Реализация культурной политики Евросоюза
Еще во второй половине 90-х гг. Евросоюз реализовал программы «Калейдоскоп» (поддержка художественного и культурного творчества в Европе), «Ариан» (книгоиздательский сектор), «Рафаэль» (сотрудничество по защите, консервации и повышению европейского культурного наследия) и т.д. С 2000 г. реализуется программа «Культура 2000». Программа содействует культурному диалогу народов Европы, транснациональному распространению культуры, творчеству и мобильности артистов, культурному разнообразию, развитию новых форм культурной экспрессии и прочее. Автором раскрыты механизмы реализации программы «Культура 2000»: специфические инновационные и/или экспериментальные акции; совместные акции в рамках структурированных, многолетних соглашений о культурном сотрудничестве; особые культурные события европейского и/или международного измерения[10].
Данные акции довольно успешно выполняют свои цели и задачи. Программа «Культура 2000» стала материнской для других программ и инициатив ЕС. В частности, для программы «Европейская Столица Культуры», представляющей собой яркую попытку пробудить европейское сознание различными символами. Концепция программы «Европейская Столица Культуры» допускает различную интерпретацию и мотивацию участия в ней. Это и стремление поднять международный престиж города, улучшить инфраструктуру культуры, оказать содействие творчеству и инновациям и т. д. Но программа, необходимо подчеркнуть, решает также и многообразные социальные задачи: развитие местных общин, удовлетворение потребностей специфических групп местного населения, забота о потребителях, контролируемые цены. Одновременно она является экономическим мегапроектом, что открывает перед ней хорошие перспективы.
Помимо Рамочной программы “Культура 2000” ЕС имеет в своем арсенале и другие инструменты сохранения культурного наследия, в том числе европейский региональный фонд развития, выделяющий средства для региональных проектов. В частности, за 2000–2006 годы в Греции проекты сохранения, реставрации и увеличения археологического наследия, а также модернизации музеев и музейного сервиса открытого доступа на 2/3 финансировались Европейским Союзом[11].
Реализацию тех же целей продолжила программа “Культура 2007”, бюджет которой по сравнению с предшественницей был увеличен на 70%. Её приоритетами стали вопросы углубления межкультурного диалога, а также поддержка работников культуры.
Серия MEDIA-программ позволяет демонстрировать европейские фильмы в странах ЕС в приоритетном порядке. Старые киноленты ныне восстанавливаются и сохраняются в цифровом формате. Цель медиапрограммы ЕС состоит в том, чтобы повысить конкурентоспособность европейской кинопродукции и аудиовизуальной промышленности с помощью стимулов, относящихся к мобильности профессионалов, развитию производственной инфраструктуры, распространению фильмов и телевизионных программ, а также поддержке кинофестивалей. Программа “MEDIA 2007” нацелена на удвоение проката европейских фильмов за пределами территории Евросоюза.
Аудиовизуальная политика в Европейском Союзе регулируется директивой “Телевидение без границ”, которая применяется к показу ТВ программ для населения. Это позволяет принимать их на территории всего ЕС и на протяжении суток иметь возможность смотреть каналы, транслирующие программы, созданные в Европе. Интересно, что данная директива чётко устанавливает лимит времени на телевизионную рекламу, который не может превышать 20% от каждого часа экранного времени. Попутно отметим, что в 2004 году Еврокомиссия приняла рекомендации по защите меньшинств и прав человека в отношении европейских аудиовизуальных и информационных служб[12].
Европейский Союз ставит перед собой цель объединить европейцев в понимании их общей истории посредством общения и различных схем обмена. Последние являются мостами между разными культурами. Так, с 1987 года более чем миллион европейских юношей и девушек обучались по программе студенческих обменов SOCRATES.
Особый акцент был сделан на изучение языков, ведь языки – это опора любой культуры. 2001 год был объявлен европейским годом языков. Это был ключевой год формирования долговременной политики содействия европейцам в освоении и использовании двух языков в дополнение к своему родному. В этом же году был учреждён и День европейских языков, который теперь ежегодно отмечается 26 сентября. Одновременно Евросоюз уделяет достаточно много внимания деятельности по сохранению региональных языков, а также языков меньшинств, хотя в основном подобная поддержка осуществляется на местном уровне.
Важную роль играют такие инициативы ЕС, как месячники европейской культуры, которые проводятся в различных городах Европы. Важнейшая грань месячников европейской культуры – европейское измерение, хотя оно и интерпретируется по-разному. Всем месячникам европейской культуры присущи проекты сотрудничества с другими европейскими странами. Важное политическое и культурное значение премийЕвросоюза в области культурного наследия, современной архитектуры, мобильности артистов и др.
