Определение государственной культурной политики

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА И. В. СТАЛИНА

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – Сергеев Е.А., доктор пед. наук, профессор

Исполнитель:

студент группы 5-02

Яскевич Роман Михайлович

Специальность 071401.65«Социально-

культурная деятельность»

Специализация: менеджмент

социально-культурной деятельности

Смоленск, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

  Стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА КАК ОБЪЕКТ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ  
  1.1. Определение государственной культурной политики…………………………………………………………      
  1.2. Цели и задачи культурной политики..........................................  
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА И. В. СТАЛИНА  
  2.1. Анализ культурной политики И. В. Сталина.…………………  
2.2. Влияние культурной политики И. В. Сталина…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………  
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….………………….

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.Советский период – это сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и культуры. ХХ век дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Появились многочисленные творческие объединения, художественные школы, направления, течения, стили.

Однако именно в ХХ веке в России была создана тотализированная социокультурная система, отличительными чертами которой были идеологический контроль над духовной жизнью общества, манипулирование сознанием, уничтожение инакомыслия, физическое уничтожение цвета российской и научной и художественной интеллигенции. Словом, культура советского периода была противоречива. В ней проявлялись как положительные, так и отрицательные явления. В ее оценке необходимо соблюдение принципа объективности, исключение каких-либо идеологических пристрастий.

"Большим счастьем для России было то, что в годы тяжелых испытаний ее возглавил такой гений и непоколебимый полководец, как Иосиф Сталин. Он был выдающейся личностью, вполне соответствовавшей жестокому периоду истории, в котором протекала его жизнь... Нет, что бы ни говорили о Сталине, таких история и народы не забывают" – это сказал У. Черчилль после Победы 1945 года. С этим утверждением непременно многие ученые не согласятся, но несомненно стоит признать, что И. В. Сталин руководил самой большой страной мира в период глубочайшего кризиса, вызванного экономической нестабильностью, последствиями Гражданской войны, наступлением Великой Отечественной войны и последующим противостоянием с Америкой (начало гонки вооружений и "холодной войны"). Сегодняшним днем современная Россия находится в сходной ситуации – экономический кризис и галопирующая инфляция, санкции мирового сообщества в отношении нашей страны, сообщения западных СМИ о «новом витке холодной войны». Противостоять неблагоприятным обстоятельствам возможно, так например выйдя из Второй Мировой победителем Советский Союз находился в полной разрухе и выстоять помогли национальное самосознание и энтузиазм русского народа. Поэтому формируя сегодня «Основы законодательства о культуре» или формулируя стратегию государственной национальной безопасности, стоит учитывать накопленный опыт, использовать позитивный и не допускать ошибок прошлого.

Объект исследования: культурная политика И. В. Сталина.

Предмет исследования: направления и влияние культурной политики И. В. Сталина в историческом аспекте.

Цель исследования: изучить направления и влияние культурной политики И. В. Сталина в историческом аспекте.

Задачи исследования:

· изучить определение термина «государственная культурная политика»;

· выделить основные цели и задачи культурной политики;

· проанализировать культурную политику И. В. Сталина;

· выявить степень влияния культурной политики И. В. Сталина на советское искусство.

ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА КАК ОБЪЕКТ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

Как утверждают В. С. Жидков и К. Б. Соколов, несмотря на то, что термин «культурная политика» появился только лишь в XX веке, деятельность эта существовала во все времена. Люди всегда жили в некоем «культурном поле» и занимались его формированием и на всех этапах существования человеческие сообщества выражали свое отношение к окружающей действительности посредством художественно-образных форм. Таким образом, создавались предметы художественной культуры. [4, с.3]

Сегодняшним днем положение о том, что именно культура различает людей, группы, страны, национальности является аксиомой. С пониманием данного постулата у человечества появились вопросы: хорошо ли, что существуют данные различия или нет, а так же как решать конфликтные проблемы, возникшие на этой почве. А главный вопрос – можно ли управлять культурными процессами. [4, с.4] Именно для решения данных вопросов на протяжении всей истории человечества люди занимались тем, что сегодня имеет название «культурная политика».

Культурная политика – это направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества [6. с.3]

Давая определение понятию культурной политики государства необходимо сказать о том, что это совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры [6. с.4].

Однако, вопросы культурной политики сегодня, это приоритет не только различных государств. В середине ХХ века созданы организации ЮНЕСКО и Совет Европы, занимающиеся, в том числе вопросами развития культуры и сохранения культурного наследия. Так, например, в задачи ЮНЕСКО в области культуры входит содействие культурному разнообразию, основанное на человеческих взаимоотношениях. Этот подход был подтверждён в 2001 году с принятием Всеобщей декларации о культурном разнообразии. От охраны всемирного культурного и природного наследия, представляющего ценность для всего человечества, организация перешла к защите различных форм нематериального культурного наследия, шедевров устного творчества. Среди программ ЮНЕСКО в ведении культурного направления находятся такие программы как Всемирное наследие, Нематериальное культурное наследие, Подводное культурное наследие. [8. с, 23].

Современная культурная политика цивилизованных стран - научно обоснованная деятельность государства, способствующая поддержанию и развитию культуры.

Другими словами, государство предъявляет обществу модель взаимоотношения с культурой и искусством. Оно определяет основные приоритеты в этой области и предлагает основные механизмы их реализации. Обнародовав свою позицию, государство выступает гарантом ее реализации.

В культурной политике любого государства присутствуют, как правило, три основные составные части: концептуальная, экономическая и законодательная. Первая составляющая, по сути дела, акцентирует философско-содержательный, ценностный аспект культурной политики. Именно здесь определяются стратегические цели государства в отношении культуры, формулируются основные ценностные установки, выявляются приоритеты, которые впоследствии транслируются всему обществу [11. с, 57].

Культурная политика - порождение государственной власти. Именно она ее формулирует и, в конечном счете, реализует. Поэтому наряду с содержательно-концептуальными вопросами, здесь особую роль играют экономическая и правовая ее составляющие. Они и являются основными механизмами реализации культурной политики. Позиция государства относительно принципов финансирования культуры - ключевой вопрос ее экономической поддержки.

Определяя принципы финансирования культуры, (полное или частичное) государство берет на себя ответственность за последовательное проведение их в жизнь, тем самым оно определяет финансовые условия существования культуры.

Третьей важной составляющей культурной политики становятся законы. Они напрямую регламентируют организационно-творческую деятельность. В этом случае важны не только законы, непосредственно связанные со сферой культуры, но и смежные законы. Это целая система законодательных актов, которые обуславливают правила функционирования культуры.

В разных государствах не может быть идентичной культурной политики. Типы или модели культурной политики могут совпадать или быть родственными, но конкретное наполнение будет разным.

Таким образом, культурная политика – это многоуровневая система. В ней интегрируются различные составляющие, но доминирующим должно быть духовное измерение личности и общества.

Культурная политика демократического государства имеет двойственный облик. С одной стороны, свобода духа как неотъемлемое условие органического развития, а с другой - политика, которая непосредственно связана с властью, основными признаками которой являются принуждение в отношении общества и его членов через закон, регламентация политической жизни через установление норм, управление ею. Политическая власть за всю историю своего существования не смогла обойтись без культурных ценностей, используя их всякий раз на свой лад, в своих интересах.[10 c, 21]

Наши рекомендации