Статус республики башкортостан в составе российской федерации

В.Е.Сафонов,

судья Конституционного суда Республики Башкортостан

Начало 90-х годов в нашей стране по праву войдет в историю оте­чественного федерализма своей масштабностью и динамизмом конститу­ционного развития как самой Российской Федерации, так и республик в ее составе. Лишь с 1992 по 1994 год новые Конституции были приняты в 9 республиках, причем новыми они являлись не только по форме, но и по содержанию. Такое конституционное многообразие во многом обогатило российскую государственность, означало новый этап в развитии государ­ственности и самих республик. Отход от влияния стереотипов советской федерации и прежде всего от унитарно-централистского управления по­ложительным образом сказалось и на развитии конституционной рефор­мы, охватившей и бывшие автономные республики. Неслучайно, что со сломом административно - командной системы в Конституциях республик ярко проявились особенности их социально-политического и экономиче­ского развития, традиций их народов и духовная культура.

Наглядным примером в этом плане является Конституция Респуб­лики Башкортостан. Принятая Верховным Советом Республики Башкорто­стан 24декабря 1993 года Конституцияоткрыла новый этап в развитии республики, втом числе и в совершенствовании законодательной базы по таким важным вопросам, как определение правового статуса республики и ее взаимоотношений с федеральным центром.

Конституция Республики Башкортостан принципиальноотличается от прежнихактов конституционного законодательства, которые ранее дей­ствовали в республике.Вот почему закрепленный в Основном Законе рес­публикиправовой статусБашкортостана требует более детального рас­смотрения.

Статья 1 Конституции фиксирует, что Республика Башкортостан есть суверенное демократическое правовое государство,выражающее во­лю и интересывсего ее многонационального народа.

Норма о суверенитете, заложенная в данной статье, до сих пор вы­зывает немало дискуссий. Ряд ученых утверждают, что положение о суве­ренитете республики в составе Российской Федерации не соответствует статьям 5 и 65 Федеральной конституции, в которых закреплено равнопра-

вне субъектов Федерации и не предусматривается особого статуса для от­дельных субъектов.

Ошибочны, по их мнению, и нормы Федеративного договора, оп­ределившего республики как суверенные государства. Логика сводится к тому, что субъекты обладают самостоятельностью только при решении вопросов своей внутренней жизни, находящихся вне пределов ведения Федерации и ее полномочий по так называемым предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Термин «суверенитет», на их взгляд, означает полную независимость как во внутренних делах, так и во внешних отношениях. Делается вывод, что если бы республики в соста­ве Российской Федерации действительно стали суверенными государства­ми, то это бы означало потерю Федерацией своего суверенитета и превра-. щение ее в конфедеративный союз,

Такое догматическое толкование понятия суверенитета в отечест­венной науке сложилось еще в 20-х годах, когда закрепилась идея о том, что в Союзе ССР суверенитетом обладает лишь сама Федерация в целом, тогда как у входящих в ее состав государств - союзных республик - госу­дарственный суверенитет ограничен. Данное утверждение концепции об ограниченном суверенитете союзных республик привело к усилению цен­трализма и унитаризма и в конечном итоге к распаду СССР. Такая же практика повторяется и в отношении республик в составе Российской Фе­дерации. На наш взгляд, современные концепции федерализма, и в осо­бенности российского, нуждаются в другом подходе при определении су­веренитета.

В этомвопросе большой шаг вперед сделала западная политическая мысль. Выдвинутая в свое время Боденом концепция суверенитета, закре­пляющаяидею верховенства власти государства на своей территории и ее независимостьво внешних сношенияхв качестве основополагающего принципа теории государства,прошла длительный путь своего историче­скогоразвития и претерпела значительные изменения.Понимание того, что суверенитет реализуется в федеративномгосударстве как на уровнефедерального центра, так и на уровне субъектов Федерации, является се­годня преобладающей в западной политической науке. К этой точке зре­ния все большесклоняются и наши отечественные ученые, указывающие, что суверенитетлюбого народа, территории,субъекта Федерации является составной частью суверенитетаФедерации в целом. Таким образом, в фе­деративном государстве власть заключена в сферах, находящихся в юрис­дикциифедеральных частей и Центра не рядом друг с другом, как полага­ла классическая теория разделения суверенитета, не одна над другой, как склонны утверждать унитариеты, а друг в друге. Этово многом снимает

остроту теоретических и политических дискуссий на тему, что такое суве­ренитет и кому он принадлежит в федеративном государстве, переводит эти дискуссии в плоскость решения более практических вопросов опреде­ления предметов ведения и полномочий федеральной власти и органов го­сударственной власти субъектов Федерации.