Евросоюз добивается амбициозной задачи – стать наиболее динамичным обществом в мире, для чего всемерно укрепляет свой международный авторитет и влияние, в том числе, культурное и культурно-политическое, масштабы которого фактически сохраняют общемировой характер. Этих целей ЕС пытается добиться с помощью своих внешних программ, прямо или косвенно отражающих вопросы культуры[13].
Важное значение имеет сотрудничество ЕС со странами Средиземноморья в рамках так называемого Болонского процесса (отсчет ведется с 1995 г.) Партнерство в настоящее время охватывает 40 секторов и осуществляется на различных уровнях, включая двусторонние соглашения ЕС с отдельными странами Средиземноморья. Партнерство охватывает 37 стран (27 стран Евросоюза, Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Марокко, Палестинская автономия, Сирия, Тунис и Турция). В рамках культурного партнерства реализуется несколько программ: «Евромед Херитидж», «Евромед Аудиовизуал» и «Евромед Молодежь».
С 1995 г. Европейский союз реализует культурные программы в странах Африки, Карибского бассейна и Тихого океана. Эти вопросы в настоящее время регулирует Котонское соглашение, заключенное между ЕС и 77 странами. В частности, статья 27 соглашения устанавливает следующие цели культурного сотрудничества: интеграция культурного измерения на всех уровнях сотрудничества; признание, сохранение и содействие культурным ценностям и развитие межкультурного диалога; признание, сохранение и содействие ценностям культуры, на основе поддержки развития потенциала в данном секторе; развитие культурной индустрии и повышение доступа культурных продуктов и услуг на рынок; возвращение нелегально вывезенных культурных объектов[14]. Европейская комиссия реализует программы помощи на национальном и региональном уровнях, а также на уровне всего афро-карибо-тихоокеанского региона.
Важное значение имеет такое направление культурной политики, как отношения с постсоветскими странами в рамках программы «ТАСИС» – программы технической помощи по развитию рыночной экономики, демократии, усиления связей этих стран с Евросоюзом. Программа также поддерживает и культурные проекты по развитию культурной инфраструктуры.
Культурная политика Евросоюза проецируется и на страны Юго-Восточной Азии. В 1996 г. на Бангкокском саммите глав государств и правительств стран ЕС и десяти азиатских стран (Бруней, Китай, Индонезия, Япония, Южная Корея, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам) были установлены партнерские отношения, одним из главных аспектов которых явилось содействие улучшению взаимопонимания между Азией и Европой на основе интеллектуальных, культурных и человеческих обменов. Эти акции (встречи, семинары, фестивали имеют отношение к книгоизданию, музыке, защите и развитию культурного наследия, культурный туризм и т.д.), в первую очередь, затрагивают молодых деятелей искусства и культуры[15].
Европейский союз также активно сотрудничает со странами Латинской Америки. С 1995 г. ЕС проводит новую стратегию в отношении сотрудничества с этим регионом. Общая история и культура Европы и стран Латинской Америки обусловили приоритетную сферу сотрудничества – усиление взаимопонимания через образование и культуру. Европейский союз финансирует две программы по культуре и софинансирует проекты в различных областях (сохранение культурного наследия, архитектура и т.д.).
Немаловажный интерес для представили программы сотрудничества Европейского союза с США. Они в основном касаются высшего образования и профессиональной подготовки. Главным принципом такого сотрудничества является взаимное признание культурного, социального и экономического разнообразия. Отношения Евросоюза и Канады также охватывают вопросы мобильности студентов и преподавателей, укрепления взаимопонимания между народами ЕС и Канады и т.д.[16]
Следует отметить программы сотрудничества Европейского союза в сфере культуры с некоторыми международными организациями, в частности, с Советом Европы. Это, прежде всего, культурные кампании, направленные на развитие сознания граждан ЕС (год языков, дни культурного наследия и т.д.), финансирование проектов по созданию сети сотрудничества по культурному наследию и ремеслам, сохранению археологических достопримечательностей и др. Активные отношения связывают Евросоюз с ЮНЕСКО. Сотрудничество охватывает вопросы культурного наследия, языков и культурного разнообразия. Важный пункт сотрудничества - позиция Евросоюза относительно конвенции ЮНЕСКО о защите и развитии разнообразия культурной экспрессии, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (октябрь 2005 г.). Конвенция – первый в своем роде международный документ, который олицетворяет консенсус международного сообщества по проблеме культурного разнообразия.
