Тема 4. Сущность государства
4.1. Общая характеристика учений о происхождении и сущности государства
4.2. Понятие, признаки, функции и формы государства
При изучении данной темы следует исходить из того, что по сведениям науки государство и право возникли лишь на определенном этапе развития общества, которому предшествовала длительная эпоха первобытно-общинного строя. При подготовке первого вопроса следует разобраться в содержании основных закономерностей происхождения государства и права, понять, чем отличается государство от догосударственной организации власти. Важно хорошо осмыслить особенности и формы возникновения государства и права у разных народов (афинская, римская, древне-германская, древневосточная). Здесь целесообразно воспользоваться знаниями по истории государства и права, что позволит глубже уяснить причины и особенности возникновения государства и права в Древней Греции, Древнем Риме и т.д. Изучение материала первого вопроса предполагает также выяснение причин существования множества теорий происхождения государства и права (объективных и субъективных) и усвоение характеристик наиболее известных теорий (теологической, патриархальной, договорной, теории насилия, психологической), знание их представителей и имеющиеся в литературе суждения по поводу обоснованности этих теорий с точки зрения современной науки.
При изучении второго вопроса необходимо уяснить понятие государства и его основные признаки (наличие особой публичной власти, деление населения по территориальному признаку, суверенитет, налоги, правотворчество и др.).
Важно понять категорию «сущность государства», выявить общесоциальное и классовое в сущности государства в процессе его эволюции, а также определить социальное назначение современного государства. Следует ознакомиться с основными современными теориями по разному трактующими сущность и социальное назначение государства (плюралистической демократии, теория элит, технократическая теория, теория всеобщего благоденствия, теория конвергенции, теория правового государства и др.). Далее важно уяснить термин «исторический тип государства», а также значение данной категории для изучения государственности. Необходимо обратить внимание на существование формационного и цивилизационного подходов к типологии государства. Следует выяснить их особенности и отличия, научиться классифицировать государства на типы в соответствии с этими подходами.
Важно понять, что в реальной жизни, внешне государство представлено формой своей организации, которая выражает его сущность и содержание. Поэтому нужно основательно разобраться в том, что представляет собой форма государства, из каких взаимосвязанных элементов она состоит, понять историческую обусловленность возникновения той или иной формы государства в разных странах. На этой основе следует усвоить понятия формы государства и каждого из составляющих ее элементов (формы правления, формы государственного устройства и политико-правового режима). При этом необходимо учитывать неодинаковые подходы ученых к оценкам формы государства.
Следует уяснить понятие формы правления, как элемента формы государства, определяющего структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и взаимодействия между собой и с населением. В зависимости от того, кем осуществляется верховная власть, форма правления подразделяется на монархическую и республиканскую. История и современность знают их различные виды, следовательно необходимо выяснить, какие существуют виды монархий и республик, в чем состоит их отличие. При этом важно подтверждать свои знания историческими и современными примерами.
Следует усвоить понятие формы государственного устройства, обратить внимание на особенности простых и сложных форм государственного устройства, выявить их юридические признаки. Важно понять особенности таких сложных форм государственного устройства, как федерация, конфедерация, иных государственных и межгосударственных образований (сообществ, содружеств, союзов).
Следует усвоить понятие политико-правового режима, как совокупности методов и средств осуществления государственной власти, выработать умение проводить видовую классификацию политико-правовых режимов в разных типах государств и оперировать соответствующими примерами. Необходимо понять суть прямой и непосредственной демократии, роль и значение в процессах демократизации общества средств массовой информации.
Изучение функций государства должно привести к пониманию того, что именно в них проявляется сущность государства. Содержание функций обусловливается сущностью государства, целями, стоящими перед ним на определенном этапе развития, а также задачами, решаемыми для достижения этих целей. При этом следует иметь в виду, что речь идет о функциях государства в целом, а не отдельных его органов. Это необходимо учитывать и при видовой классификации функций, используя для этого разные критерии. Осваивая классификацию функций важно знать, что в литературе предлагаются различные варианты деления функций на виды (общесоциальные, классовые, внутренние, внешние и т.п.). Материал темы следует изучить и с учетом того, что функции государства подвержены эволюции в связи со сменой целей и задач государства. Одни функции могут исчезать и появляться новые, содержание других изменяется и др. Содержание функций целесообразно показать на примерах деятельности белорусского государства. В процессе изучения содержания функций важно понять, что любое государство осуществляет свои функции с учетом и в тесной взаимосвязи с глобальными проблемами, стоящими перед мировым сообществом на современном этапе.
Литература:[8], [9], [10], [11]
Вопросы для самоконтроля.
1. Дайте общую характеристику учениям о происхождении и сущности государства.
2. Дайте понятие государства.
3. Определите признаки государства.
4. Охарактеризуйте функции государства.
5. Охарактеризуйте структурные элементы формы государства.