конгресс имеет полномочия регулировать порядок натурализации, определять некоторые преступления (совершенные в открытом море, предусмотренные международным правом, состоящие в подделке ценных бумаг) и устанавливать наказания за них.
В сфере судебной власти Конгрессу принадлежит право учреждать федеральные суды, за исключением Верховного суда США, существование которого предусмотрено самой Конституцией.
Наконец, Конгресс США имеет исключительные законодательные полномочия в федеральном округе Колумбия.
Как видно, компетенция Конгресса определена Конституцией США по сравнению с более поздними документами конституционного характера в других странах достаточно фрагментарно и бессистемно. В современном виде она базируется не только непосредственно на конституционных положениях, но и на нормах текущего законодательства, судебных прецедентах. При этом в некоторых сферах у Конгресса появились новые полномочия (благодаря концепции его подразумеваемых прав), другие, изначально существовавшие полномочия, устарели (выдача каперских свидетельств) или осуществляются при решающем участии Президента, о чем уже шла речь.
Позитивная регламентация компетенции Конгресса в Конституции США дополняется, как уже говорилось, негативным способом ее формулирования: Конгрессу адресован целый ряд конституционных запретов (разд. 9 ст. I). Он не вправе присваивать дворянские титулы, приостанавливать действие хабеас корпус, то есть допускать несудебный порядок ограничения личной свободы человека (кроме случаев мятежа или вторжения), облагать налогом или пошлиной товары, вывозимые из одного штата в другой, выдавать деньги казначейства иначе, как на основе закона, принимать билли об опале (Bills of Attainder), дающие возможность обрекать человека на казнь без судебного разбирательства, принимать законы, имеющие обратную силу (ex post facto Law), устанавливать для каких-либо штатов преимущества и льготы в ущерб другим штатам в сфере торговли и судоходства. Кроме того, целый ряд запретов, адресованных Конгрессу, сформулирован поправками к Конституции в виде гарантий прав человека.
Конституционная компетенция Конгресса США в целом дополняется компетенцией каждой из его палат. Полномочия палат разграничены по вопросам, не связанным с законодательством. Они будут рассмотрены чуть далее.
Актами Конгресса являются законы (acts). Помимо законов палаты Конгресса в соответствии с Конституцией США (разд. 7 ст. I) по вопросам своей компетенции принимают резолюции, заявления, некоторые другие документы. Наиболее важными из них являются резолюции. Согласно постоянным правилам палат резолюции можно подразделить на совместные, совпадающие и простые.
Совместные резолюции принимаются палатами по "случайным, необычным или второстепенным вопросам законодательства" и имеют нормоустанавливающее значение. Поэтому на них Конституцией распространяется такой же порядок прохождения через палаты, санкционирования и промульгации, как и установленный для законов. Совместные резолюции обладают и юридической силой закона. В форме совместных резолюций принимаются, например, поправки к Конституции, решения о продлении срока действия законов и др.
Совпадающие резолюции — это документы, регулирующие вопросы взаимоотношений между палатами либо выражающие общее мнение обеих палат по какому-либо вопросу, объявляющие программу их совместной деятельности в той или иной сфере. Совместные и совпадающие резолюции должны быть приняты палатами в одинаковой редакции.
Наконец, простые резолюции принимаются каждой палатой по отдельности, отражая ее позицию по тому или иному вопросу, а также регулируя внутриорганизационные проблемы палаты. Ни совпадающие, ни простые резолюции, в отличие от совместных, не нуждаются в одобрении Президента.
Всего за год Конгресс США в среднем принимает около 7—10 тыс. законов и резолюций.
Резиденцией Конгресса является Капитолий (самое высокое здание столицы США). Северное его крыло занимает Сенат, южное — Палата представителей, которые считаются соответственно верхней и нижней палатами американского парламента.
Палата представителей, как и нижние палаты парламентов других стран, формируется на наиболее демократичных началах и выполняет основной объем законотворческой деятельности парламента. Благодаря этому обстоятельству в американской литературе конгрессменами нередко, именуют только депутатов Палаты представителей (называя членов верхней палаты сенаторами).
Полномочия Палаты представителей условно можно подразделить на две группы: характеризующие ее участие в осуществлении компетенции Конгресса в целом, а также собственные полномочия. Участие Палаты представителей в осуществлении полномочий Конгресса выражается в том, что большая часть законопроектов на практике вносится именно в нее, а проекты финансовых законов должны вноситься только в нее (разд. 7 ст. I Конституции). Наравне с Сенатом участвует Палата и в преодолении президентского вето на законопроекты.
