Изменение ценностей и модернизация

Сравнительные исследования политического поведения дали значительные результаты в изучении изменений ценностей граждан. Ранние исследования политического поведения были посвящены изучению соотношения между раз­витием индустриального общества и изменяющимися ценностями населения (Inkeles, Smith, 1974). В последние два десятилетия эта область расширилась благодаря анализу процесса изменения ценностных установок, сопровождаю­щего развитие постиндустриального общества.

Идея Р. Инглхарта о движении ценностных ориентации в направлении постматериальности (Inglehart, 1977; 1990; Abramson, Inglehart, 1995) опреде­лила ведущие подходы к изучению тех изменений, которым подвержены ши­рокие слои населения в промышленно развитых демократических странах. Его трактовка перемен в системе ценностей базируется на двух посылках. Во-первых, он полагает, что приоритеты в обществе формируются в соответ­ствии с ориентацией на «нехватку» чего-либо: люди придают большую цен­ность тому, чего в обществе относительно мало4. Во-вторых, он исходит из того, что личные ценностные ориентации и приоритеты человека отражают те условия, в которых проходила его социализация. Сочетание этих двух посы­лок создает общую модель формирования ценностных установок: основные ценностные ориентации человека формируются в раннем возрасте как реак­ция на социоэкономические условия (личные и социальные) того периода, и, сформировавшись, эти ценности обычно остаются неколебимыми перед лицом всех последующих изменений в условиях жизни.

Инглхарт использовал эту модель для доказательства того, что социоэко­номические факторы, преобразующие западные индустриальные общества, изменяют и относительный характер значимых целей и, соответственно, цен­ностные приоритеты населения. Люди старшего поколения обычно подчерки­вают значимость традиционных «материальных» целей общества, таких, как экономическое благополучие, общественная безопасность, законность и по­рядок, религиозные ценности и сильная национальная оборона. Выросшее в обстановке, когда обществу, кажется, удалось достичь традиционных целей, молодое поколение в западных странах обращает внимание на «постматери-

4 В своей ранней работе Инглхарт предпринял попытку расширить идею «нехватки»до более широкой теоретической схемы иерархии человеческих ценностей А. Маслоу, но в более поздних работах он придавал ей меньшее значение.

альные» цели — самовыражение, личную свободу, социальное равенство, са­мореализацию и поддержание качества жизни.

Идея постматериальности Инглхарта особенно ценна тем, что она приме­нима к изучению развитых индустриальных стран. Его понятие смены ценно­стных установок полезно, например, для объяснения различия в отношении к Общему рынку людей, принадлежащих к разным поколениям. Вдобавок само представление о шкале материальных — постматериальных ценностей связано с возрастающим интересом населения к вопросам охраны окружающей сре­ды, равноправия женщин, защиты прав потребителя и другим проблемам качества жизни.

Появление постматериальных ценностей может быть связано с проблема­тикой демократизации двумя способами. Во-первых, постматериальные цен­ностные ориентации отчасти привели к обновлению определения природы политики в индустриально развитых обществах. Такого рода интересы обусло­вили создание новых движений граждан. Экологическое и женское движения, например, выдвинулись в качестве альтернативной политической силы (Dalton, 1994а; Gebb, 1989). Это часто приводило к столкновениям с существующими экономическими группами интересов — промышленным лобби и профсоюза­ми. С новыми социальными движениями объединились «новые левые» и партии «зеленых», которые отстаивали свои позиции, участвуя в избирательном про­цессе и в работе парламентов (Mueller-Rommel, 1989). Короче говоря, эти ори­ентации способствовали развитию политического противостояния в передо­вых индустриальных демократических странах.

Помимо выдвижения альтернативных целей общества сторонники постма­териальных ценностей добивались изменения политического стиля в условиях демократии. Постматериализм способствовал изменению видов политического действия граждан в западных странах (Bames, Kaase, 1979; Jennings, van Deth, 1990). Появились нетрадиционные формы политического действия (такие, как протест), бросающие вызов правящей элите. В том же ключе действовали от­дельные группы граждан и партия «зеленых», призывавшие к расширению демократического процесса, предоставлению большему числу людей возмож­ности участвовать в формировании политических решений и их реализации. Сторонники постматериальных ценностей выступали за создание консульта­тивных групп из числа простых граждан, за проведение референдумов и дру­гие формы прямой демократии в противовес ограниченной представительной демократии. Таким образом, постматериализм поставил под вопрос принци­пы демократии, развернув дискуссию о представительной демократии и партиципаторной демократии, что дало основания говорить о «кризисе демокра­тии» (Klingtmann, Fuchs, 1995).

Еще одно применение тезиса о постматериальности состоит в том, чтобы выявить контрасты ценностей в странах Восточной Европы и Восточной Азии вступивших в период демократических преобразований (Inglehart, Siemienska, Gibson, Duch, 1994), но эта идея довольно сомнительна. Инглхарт определял постматериализм как следствие экономического и политического развития, а указанные страны находятся в самом начале этого процесса. В связи с этим элиты и население стран Восточной Европы и Восточной Азии, скорее всего, будут руководствоваться материальными целями, когда-то преобладавшими в политике западных демократий. Например, в то время как голландцы могут позволить себе стремиться к постматериальности, поляки надеются достичь материального изобилия, к которому голландцы давно привыкли. Вдобавок в

странах, переживающих процесс демократизации, наибольшее значение при­дается развитию институциональных форм представительной демократии; не исключено, что для них демократия участия, за которую ратуют в передовых индустриальных державах, не приемлема. В этом состоит значительное расхож­дение в ближайших целях передовых индустриальных демократий и демокра­тий нарождающихся5. Обе группы становятся более демократическими, но в каждом случае демократия имеет свой смысл.

Наши рекомендации