Говоря же о статусе Республики Башкортостан, следует отметить, что ее Конституция включает важнейшие черты ее государственности. Помимо общего определения ее как суверенного демократического право­вого государства, он (статус) характеризуется наличием гражданства, его приобретением и прекращением в соответствии с Законом республики (статья 4) права обладать высшей властью на своей территории, самостоя­тельно определять и проводить внутреннюю и внешнюю политику, при­нимать Конституцию Республики Башкортостан и республиканские зако­ны, имеющие верховенство на всей ее территории (часть 2 статьи 1). Об­ладание всей полнотой государственной власти, распространяющейся на всей территории в пределах существующих границ (статья 69), за исклю­чением тех полномочий, которые в соответствии с Договором переданы в ведение Российской Федерации, еще раз подтверждает суверенность Баш­кортостана в составе Российской Федерации.

Такое верховенство Конституции Республики Башкортостан обес­печивает единство, согласованность и стабильность всей правовой систе­мы страны, при наличии юридически определенного разграничения пред­метов ведения и полномочий Федерации и республики. Обязательными на территории республики являются законы Российской Федерации, приня­тые по вопросам, переданным Республикой Башкортостан по Договору в ведение российской Федерации(статьи 5, 128Конституции РеспубликиБашкортостан).

Республика Башкортостан в подтверждении своего суверенного статуса является самостоятельным участником международных и внешне­экономических отношений и связей, кроме тех, которые добровольно пе­реданы по Договору в ведение Российской Федерации, а также право рес­публики вступать в отношения с другими государствами, заключать меж­дународные договоры и обмениваться дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами; участвовать в деятельности международных организаций (статья 74 Конституции Республики Баш­кортостан),

Нужно отметить, что Конституция как Основной Закон республики впервые заложила принципы договорных отношений с Российской Феде­рацией, что говорит об ее универсальности. Из всех Конституций респуб­лик только Конституция Республики Башкортостан имеет развернутую

систему конституционных норм об этих договорных отношениях. Тогда, в 1993 году, это было большим шагом вперед и новшеством в правовой дей­ствительности нашего государства. Такое явление вытекает из природы Конституции Российской Федерации, Федеративного договора и служит лишь дальнейшему укреплению российской федеративной государствен­ности. Сегодня ни одна научная дискуссия не обходится без критики дву­сторонних договоров и соглашений. Активно проводится мысль, что кон­ституционное пространство России разрушается договорным правом, что договорная практика составляет альтернативу нормам Федеральной кон­ституции. Делается вывод, что в том виде, в каком они существуют в на­стоящий момент, договоры нелегитимны.

Однако при этом забывается, что правовой основой заключения двусторонних договоров служит сама Конституция Российской Федера­ции, в статье 11 (часть 3) которой говорится, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Россий­ской Федерации и ее субъектов осуществляется Конституцией, Федера­тивным и иными договорами о разграничении предметов ведения и пол­номочий. Часть первая статьи 66 недвусмысленно указывает, что статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и Консти­туциями республик. Исходя из этого республики вправе заключать дого­воры и соглашения с федеральным центром и иметь в своем статусе эле­менты договорных отношений. Таким образом, политико-правовая ситуа­ция в стране не будет устойчивой и стабильной без дого ворно-конституционной основы, которая содержится как в Конституции Россий­ской Федерации, так и в Конституциях республик.

В рамках предоставленных прав в КонституцииРеспублики Баш­кортостан зафиксированы нормы, учитывающие исторические, нацио­нальные, природные особенности, касающиеся договорных сторон отно­шений с Российской Федерацией, которые содержатсякак в преамбуле, так и в статьях5, 10, 11, 70, 71, 73, 74,76, 77, 104,126, 128, 149, 152, 154 Конституции Республики Башкортостан.

Так, статья 5 фиксирует, что отношения Республики Башкортостан и Российской Федерации определяются Договором об основах межгосу­дарственных отношений Российской Федерации и Республики Башкорто­стан, другими двусторонними договорами и соглашениями. В статье 10 Конституции речь идет о договорных отношениях в области использова­ния недр и других природных ресурсов республики, в статье 11 говорится о договорных отношениях по вопросам государственной собственности, в статье 71 - по бюджетным вопросам. Статьи 73 и 74 соответственно закре­пляют договорные отношения при обеспечении комплексного экономиче-

ского и социального развития республики,при определении ее междуна­родных и внешнеэкономических связей,

Для характеристики договорных отношений сторон важное значе­ние имеет статья 126, определяющая систему законодательства республи­ки, статьи 149 и 152, закрепляющие договорные начала в области финан­совой и бюджетной политики-

Исключительными полномочиями Республики Башкортостан яв­ляются и установление основ конституционного строя, и принятие Кон­ституции, и обеспечение ее верховенства; определение системы органов государственной власти Республики Башкортостан, порядка их организа­ции и деятельности; наличие самостоятельной системы законодательства, обеспечивающей правовое регулирование всех общественных отношений, кроме тех, регулирование которых добровольно передано в соответствии с Договором федеральному центру, и многое другое. Не огульная критика Конституций республик и договорной практики, а взаимное обеспечение прав и ответственности как Республики Башкортостан, так и Федерации в целом, а также учет интересов друг друга - вот основа стабильного разви­тия нашего общества.

Наши рекомендации