В целом, анализ культурных связей ЕС с третьими странами показывает, что Евросоюз стремится придать им глобальный характер, добиться взаимопонимания различных культур, их взаимодействия и сотрудничества, признавая тем самым равноправие культур, их уникальность, самобытность, неповторимость. Такой подход обеспечивает жизненность культурной деятельности и сотрудничества ЕС, приносит ему политические и иные дивиденды
Особенности становления информационного общества в Европе отчётливо проявляют себя во взаимодействии культурных институтов с образовательными структурами, мультимедийной индустрией, а также рамочными программами в сфере науки и технологии. Это партнёрство базируется на опыте и ресурсах государственного и частного секторов, библиотек, музеев и архивов и реализуется в сфере электронной культуры[17].
Главная цель финансовых усилий ЕС в этой сфере состоит в том, чтобы сделать доступ европейцев к культурным достижениям более демократичным и помочь пользователям Интернета получить больший виртуальный доступ к коллекциям музеев, библиотекам и другим культурным фондам. Так, в частности, проект “Chance” посвящён созданию электронных баз данных, связывающих музеи и частные коллекции, в том числе произведений живопи, скульптуры, художественные артефакты и т.д. Программа “TEN – telecom” касается структур, объединяющих европейские и глобальные компьютерные сети. А программа “eContent” сфокусирована на коммерческом потенциале европейского культурного материала в цифровом формате и помогает фирмам адаптировать их продукты и услуги к потребностям иностранных рынков, поскольку культура, кроме всего прочего, является важным сектором экономики[18].
Ежегодно Евросоюз проводит сетевые недели культуры. В этот период школы, молодёжные организации и культурные центры привлекаются к показу и распространению результатов своей работы посредством мультимедийных представлений, виртуальных выставок, рекламы и т. д. Данная инициатива Netd@ys week Europa нацелена на привлечение европейцев к активному участию в культурной жизни ЕС и поощряет использование новых СМИ для образовательных и культурных целей[19].
Каждый год Совет министров культуры государств-членов ЕС выбирает несколько городов культуры. Такие города, как Афины, Авиньон, Берлин, Хельсинки и многие другие уже получили поддержку ЕС в организации концертов, выставок и конференций европейского масштаба.. А благодаря схемам городов-партнёров множество мелких посёлков и крупных городов создали прочные сети культурного взаимодействия.
Заключение
Обобщая итоги работы, можно сделать следующие выводы:
1. Коренные интересы Евросоюза ставят перед ним задачу распространения интеграции на новые сферы жизнедеятельности европейского Сообщества. Самостоятельное значение эта деятельность приобрела в постмаастрихтский период (с 1992 г.), когда была создана нормативная база по некоторым направлениям культурной деятельности Евросоюза.
Процесс европейской интеграции является объективной потребностью членов Сообщества в условиях глобализации. Интеграция осуществляется так называемым «коммунитарным методом», т.е. постепенно охватывая все новые и новые сферы жизнедеятельности единой Европы. Эта тенденция характерна и интеграционным процессам в области культуры.
2. Евросоюз преследует в культурной политике разнообразные стратегические цели: сохранение европейского культурного наследия, взаимообогащение культур народов ЕС, политическая консолидация Сообщества, укрепление европейской идентичности, союзного гражданства, решение проблем занятости.
Культурные аспекты являются неотъемлемым элементом практически всех без исключения направлений деятельности Евросоюза, в том числе, образования, экономики, сельского хозяйства, туризма, развития человеческих ресурсов, новейших технологий, экологии и т. д.
3. Сфера культуры является самостоятельным направлением политики ЕС. В последние годы на европейском уровне приняты принципиальные политические решения, разработаны концептуальные подходы, выдвинуты важные политические инициативы, серьезно влияющие на культурную сферу, придавая ей универсальное значение в интеграционных процессах в ЕС. Активное участие в этом принимают наднациональные органы управления: Европейский совет, Еврокомиссия, Европарламент и другие.
Важнейшей стратегической целью Евросоюза является создание и укрепление единого культурного пространства. Благодаря интенсивной законотворческой, организационной и финансовой деятельности структур ЕС, единое европейское культурное пространство становится реальностью.
4. Действенным инструментом реализации культурной политики внутри Сообщества служат различные программы и инициативы («Культура 2000», «Европейская Столица Культуры», «Месячники европейской культуры» и др.). Программы являются универсальными организационно-финансовыми инструментами в решении не только специфических задач в сфере культуры, но и важных экономических, социальных и образовательных.
В целях укрепления своих позиций в мире Европейский союз осуществляет множество программ развития и сотрудничества со странами Средиземноморья, Азии, Африки, Латинской Америки, с США, Канадой, Японией и др., составным элементом которых являются культурно-образовательные программы.