Кроме того, в соответствии с Конституцией Палата представителей имеет собственную компетенцию. Так, ей принадлежит право избрания Президента в рамках экстраординарной процедуры, исключительное право возбуждения преследования и формулирования статей обвинения в порядке импичмента (разд. 2 ст. I), которым палата воспользовалась за всю историю своего существования 65 раз.
Наконец, Конституция наделяет Палату представителей полномочиями внутриорганизационного характера. Это избрание спикера и других должностных лиц Палаты (разд. 2 ст. I), решение вопросов, касающихся выборов, их результатов и соответствия ее членов квалификациям (разд. 5 ст. I).
Палата представителей состоит из 435 депутатов. Такое число как максимально допустимое установлено Актом о перераспределении мест в Конгрессе 1929 г., действующим с поправками 1941 г. Акт запретил увеличивать число мест в Палате. Перераспределение мест в Палате между штатами пропорционально численности их населения осуществляется по-прежнему раз в 10 лет, но в рамках установленной цифры. Перераспределение оформляется резолюцией Палаты в соответствии с планом перераспределения, который Президент обязан разработать и представить в Палату после каждой общенациональной переписи населения в соответствии с ее данными. В настоящее время наибольшее представительство имеет штат Калифорния (52 мандата), а наименьшее — Аляска, Вермонт, Вайоминг, Делавэр, Южная и Северная Дакота (по одному). Помимо 435 конгрессменов, обладающих правом решающего голоса, в работе Палаты участвуют без такового по одному представителю от федерального округа Колумбия и зависимых территорий.
Срок полномочий Палаты, составляющий всего два года, один из самых коротких в мире. Однако кардинальные изменения персонального состава Палаты происходят редко: зачастую одни и те же лица избираются в Палату многократно. Не более 15% ее членов завершают парламентскую карьеру первым же сроком избрания, но примерно столько же пребывают в стенах Палаты более 20 лет*. Предложения об ограничении срока пребывания парламентариев в палатах рассматривались Конгрессом неоднократно, но ни разу не были одобрены ни в одной палате.
* См.: Разделенная демократия. Сотрудничество и конфликт между Президентом и Конгрессом. М., 1994. С. 44—45.
Палата не может быть распущена досрочно. Процедура заполнения отдельных вакансий в Палате регламентируется законодательством штатов. Обычно в случае досрочного выбытия конгрессмена клерк графства, в котором он проживал в момент избрания, уведомляет об этом губернатора своего штата. Последний назначает выборы по соответствующему конгрессиональному избирательному округу.
Деятельностью Палаты руководит спикер, который избирается Палатой на срок ее полномочий в начале первой после парламентских выборов сессии Конгресса. Фактически кандидатура спикера определяется партией большинства: спикером становится один из ее наиболее влиятельных членов. Причем в отличие от своего коллеги в Великобритании спикер является открыто партийной фигурой, продолжая состоять членом соответствующей партии. Согласно обычаю, эта должность поручается опытному политику, неоднократно избиравшемуся членом Палаты и досконально изучившему правила процедуры. Лицо, избранное спикером, обычно остается в этой должности, пока соответствующей партии принадлежит большинство в Палате (и, естественно, пока сам он избирается в ее состав), переизбираясь по нескольку раз. С начала XX в. средний срок пребывания спикеров в Капитолии составляет 24 года. Спикер считается третьим лицом в государстве — он вступает в должность Президента, если ни Президент, ни Вице-президент не могут исполнять обязанности главы государства.
Функции спикера достаточно обширны. Согласно правилам Палаты, он представляет ее перед Президентом, другими институтами власти, осуществляет организационное руководство ходом ее работы, обеспечивая соблюдение установленных процедур. Ему принадлежит право назначения конгрессменов в специальные, следственные (применительно к США у нас их именуют расследовательскими) и согласительные комитеты. Он решает процедурные споры и обеспечивает порядок в месте заседаний Палаты, удостоверяет акты, принимаемые Палатой, а также повестки о вызове в комитеты Палаты. Спикер является также хранителем печати Палаты. Одна из важных его привилегий заключается в так называемом "праве признания", то есть в праве предоставлять (или не предоставлять) слово на заседании Палаты. Под руководством спикера работают другие должностные лица Палаты — клерк Палаты представителей, выполняющий секретарские функции, его помощники (клерки), пристав, отвечающий за безопасность в Палате, капеллан, привратник, почтмейстер, эксперт по парламентской практике, именуемый парламентарием (советник спикера по процедурным и организационным вопросам работы Палаты). Указанные должностные лица в отличие от спикера не являются членами Палаты. Они назначаются Палатой в начале первой после парламентских выборов сессии.
