Роль религии в современном обществе.

Государство и религия.

В советское время установился порядок - церковь (мечеть) была отчужденна от государства, и религия фактически была оставлена на усмотрение совести каждого взрослого человека. Так было не только у нас, но и во многих других странах в одно время господствовала идеология, считающая религию опиумом для народа.

В античные времена религия еще не оформилась во влиятельную силу, и государству приходилось иметь дело с языческими его проявлениями. Язычество как общественная сила не могла создавать серьезные проблемы для античного государства.

В средневековьесильное развитие получила церковная религия, которая представляла силу, влияющую на общественное развитие. Церковь превращается в царство божья, а государству отводится низшая и служебная роль военного и полицейского учреждения.

В новое время первенство вновь отдается государству. Маккиавелли, Гоббс, Руссо, Гегель и др. утверждали тезис о том, что государственная власть является всеобъемлющей, а власть церкви распространяется только на верующих.

Весь цивилизованный мир с тех пор живет представлениями о верховенстве человеческих законов, что церковь сама должна жить и действовать в рамках государственных законов.

Но и в наши дни остаются государства, где религиозные установления признаются и защищаются государством. Мусульманское право (Иран, Ирак, Пакистан и т.д.) полностью состоит из теологических нормативов – шариат.

Правовое государство - это светское государство. Религия - важнейшая сторона духовной жизни в рамках любого государства. В современном мире нет ни одного государства, где бы не было верующих.

Государство не должно допускать установление в обществе монополии какой-либо одной идеологии. Само же государство также должно быть деидеологизировано. Государство, основываясь на легитимных законах, представляет интересы всех слоев населения, независимо от их идеологических убеждений и представлений. В правовом государстве обеспечивается подлинный плюрализм в духовной сфере.

Государство, основанное в своей деятельности на праве, то есть подлинное правовое государство - оно и есть средство освобождения людей от теократических, этнократических отклонений.

Понятие секуляризации.

Секуляризация термин от лат. светский, мирской. Он означает:

1) снятие святости, освобождение от влияния религии, приверженность светскому влиянию;

2) отторжение какого-либо церковного имущества в пользу светского (государственного) владения;

3) юридический перевод духовного лица в светское состояние, освобождение монаха от данного им ранее в католическом ордене обета.

Первоначальное значение термина - отчуждение церковной собственности, церковных земель, монастырей в пользу государства.

Впервые слово «секуляризация» было произнесено в 1646 г. на переговорах по заключению Вестфальского мира по конфискации монастырских владений - секуляризации церковного имущества в пользу победивших держав.

Впоследствии секуляризация воспринимается как фактор, формирующий современную культуру и современное общество в качестве светской культуры и светского общества. Религия и церковь утрачивают прежнее значение, как в объяснении мира, так и в решении жизненных проблем общества и личности.

Вплоть до XIX в. религия служила фундаментом формирования мировоззрения, составляющего основу культуры. Современное общество разрабатывает мировоззрения, независимого от религиозных символов и опирается на науку.

В процессе секуляризации религия превращается в одну из сфер жизни общества, раньше она была объединяющей его силой. Теперь она существует наряду с искусством, наукой, философией. Религия не изолирована, конечно, от других сфер жизни, она может включаться в политическую или экономическую деятельность.

Современное государство отделено от церкви. Большинство государств (светских) заняты удовлетворением материальных потребностей граждан, а не заботой об их духовном здоровье.Капитализм подрывает влияние церкви, и стремится к материально обеспеченной жизни.

Под влиянием капитализма даже великие «церковные праздники» (такие как Рождество и Пасха) превратились просто в «дни отдыха» с чрезмерным потреблением мирских благ - в эти дни люди покупают дорогие подарки, новую одежду и т.п.

Компромиссы по спорным вопросам религии. Например, в католической церкви - она официально отказалась от традиционной римско-католической литургии (месса читается на языке слушателей). Библия давно уже выпускается в переводе на многие языки.

Не только Рождество или Пасха были коммерциализированы, но и многие светские праздники и дела заменили церковные мероприятия для верующих.

Исторический пример секуляризации: События, произошедшие в Венецианской республике в начале XVII в. Власти Венеции сочли полезным для республики ограничить размеры церковных вкладов граждан; поставили под контроль светской власти строительство церковных зданий; ввели порядок, согласно которому лица духовного звания, обвиняемые в уголовных преступлениях, должны были привлекаться к ответственности обычными судами, как и миряне; духовенство было выведено из состава правительственных советов.

Роль религии в современном обществе.

Процесс глобализации затронул и религиозную сферу, поэтому в современном мире все больший вес приобретают основные мировые религии, и остается все меньше адептов этнорелигий. Примером послужила религиозная ситуация на Африканском континенте - если более 100 лет назад среди населения африканских государств, преобладали адепты местных этнорелигий, то сейчас всю Африку можно условно поделить на две зоны - мусульманскую (северная часть материка) и христианскую (южная часть материка). Наиболее распространенными религиями в современном мире являются так называемые мировые религии - буддизм, христианство и ислам; каждое из этих религиозных течений имеет свыше миллиарда адептов. Также широко распространены индуизм, иудаизм, даосизм, сикхизм и другие верования.