Цели европейской культурной политики, будучи предельно формализованными в документах ЕС, сегодня состоят в том, чтобы вывести на первый план необъятное общеевропейское культурное наследие, повысить чувство сопричастности к нему каждого европейца, одновременно относясь с пониманием и уважением к культурным, национальным и религиозным различиям. Такой подход отражает фундаментальные ценности, разделяемые европейцами. Именно на них и основана европейская интеграция.
Список литературы
1. Арнольдов А.И. Культурная политика: реалии и тенденция / Моск. гос.ун-т культуры и искусств. – М., 2002. – 64 с.
2. Бутенко М.Э. Зарубежный опыт социально-культурного развития: учебное пособие. – СПб.: СПГУКИ, 2005. – 348 с.
3. Водопьянова Е. Культурная политика Европейского союза и вызовы времени // Современная Европа. – 2008. № 4. – С. 112-122.
4. Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры: Сб. материалов / Сост. Е.И.Кузьмин, В.Р.Фирсов. – М.: Либерия, 2005. – 240 с.
5. Никитенко А.И. Политика культурной интеграции: Россия и СНГ в контексте опыта Европейского союза // Вестник Поволжской академии государственной службы. – 2009. – № 2. – С. 207-213.
6. Салымбекова А.Д. Культурная политика Европейского союза в глобальном мире. – Бишкек: КРСУ, 2008. – 206 с.
7. Тиунов О.И. Международно-правовое регулирование сотрудничества государств в сфере культуры: связь времен и современность // Российский юридический журнал. – 2006. – № 4. – С. 31-41.
[1] Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры: Сб. материалов / Сост. Е.И.Кузьмин, В.Р.Фирсов. – М.: Либерия, 2005. – С. 32.
[2] Арнольдов А.И. Культурная политика: реалии и тенденция / Моск. гос.ун-т культуры и искусств. – М., 2002. – С. 12.
[3] Бутенко М.Э. Зарубежный опыт социально-культурного развития: учебное пособие. – СПб.: СПГУКИ, 2005. – С. 75.
[4] Салымбекова А.Д. Культурная политика Европейского союза в глобальном мире. – Бишкек: КРСУ, 2008. – С. 63.
[5] Водопьянова Е. Культурная политика Европейского союза и вызовы времени // Современная Европа, 2008. № 4. – С. 113.
[6] Арнольдов А.И. Культурная политика: реалии и тенденция / Моск. гос.ун-т культуры и искусств. – М., 2002. – С. 23.
[7] Бутенко М.Э. Зарубежный опыт социально-культурного развития: учебное пособие. – СПб.: СПГУКИ, 2005. – С. 97.
[8] Тиунов О.И. Международно-правовое регулирование сотрудничества государств в сфере культуры: связь времен и современность // Российский юридический журнал. – 2006. – № 4. – С. 32.
[9] Салымбекова А.Д. Культурная политика Европейского союза в глобальном мире. – Бишкек: КРСУ, 2008. – С. 43.
[10] Бутенко М.Э. Зарубежный опыт социально-культурного развития: учебное пособие. – СПб.: СПГУКИ, 2005. – С. 76.
[11] Водопьянова Е. Культурная политика Европейского союза и вызовы времени // Современная Европа, 2008. № 4. – С. 114.
[12] Никитенко А.И. Политика культурной интеграции: Россия и СНГ в контексте опыта Европейского союза // Вестник Поволжской академии государственной службы. – 2009. – № 2. – С. 210.
[13] Салымбекова А.Д. Культурная политика Европейского союза в глобальном мире. – Бишкек: КРСУ, 2008. – С. 86.
[14] Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры: Сб. материалов / Сост. Е.И.Кузьмин, В.Р.Фирсов. – М.: Либерия, 2005. – С. 94.
[15] Бутенко М.Э. Зарубежный опыт социально-культурного развития: учебное пособие. – СПб.: СПГУКИ, 2005. – С. 113.
[16] Водопьянова Е. Культурная политика Европейского союза и вызовы времени // Современная Европа, 2008. № 4. – С. 116.
[17] Арнольдов А.И. Культурная политика: реалии и тенденция / Моск. гос.ун-т культуры и искусств. – М., 2002. – С. 31.
[18] Салымбекова А.Д. Культурная политика Европейского союза в глобальном мире. – Бишкек: КРСУ, 2008. – С. 97.
[19] Никитенко А.И. Политика культурной интеграции: Россия и СНГ в контексте опыта Европейского союза // Вестник Поволжской академии государственной службы. – 2009. – № 2. – С. 210.