Палата имеет постоянные и временные комитеты. К последним относятся специальные и следственные. Главную роль в работе Палаты играют постоянные комитеты. Их статус регламентируется правилами Палаты представителей, которые устанавливают перечень комитетов, их численный состав, порядок формирования и полномочия.
Постоянные комитеты создаются по основным направлениям законодательной деятельности, имея специализированный характер. Их основная функция, как и в других странах, состоит в предварительной проработке законопроектов, представлении Палате заключений по ним, включая предложения о поправках, а также анализ практики применения действующего законодательства по вопросам ведения комитета.
К числу правомочий комитетов правила Палаты относят права по организации слушаний, самостоятельному определению места и времени своих заседаний (в том числе в период между сессиями и заседаниями Палаты), проведению расследований, вызову свидетелей, истребованию документов и материалов по вопросам своей компетенции, приведению к присяге и заслушиванию показаний.
Формально персональный состав каждого постоянного комитета определяется путем принятия Палатой соответствующей резолюции в начале работы первой сессии нового созыва. Однако фактически решающая роль в этом процессе принадлежит партийным фракциям. Прежде всего конкретное соотношение представительства партий в каждом комитете определяется по соглашению между лидерами фракций. Один конгрессмен не может быть членом более чем двух постоянных комитетов. Каждый комитет возглавляется председателем, который созывает и ведет его заседания, определяет повестку дня, осуществляет контроль за распределением средств, выделяемых комитету, представляет Палате доклад по результатам обсуждения в комитете проектов, руководит вспомогательным аппаратом комитета.
В Палате представителей действуют 22 постоянных комитета (по сельскому хозяйству, по ассигнованиям, по делам военнослужащих, по банковскому делу, по финансам и проблемам городов, бюджетный и др.).
Традиционно постоянные комитеты играют огромную роль в процессе законотворчества. Именно их позиция во многом определяет судьбу внесенных в Палату проектов. На пленарных заседаниях Палаты приблизительно в 90% случаев законопроекты, одобренные профильным комитетом, принимаются Палатой практически без изменений.
Порядок деятельности постоянных комитетов Палаты представителей регулируется не только правилами Палаты, но и правилами самих комитетов (они не должны противоречить правилам Палаты).
В рамках постоянных комитетов образуются подкомитеты, имеющие более узкую специализацию. В последние годы активность подкомитетов в значительной степени усилилась по причине усложнения законотворческой деятельности. Полномочия подкомитетов в основном те же, что имеют комитеты, за исключением права обращаться непосредственно к Палате. Это прерогатива комитетов, которым подкомитеты докладывают о своей работе.
Следственные и специальные комитеты Палаты представителей создаются ею на определенный срок для расследования или изучения какого-либо вопроса. Численный состав, сроки функционирования, полномочия каждого специального и следственного комитета определяются резолюцией о его образовании, исходя из объема и характера его задач. Полномочия временных комитетов аналогичны тем, которые осуществляют постоянные. Доклады комитетов заслушиваются Палатой, после чего они, как правило, распускаются.
Наконец, комитет всей Палаты — это весь ее состав, созываемый для обсуждения финансовых биллей и наиболее значительных законопроектов. При этом кворум, в отличие от сессионной формы работы, составляет 100 депутатов. Председательствует на заседании комитета всей Палаты не спикер, а назначенный им конгрессмен.
Палата представителей (наряду с Сенатом) участвует и в создании объединенных комитетов Конгресса — специализированных постоянных и временных органов, создаваемых палатами на паритетных началах на основе соответствующего закона или совпадающей резолюции палат. В настоящее время наиболее важными являются постоянные объединенные комитеты по экономике и по атомной энергии. Некоторые такие комитеты, например, по иммиграции и натурализации, а также по управлению индейскими племенами, наоборот, бездействуют. Состав комитетов немногочислен (6—10 человек). Функции председателя комитета поочередно переходят то к сенатору, то к члену Палаты представителей.