ХХI век и современное время можно назвать не только временем расцвета мировых религий, но и периодом зарождения и бурного развития многочисленных религиозных течений и псевдорелигиозных сект. Неошаманизм, неоязычество, учение Дона Хуана (Карлос Кастанеда), учение Ошо, саентология, Агни-йога, PL-Кёдан - это религиозные течения, возникшие менее 100 лет назад и имеющие на данный момент сотни тысяч адептов.

В большинстве государств религия и политика разделены, и священнослужители не обладают властью оказывать существенное влияние на политические и гражданские процессы в стране.

Тем не менее, во многих государствах религиозные организации оказывают значительное влияние на политические и социальные процессы. Также не следует забывать, что религия формирует мировоззрение верующих, поэтому даже в светских государствах религиозные организации опосредствованно влияют на жизнь общества, так как они формируют взгляды на жизнь, убеждения, а зачастую - и гражданскую позицию граждан, являющихся членами религиозной общины.

Тенденции, применимые ко всем странам:

- более лояльное отношение граждан к религиям, которые считаются традиционными для их государства, и более враждебное - к новым течениям и мировым религиям;

- увеличение заинтересованности религиозными культами, которые были распространены в далеком прошлом, но уже почти забылись до недавнего времени (попытки возродить веру предков);

- возникновение и развитие религиозных течений, которые являют собой симбиоз определенного направления философии и догм из одной или сразу нескольких религий;

- быстрое увеличение мусульманской части общества в странах, где еще несколько десятилетий данная религия была не очень распространена;

- попытки религиозных общин лоббировать свои права и интересы на законодательном уровне;

- появление течений, противодействующих увеличению роли религии в жизни государства.

Несмотря на то, что большинство людей положительно либо лояльно относятся к различным религиозным течениям и к их поклонникам, попытки верующих диктовать остальной части общества свои правила зачастую вызывают протест у атеистов и агностиков.

Контрольные вопросы:

1.Какое было положение религии в советское время?

2. Что означает термин «секуляризация»?

3. Как выглядит религия в эпоху глобализации?

СРС:

1. Что такое правовое государство?

2. Назовитеисторические примеры секуляризации.

СРСП:

1. Роль религии в государстве. Реферат.

ГЛОССАРИЙ

На русском языке На казахском языке На английском языке
Государство Мемлекет State
Самостоятельная организация, обладающая суверенитетом, монополией на применение оружия, специальными механизмами управления и принуждения, а также устанавливающая правовой порядок на определённой территории.
Правовое государство Құқықтықтың мемлекеті Constitutional state
Государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права.
Секуляризация Секуляризация Secularization
В исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению
Глобализация Жаһандану Globalization
Процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.
Этнорелигиоведение Этнорелигиоведение Еthnic Religious
Наука, занимающаяся изучением религий мира в этническом контексте
Религиозное объединение Діни бірлестік Religious Association
Добровольное объединение совершеннолетних граждан и иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории государтва, и образованное с целью совместного исповедания и распространения веры.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Артемьев А.И. Религиеведение: основы общего религиеведения, история религий, религии в Казахстане (в двух томах). Учебное пособие. – Алматы, «Бастау», 2011 г. 2. Артемьева А.И. Хрестоматия по религиеведению. – Алматы, «Бастау», 2011 г. 3. Тимошинов В.И. Религиоведение (Казахстан, Евразия, Восток, Запад). Учебное пособие. – Алматы, «Бастау», 2011 г. 4. Религиоведение: Учебное пособие (под ред. Шахнович М.) – Санкт-Петербург, «Питер-пресс», 2011 г.  

Дополнительная литература

1. Апанасенок А.В. Религии народов мира. Учебное пособие. - М, «Альфа-М»: НИЦ Инфра-М, 2012 г.

2. Есим Г. Основы религоведения. Учебник. - Алматы, «Білім», 2011 г.

3. Иванов Ю.Н. Религии мира. Православие. - Минск, «Книжный дом», 2009 г.

4. Роковский В., УстменкоД. Религиоведение: хрестоматия. РиД. Феникс 2009. – 320 с.

5. Религиоведение. Энциклопедический словарь. М., 2009 г.

Интернет ресурсы

1. Атеизм и религии. (http://www.ateism.ru/)

2. Государство и религия.(http://www.state-religion.ru/)

3. Мир религий. (http://www. religio.ru/)

4. Народы и религии мира(http://www.cbook.ru/peoples)

5. Религия в светском обществе. (http://www.religion.sova-center.ru/)

Наши рекомендации