Факторы культурной политики

- государственное устройство;

- этническое разнообразие;

- религия;

- степень иностранного влияния в данной культуре плюс СМИ.

Культурная политика имеет два пласта:

1) совокупность провозглашаемых целей, ориентиров, идеалов и идей;

2) совокупность практических мероприятий, которые могут сильно отличаться от провозглашаемых целей.

Оба пласта К.П. существуют в любом обществе, которое хоть как-то занимается регулированием культурной жизнью страны.

Иными словами, но, по сути, о том же пишет и А.Я.Флиер: «Размышляя о целях, задачах, средствах и принципах новой культурной политики России, следует, прежде всего, четко дифференцировать собственно культурную политику и оперативное управление текущими культуротворческими процессами как два разных уровня стратегии и тактики управленческой деятельности, разграничить эти цели, задачи, методы и инструментарий».

Можно ли управлять культурой? По этому поводу традиционно ведутся долгие споры почти во всяком обществе. Деятели культуры, пытаются ограничить «вмешательство» государства или каких-либо «посторонних» институтов в такое «творческое и тонкое» дело.

Существует мнение, что культура менее других сфер поддается какому-либо упорядочению.Это происходит из-за особой роли творческого начала в культуре: она связана с индивидуальной деятельностью художников и мыслителей, писателей и артистов и не поддается строгой регламентации.

Вместе с тем, всегда существовали различного рода регулирующие институты, направляющие культурную жизнь, что-то поощрявшие, что-то ограничивающие, а иногда и подавлявшие.

В истории культуры возникали противоречия между тенденциями к централизации культурной деятельности со стороны государства и ее демократизацией, которую требуют неправительственные организации. Государственное вмешательство угрожало зависимостью культурной деятельности от власти, правящих кругов и деформацией культурной жизни в целом.

С другой стороны, государство, являясь важнейшим институтом политики, играет для культуры серьезную роль. Обеспечивая общесоциальные функции (поддержание порядка, защита населения, регуляция важнейших систем функционирования общества) оно является важнейшей предпосылкой культуры, без чего общество оказывается во власти локальных сил и местных интересов.

Вмешательство правительственных органов в работу культурных организаций и групп зачастую просто необходимо, так как без правительственной поддержки они могут не выдержать затруднений разного рода (и не только финансовых, но и правовых, политических и т.д.) и перестают существовать.

Государство выступает также как важный «заказчик» и «спонсор», поддерживая культурную деятельность материально или через предоставление привилегий.

Если обратиться к истории, то можно проследить, когда государство или церковь, с одной стороны, были главными институтами, поддерживавшими искусство, литературу и науку, а с другой – они же запрещали те направления или отказывали в покровительстве тем художникам, мыслителям и изобретателям, которые либо противоречили «общественным нормам», либо наносили ущерб государству или церкви.

Позднее эти функции стали регулироваться «рынком», и корректироваться правовыми принципами. В дополнение к ним сформировались разнообразные органы, институты и формы регуляции культурной жизни и деятельности (фонды, спонсорство, патронаж, академии, премии, звания и т.д.).

В самой культуре существуют механизмы и структуры ее самообеспечения:

1) творцы, т.е. мыслители, писатели, ученые, мастера искусств и т.д., создающие новые произведения, выдвигающие новые идеи, совершающие открытия и т.п.;

2) зрители-слушатели (потребители), для которых и предназначено так или иначе культурное творчество;

3) т.н. культуроустроители, соединяющие творчество со зрителями, обеспечивающие выход «культурной продукции», создание условий для творчества, для контакта со зрителями. Это арт-менеджеры: импресарио, менеджеры, продюсеры, издателы; спонсоры и критики в разных видах творчества.

Конструирование национальной концепции культурной политики прежде всего зависит:

1) от принятой в данном обществе политической идеологии;

2) от господствующих представлений о природе культурных процессов, их влиянии на развитие общества, приоритетности решения проблем культуры для государства, о его взаимных обязательствах с субъектами, творящими культуру, и с обществом в целом.

Средства культурной политики представляют собой совокупность субъектов (институтов) этой политики, предпочитаемых методов и инструментария по ее осуществлению, Здесь также следует различать творческие институты (производящие культурные тексты — произведения, формы, образцы), с одной стороны, и собственно институты культурной политики (собирающие, хранящие и распространяющие эти тексты) — с другой.

Цели культурной политики в России (по Флиеру):

- всестороннее развитие системы социально-культурных ценностных ориентаций человека и общества;

- помощь населению в становлении ценностных ориентаций, адекватных новым условиям образа жизни и картины мира;

- развитие духовно-ценностной компоненты во всех проявлениях социальных интересов и потребностей людей;

- приобщение к многообразию культур человечества, воспитание толерантного отношения к иному и потребности в культурном взаимодействии;

- воспитание демократического и плюралистического миропонимания.

Задачи культурной политики:

-исследование, прогнозирование и проектирование основных направлений социально-культурной эволюции общества, характерных черт многонациональной российской цивилизации;

– разработка основных принципов и направлений новой социокультурной аксиологии,

– прогнозирование наиболее вероятных черт и параметров нового образа жизни, детерминируемого складывающимися в России социально-экономическими, государственно-политическими, духовными и иными условиями,

– исследование и формулирование новых параметров российской идентичности;

– поиск новых, современных языков и технологий социокультурной коммуникации;

– исследование тенденций эволюции социального заказа на содержание и формы культуры, на стилевые и качественные параметры образа жизни, освоение методики прогнозирования развития подобного заказа,

– совершенствование законодательной базы в области культуры и социокультурной политики;

– развитие фундаментальных научных исследований в области культурологии (теории и истории культуры и цивилизации) с целью познания законов и механизмов, определяющих культурообразующие процессы;

– развитие историко-культурологического направления в системе общего среднего образования, теоретико-культурологического – в системе общего высшего образования и комплексно-культурологического – в системе вузов и факультетов, готовящих специалистов-культурологов,

– целенаправленное формирование корпуса специалистов-культурологов, призванных практически осуществлять задачи культурной политики;

– разработка системы управленческих принципов и методов, перспективных управленческих технологий и инструментария, наиболее адекватных задачам регулирования столь специфического процесса, как культуротворчество,

– разработка основных принципов взаимодействия с общественными организациями (религиозными, национальными, социальными), со сферой художественной практики, с философскими, общественными и гуманитарными науками, со сферой образования, средствами массовой информации и книгоиздателями, со сферой организации и обеспечения досуга и т.п. как основными субъектами практического воспроизводства культуры.

Наши рекомендации