Билет 37: Особенности и проблемы российского общественного правосознания
Правocoзнаниe – это по сути отражение правовой действительности в сознании человека. Правосознание формируют, во-первых, юридические знания человека. Во-вторых, оценочные отношения к праву как целостному явлению, к правореализации, законодательству, правовым гарантиям и т.п.
Причины и предпосылки:
1) Необоснованно жесткая политика государства.
2) Длительная эпоха подавления прав и свобод личности.
3) Ускоренное создание гражданского общества, создавшее ряд серьёзных трудностей.
Исторически сложившиеся особенности:
1) Многовековое общинное сознание, стремление к соборности.
2) Пренебрежительное отношение к закону, при не менее очевидном уважении к порядку.
3) Постоянное стремление к «воле», свободолюбие.
4) Неприятие формализма.
5) Ведущая роль государства в историческом развитии.
Современные особенности (и проблемы в том числе):
1) Юридическая неграмотность.
2) Низкий уровень жизни большого числа жителей России.
3) Низкая правовая культура должностных лиц.
4) Низкий уровень нравственной культуры, влияющий на правосознание в том числе.
5) Высокий уровень правового нигилизма, как следствие всего вышеизложенного.
Большое внимание уделяется развитию молодежной политики в области формирование правосознания и правовой социализации – отсюда, проблема заключается в т.н. правовом нигилизме населения. Проблемой так же можно обозначить роль СМИ в деле правового воспитания, развития у граждан навыков поведения, исходя из осознанных правовых взглядов и убеждений - масс-медиа склонны к развлекательности и сенсационности, пропаганде стяжательства и насилия, что мешает формированию истинной правовой культуры.
Учитывая тесную взаимосвязь морали и права, а также большой духовно-нравственный потенциал традиционных для России и религий, субъектам реализации государственной политики в рассматриваемой сфере необходимо установить и поддерживать отношения конструктивного социального партнёрства с религиозными конфессиями.
В 2011 году Президент утвердил Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан:
Пункт 10. В условиях правового государства возрастает роль закона в системе социальных регуляторов, происходит усиление правовых начал в поведении людей, в жизни общества и государства. Недостаточный уровень правовой культуры и правосознания, правовой нигилизм граждан России являются серьёзной проблемой обеспечения реализации принципов верховенства права.
IV. Цели и основные направления государственной политики
14. Целями государственной политики являются:
1) формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма;
2) повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомлённости и юридической грамотности;
3) создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения;
4) внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.
Билет 38: Сравнительное правоведение
Сравнительное правоведение — наука, которая занимается изучением общих и специфических закономерностей возникновения, развития и функционирования современных правовых систем мира. Данная наука базируется на применении сравнительно-правового метода. Сравнение позволяет классифицировать государственно-правовые явления, присущие правовым системам разных стран, определить их историческую последовательность, генетические связи между ними, характер заимствования норм, принципов, форм права одной правовой системы у другой.
Правовые семьи – группы нац правовых систем, объединенных общими признаками. Общие элементы:1)общие корни и история права;2) общие принципы права; 3) одинаковый ряд источников; 4) одинаковое структурное строение права; 5)общность понятийного аппарата и др.5 основных:1) романо-германская;2) англосаксонская; 3) религиозно-правовая - страны с гос религией; 4) социалистическую; 5) обычно-правовую..
Романо-германская ПС (Италия, Франция, Испания, Португалия, Германия, Швейцария)
Корнями уходит в древнеримское право. В XII-XIII веках римское право стало постепенно восприниматься существовавшими тогда в Европе гос-ми. Процесс восприятия права – рецепция. В 1804 году во Франции был принят единый ГК «Кодекс Наполеона». В 1900м году был принят единый ГК Германии. Нац правовые системы данной семьи состоят из публичного и частного права, из множества институтов и отраслей, которые возникают по мере развития общества. В основе права лежат общие принципы: 1) принцип формального равенства субъектов в частноправовых отношениях; 2) принцип справедливости; 3) принцип равенства мужчины и женщины и др. Источниками являются законы (кодексы), подзаконные акты; обычаи, которые либо закрепляются, либо запрещаются в законах, либо используются при пробелах в зак-ве.
Англосаксонская ПС (Англия, США, Канада, Австралия и др.)
Корнями уходит в английское общее право. Право фактически создавалось судьями. В XI веке в Британии произошло становление единого централизованного гос-ва, установилась прямая вассальная зависимость феодалов от короля. Король учредил Королевский суд в Вестминстере, возникла система королевских судов. Можно сказать, что судебная ветвь власти стала функционировать самостоятельно, автономно -> суды приобрели в стране большое влияние и сумели обеспечить себе место, равное с законодателем. Королевские судьи для рассмотрения дел часто выезжали на места в разные уголки страны. Решая эти дела, судьи брали за основу местные обычаи. Позднее король перепоручил рассмотрение дел своему первому министру – лорду-канцлеру, при котором в конце XV века возник специальный суд – суд справедливости. Основными источниками в англосаксонском праве являются судебные прецеденты, статуты (законы), подзаконные акты, правовые обычаи. По своей структуре англосаксонское право делится на 3 части: 1) общее право(прецеденты); 2) право справедливости; 3) статутное право.
Религиозно-правовая ПС (Иран, Ирак, Пакистан, Судан, Сирия, Ливия, Алжир, Египет.)
Правом являются религиозные нормы или религиозная доктрина. Гос-во освещает своей волей и силой религиозные предписания. Учитывая многообразие религий, данная правовая семья подразделяется на отдельные религиозно-правовые системы: 1) семья мусульманского права; 2) семья индусского права; 3) семья иудаистского права (иудейского) и др.
Социалистическая ПС: (Вьетнам,Куба,КНДР)
Характерным признаком является существенный элемент социалистической идеологии. Образцом для образования правовых систем этой семьи послужила советская система права. В основе воля партийно-гос аппарата. Основное рег-ние осуществлялось подзаконными актами, инструкциями, часто полусекретными или секретными. Разделение властей не признавалось. Ленин: «Советское гос-во не признает ничего частного». Соответственно не было независимого парламента, независимого суда. Констит суд отсутствовал.
Система обычного праваоснована на гос признании сложившихся у населения обычаев и традиций. Например, африканское гос-во Республика Гана является президентской республикой. Вместе с тем, на гос и общ жизнь Ганы очень сильно влияют традиционные родоплеменные отношения. Страна разделена на регионы, в которых реальным влиянием обладают главы местных аристократических фамилий. Без одобрения вождей занять место в структуре власти страны невозможно.